СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Морфология. Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для студентов СПО. Цель урока: обобщение и систематизация материала по теме "Морфология. Части речи."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Морфология. Части речи"»

Технологическая карта урока русского языка

«Морфология. Части речи»

Тема урока:  Морфология. Части речи.

ОУ: ГБПОУ РХ «У(Т)ОР» г. Абакан, Республика Хакасия

Преподаватель: Пинясова Елена Викторовна

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, дидактический материал

УМК:  Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012 г.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

Цель: Обобщение и систематизация материала по теме занятия.


Задачи для студентов

Задачи для преподавателя

Обучающие:

1.Углубление представлений о морфологии, самостоятельных и служебных частях речи.

2.Закрепление умения определять  части речи в тексте и доказывать свою точку зрения.

3.Совершенствование умения выполнять морфологический разбор разных частей речи.

Развивающие:

1.Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

2. Развитие навыков определения грамматических признаков разных частей речи.

3. Развитие навыков правильного произношения слов.

Воспитывающие:

1.Воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности.

2. Воспитание любви к своему краю.

3. Воспитание гордости за выбранную профессию

4.Воспитание толерантных отношений работы в команде.


Образовательные:

1.Создание условий для углубления представлений студентов  о грамматических признаках частях речи.

2. Создание условий для совершенствования  студентами умений выполнять морфологический разбор разных частей речи

Развивающие:

Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития устной и письменной речи студентов, мышления, формирования практических умений и навыков

Воспитательные:

1.Воспитание бережного отношения к слову.

2. Воспитание любви к своему краю, к родине.

3. Воспитание гордости за выбранную профессию.

4.Воспитание толерантных отношений работы в команде.



Тип урока:

Комбинированный

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины:

Морфология, самостоятельные части речи, служебные части речи, междометие, грамматические признаки, морфологиче-ский разбор

Методы и приемы:

Дидактическая игра, проблемный, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы контроля:

Самоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка создан-ного текста (индивидуальный контроль)

Формы организации деятельности:

Индивидуальная, командная, фронтальная


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель этапа:

включение студентов

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.


Подготовка  группы к  работе.

Группа делится на команды

Заполняют лист самооценки (Приложение 2)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  Обращается к эпиграфу урока (стихотворение О.Высоцкой о частях речи), предлагает прочитать выразительно и подумать, о чем данный текст (Приложение 1)

Выполняют задание,

определяя основную мысль текста

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Выслушивает ответы Создает проблемную ситуацию:

- Какой раздел науки изучает части речи?

- По каким признакам все слова в русском языке разделены на группы?

- Как вы сумели это определить?

Что вызвало затруднение?

Сформулируйте проблемный вопрос, определите тему и цель урока


Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.


Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию:

На какие три группы делятся части речи?

Дидактическая игра «Грамматическое лото»

Предлагает работу в командах: заполнить пустые клеточки на игровом поле карточками с ответами

(Приложение 3)

Составляют схему частей речи, каждая команда представляет свою схему.

Команды по очереди зачитывают карточки и вставляют их в пустую клетку, которой соответствует материал в карточке.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)


5. Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение знаний по определению разных частей речи в данном предложении


Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Диктует предложение для записи и работы с ним.

Создает проблемную ситуацию:

Какую проблему можно выделить, опираясь на данное предложение?

1.Работают  с  

предложением – записывают предложение под диктовку, расставляют знаки препинания, определяют тип сложного предложения.

2.Самостоятельная работа: определяют части речи всех слов в данном предложении.


Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)   Умение структури-ровать знания, выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач (П – общеуч.)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель этапа: самооценка студентами результатов своей учебной деятель-ности


Организует деятельность по применению полученных знаний. Предлагает работу с текстом (Приложение 4)

Создает проблему:

1. Озаглавить текст

2. Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей?

Находят загаданное преподавателем слово, делают морфологический разбор по образцу

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение

(Л)

7.Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.


Организует рефлексию,  организует самооценку результатов студентов.

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, заполняя оценочные листы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили на занятии?

Удалось достичь поставленной цели?

Какое задание вам далось легко?

Какие задания показались сложными?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Заполняют лист самооценки.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)





































Приложение 1

Эпиграф

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи

!
Высоцкая Ольга


Приложение 2

Дидактический материал № 1.

Задание: Протестируй сам себя. Знаками  +,  -  отметь  степень освоения  лингвистических понятий: +   знаю и могу объяснить; - не знаю, не могу объяснить.

   Индивидуальная карточка

Понятия по теме «Морфология. Части речи»

Оцените в начале урока

Оцените в конце урока

1.Морфология



2.Части речи



3.Морфологические признаки существительного



4. Морфологические признаки прилагательного



5. Морфологические признаки числительного



6. Морфологические признаки местоимения



7. Морфологические признаки глагола



8. Морфологические признаки причастия



9. Морфологические признаки деепричастия



10. Морфологические признаки наречия




Дидактический материал № 2.



Лист оценивания команды №




Ф.И. студента

Начало урока

Ответы на вопрос

Дидактическая игра

Работа с предложением

Морфологический разбор слов

Итог

1








2








3








4








5








Часть речи

Вопрос

Общее значение

Морфологические признаки

Приложение 3







части речи

Пример

Имя существительное

КТО?

ЧТО?


ПРЕДМЕТ


РОД, СОБСТВЕННОЕ/НАРИЦАТ-Е, ОДУШЕВЛЕННОН/НЕОДУШ., СКЛОНЕНИЕ, ЧИСЛО, ПАДЕЖ


УЧЕНИК

ШКОЛА

Имя прилагательное

КАКОЙ?

ЧЕЙ?

КАКОВ?



ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

РАЗРЯД (КАЧЕСТВЕННОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ), ПОЛНАЯ/

КРАТКАЯ ФОРМА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ


КРАСИВЫЙ

МАМИН

ДОБР

Имя числительное

КОТОРЫЙ?

СКОЛЬКО?

КОЛИЧЕСТВО И ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ

ПРОСТОЕ/СОСТАВНОЕ, КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЛИ ПОРЯДКОВОЕ, РОД, ЧИСЛО ПАДЕЖ


ОДИН

ПЕРВЫЙ

ОБА


Местоимение


КТО? ЧТО?

КАКОЙ? ЧЕЙ?

СКОЛЬКО?

УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ЕГО ПРИЗНАК И

КОЛИЧЕСТВО, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ИХ


РАЗРЯД, ЛИЦО (У ЛИЧНЫХ), ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД (ЕСЛИ ЕСТЬ)


Я, ТЫ, МЫ, СЕБЯ, НАШ, МОЙ,

КАЖДЫЙ, НИКТО, ВСЯКИЙ

Глагол


ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?


ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

ВИД, ПЕРЕХОДНЫЙ/ НЕПЕРЕХОД., СПРЯЖЕНИЕ, ВОЗВРАТНЫЙ/НЕВОЗВРАТНЫЙ, ВРЕМЯ, НАКЛОНЕНИЕ, ЛИЦО, ЧИСЛО, РОД


ЧИТАТЬ

ПРОЧИТАТЬ

Причастие


КАКОЙ?

ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?

ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ

ВИД, ВРЕМЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ИЛИ СТРАДАТЕЛЬНОЕ, ПОЛНАЯ ИЛИ КРАТКАЯ ФОРМА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ


ЧИТАЮЩИЙ

ПРОЧИТАННЫЙ

Деепричастие


КАК?

ЧТО ДЕЛАЯ?

ЧТО СДЕЛАВ?

ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ


ВИД, НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ


ЧИТАЯ

ПРОЧИТАВ

Наречие

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА? ЗАЧЕМ?

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА


РАЗРЯД ПО ЗНАЧЕНИЮ,

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ,

НЕИМЕНЯЕМОСТЬ

СВЕЖО

ВЧЕРА

СЛЕВА



ЧАСТЬ РЕЧИ





ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЕ


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ


ПРИМЕРЫ


ПРЕДЛОГ



ВЫРАЖАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ,

МЕСТОИМЕНИЙ ОТ ДРУГИХ СЛОВ


ПРОИЗВОДНЫЕ ИЛИ НЕПРОИЗВОДНЫЕ;

НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ


БЛАГОДАРЯ, В ТЕЧЕНИЕ

ОТ, У, НАД, В И ДР.


СОЮЗ



СВЯЗЫВАЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО


СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ;


ПРОСТЫЕ ИЛИ СОСТАВНЫЕ;


НЕИМЕНЯЕМОСТЬ



И, А, НО, ИЛИ, ЗАТО

ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ,


ЛИБО, И, А, ЧТО, ГДЕ

ПОТОМУ ЧТО


ЧАСТИЦА



ВНОСИТ РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СЛОВА


РАЗРЯДЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ

(ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ, МОДАЛЬНЫЕ);

НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ



БЫ, Б, ПУСТЬ, ДАВАЙ

НЕ, НИ

ЛИ, РАЗВЕ, ЧТО ЗА, ЛИШЬ





Приложение 4


Текст

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывет так медленно!

(По В. Тельпугову)




































5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!