СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью. Тема: «Различение Г-К»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью. Тема: «Различение Г-К»»




Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Различение Г-К»

Класс: 2

Технологическая карта урока русского языка

Предмет: Русский язык


Класс: 2


Тема: «Различение Г-К»


Тип урока: Изучение нового материала


Цель: Создание условий для формирования навыка различения парных согласных Г-К по звонкости и глухости.


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: минимальный уровень: различение гласных и согласных звуков и букв, оппозиционных согласных по звонкости-глухости; деление слов на слоги для переноса; достаточный уровень: характеристика согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием.

  • личностные: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  • базовые учебные действия:

    • личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

    • коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

    • регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, принимать оценку деятельности.

    • познавательные: читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией; сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Оборудование / средства, в том числе ИКТ:

Для учителя:

Учебник «Русский язык» 2 класс, ч. 1, звукобуквенная лента, звуковая лента, дидактическая игра «Домики для букв», предметные картинки, цветные маркеры, презентация, компьютер, проектор.

Для обучающихся:

Учебник «Русский язык» 2 класс, ч. 1, тетрадь, письменные принадлежности.


Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

/ индивидуальная и дифференцированная работа

Методы, формы, приемы

Планируемые

результаты

этапа

Организационный момент (2 мин.)

1. Подготовка детей к уроку посредством беседы.

2. Поверка готовности обучающихся к занятию через организующую помощь.

3. Создание благоприятной обстановки с помощью позитивной установки.

4. Формировать осознание и освоение социальной роли обучающегося через соблюдение норм школьного поведения.


-Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

-Я очень рада этому, назовите урок, который у нас сейчас начинается по расписанию?

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

-Да, а что у нас должно лежать на столах?

-Надеюсь, сегодня мы с вами хорошо поработаем и получим новые знания!

Встают, слушают учителя, здороваются.

-Здравствуйте! Хорошее!

-Русский язык!


-Писать, изучать русский язык.


-Учебник, тетрадь, ручка и карандаш.

Методы: словесные (беседа).

Форма: фронтальная.

1. Обучающиеся настроены на работу.

2. Готовность к уроку проверена.

3. Создана благоприятная обстановка.

4. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося через соблюдение норм школьного поведения.


Реализуемые БУД:

Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

Коммуникативные:

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Развитие мелкой моторики (3 мин.)

1. Проведение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, посредством выполнения пальчиковой гимнастики.

-А теперь давайте разомнём с вами наши пальчики, чтобы приготовиться к письменным заданиям на уроке.

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка); Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка); Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка); Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка); Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Методы: словесные (объяснение), практические (выполнение пальчиковой гимнастики).

Форма: фронтальная.

1. Обучающимися выполнены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, посредством выполнения пальчиковой гимнастики.

Реализуемые БУД:

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Минутка чистописания (4 мин.)

1. Повторение изученных парных согласных, их правильного начертания и соединения через практические упражнения.

-Какие парные слоги мы уже с вами изучили? Давайте все вместе повторим на ленте (показ): Б-П, В-Ф.

-Посмотрите на презентацию, на ней изображен образец прописных букв. Давайте пропишем их в воздухе вместе. А теперь я напишу пары на доске, следите, как я прописываю их (проговаривание по элементам).

-А теперь прописываем пары в тетради, обучающиеся № 1 и 2 самостоятельно, остальные опираются на образец (дифф. работа).

-Б-П, В-Ф.


Прописывают.

Дифференцированная работа – часть обучающихся записывают материал самостоятельно, другая часть записывают материал с использованием примера.


Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (работа в тетради).

Форма: фронтальная.

Инд. работа – написание с опорой на образец.

1. Обучающиеся повторили изученные парные согласные, их правильное начертание и соединения.

Реализуемые БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Познавательные: писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Словарная работа (6 мин.)

1. Познакомить обучающихся с новым словарным словом и его написанием посредством объяснения.

2. Развивать у обучающихся навык

списывания печатного текста с орфографическим проговариванием через практические упражнения.

-Послушайте и отгадайте загадку:

Квашеная, солёная,

В щах она вареная.

В салат нарежут её густо.

Свежую, зеленую…


-Вы правильно отгадали загадку! А что же такое капуста и для чего она нужна?

-Верно, ребята, капуста – это овощ, состоящий из множества листьев, его едят в сыром и приготовленном виде.

-Посмотрите на доску, так выглядит слова «капуста». Нужно запомнить, что оно пишется с буквой А.

Давайте вместе прочитаем это слово (по слогам) КА-ПУ-СТА. А теперь прочитайте это слово хором уже без меня.

-Правильно, ребята. Я напишу его на доске. Посмотрите и запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь. Но перед этим, какая буква «опасная» в этом слове? Верно. Подчеркните опасное место красным карандашом. Поставьте в слове ударение. Обучающиеся № 1 и 2 пишут в тетради самостоятельно, остальные по образцу.





-Капуста.






-Капуста – овощ. Его кушают.




Рассматривают новое словарное слово, читают, записывают в тетрадь.







-Буква А.

Дифференцированная работа – часть обучающихся записывают материал самостоятельно, другая часть записывают материал с использованием примера.

Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация правильного написания слова), практические (запись в тетради).

Форма: фронтальная.

Приёмы: отгадывание загадок.

1. Обучающиеся познакомились с новым словом, запомнили и научились его писать.

2. Обучающиеся развивают навык списывания печатного текста с орфографическим проговариванием.

Реализуемые БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Познавательные: писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией.


Подготовка к изучению новой темы (5 мин.)

1. Подготовить обучающихся к новой теме посредством с помощью повторения пройденного материала.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Ребята, какой раздел мы начали изучать на прошлых уроках?

-Да, парные звонкие и глухие согласные. Как мы определяем звонкость и глухость согласных?

-Правильно! Давайте послушаем изученные нами пары. Б – это согласный или гласный? Как мы это понимаем? Хорошо, при произнесении горлышко дрожит или нет, произносим мы с голосом? Значит этот звук какой? Да.

(Аналогично с другой парой)

А теперь давайте послушаем новую для нас пару согласных Г и К. Если будут возникать сложности, обращаемся к звукобуквенной ленте, ищем колокольчик у парных согласных и проверяем.

Г – глухой или звонкий? Почему? Правильно! К – глухой согласный или звонкий? Почему?

Правильно.

-Парные звонкие и глухие согласные.


-Согласный произносится с голосом, дрожит горлышко.

-Согласный. При их произнесении воздушная струя встречается с языком.

-Дрожит. Произносим с голосом. Звонкий.

-Не дрожит, произносим без голоса. Значит согласный П – глухой.





-Звонкий. Потому что произносим с голосом.

-Глухой. Потому что произносится без голоса.

Методы: словесный (беседа)

Форма: фронтальная.

1. Обучающиеся подготовились к новой теме с помощью повторения нового материала. 2. Развивают умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Реализуемые БУД:

Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией.


Объявление темы урока
(1 мин.)

1. Сообщить тему урока в устном виде.

-Сегодня мы с вами будем работать с парными согласными Г и К, учиться различать их в словах.

Обучающиеся слушают тему урока.

Методы: словесный (объяснение)

Форма: фронтальная.

1. Обучающиеся узнали тему урока в устном виде.

Реализуемые БУД:

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Изучение нового материала (6 мин.)

1. Развивать умение различать оппозиционные согласные по звонкости/глухости.

2. Формировать умение характеризовать согласные звуки с опорой на образец и опорную схему;

3. Развивать умение списывать печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием.

4. Формировать навык владения навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия через взаимодействие с учителем.

-Ребята, давайте ещё раз обратимся к звукобуквенной ленте. Посмотрите на неё. Найдите парные согласные Г и К. Где находится Г? Правильно, сверху, видим ли мы звоночек? Да. Это означает, что согласная какая? Верно, звонкая. Давайте это проверим. Поднесите ладонь тыльной стороной к горлышку, произнесите Г, есть вибрация? Да, значит Г стоит сверху звукобуквенной ленты правильно.

Теперь найдем согласную К. Где она находится? Правильно внизу, проверьте, вибрирует ли горлышко. Правильно, не вибрирует. Значит согласная К – какая? Верно, глухая, значит она стоит в звукобуквенной ленте внизу.

Открываем учебники на странице 42, найдите упражнение 1.

Положите руку на горлышко, читаем вместе пары. ГА-КА. В каком слоге горлышко не вибрировало?

Правильно, КА. Значит в первом слоге согласная какая? А во втором? Верно.

(по аналогии разбираются все пары слогов).

Все правильно!

Спишите в тетрадь пары слогов. Как мы подчеркиваем звонкие согласные? Верно, двумя чертами. А глухие? Правильно, одной чертой. Подчеркните.

Давайте разберем слово в учебнике, читаем вместе «гал-ка». Кто это? Правильно, птица. А теперь поработаем со звуковой лентой.

Сколько слогов в слове? Два. Выделяем ударение. Давайте разберем это слово на звуковой ленте. Какой звук в слове первый? Правильно, Г. Он звонкий или глухой? Правильно. А второй согласный? Давайте послушаем ещё раз. Согласный звонкий или глухой?

Отлично, Обучающийся №2, выходи к доске, напишем это слово. Остальные записывают в тетрадь. А теперь нужно выделить согласные буквы. Как подчеркиваем Г? А как К? Правильно.

Теперь нужно нарисовать схему.

Ребята, мы с вами уже изучали, что наша речь состоит из звуков – гласных и согласных. На схеме согласная буква обозначается синим кружком, а гласная – красным, а теперь мы с вами добавляем новое обозначение. Звонкая гласная обозначается красным кружком с синим ободком, глухая – остается синим. Таким образом, схема разобранных нами слогов будет выглядеть так: (обозначение схемы). Теперь разбираем вместе схему слова галка. Рисуем схему. Не забываем разделять её на слоги.

Теперь давайте повторим еще раз на примере получившейся схемы, как мы обозначаем гласный? Как согласный? Звонкий согласный мы обозначаем как? А глухой согласный?

-Правильно! Вы все запомнили, молодцы!





-Сверху. Да. Звонкая.






-Да.





-Внизу. Нет.



-Глухая.






Читают.


-КА.



-В первой паре слогов звонкая, во второй глухая.





-Двумя чертами.


-Одной чертой.


-Гал-ка. Птица.


-Два.



-Г. Звонкий.



-К. Глухой.






-Двумя чертами. Одной чертой.























-Красным кружком. Синим кружком. Красным кружком с синим ободком. Синим кружком.


Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (показ с презентации, использование звукобуквенной ленты), практический (работа с учебником)

Форма: фронтальная.

Приёмы: работа со звукобуквенной лентой и со звуковой лентой.

1. Обучающиеся развивают умение различать оппозиционные согласные по звонкости/глухости.

2. У обучающихся формируется умение характеризовать согласные звуки с опорой на образец и опорную схему.

3. Обучающиеся развивают умение списывать печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием.

4. Овладевают навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия через взаимодействие с учителем.

Реализуемые

БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные: читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией; сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Закрепление материала (9 мин.)

1. Закрепить изученный материал в практических и игровых упражнениях.

2. Развивать умение различать оппозиционные согласные по звонкости/глухости.

3. Формировать умение характеризовать согласные звуки с опорой на образец и опорную схему;

4. Развивать умение списывать печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием.

5. Формировать навык владения навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия через взаимодействие с учителем.

Посмотрите на слайд. На нем написаны слова: (гора, ключ, глаз, голубь, кот). Нужно соотнести картинку и слово.

-Обучающийся № 1, выходи к доске и соотнеси первое слово с картинкой. Какая согласная тут первая? Верно, она глухая или звонкая? Почему? Правильно!

(действие повторяется со всеми словами на презентации с разными обучающимися).

-Хорошо, вы определили все правильно.

-Теперь мы с вами немного поиграем. Перед вами домики, на них нарисованы синий кружок и красный с синей обводкой, наша с вами задача в каждый кармашек у домика положить нужное слово и охарактеризовать букву, на которую оно начинается. Например, в домик с красным кружком с синим ободком я положу слово Гриб. Слово начинается на согласный Г, он звонкий и обозначается синим кружком с красным ободком. В домик с синим кружком я положу слово Кошка, оно начинается на согласный К, он глухой и обозначается синим кружком.

(Игра продолжается, пока карточки не кончатся).

-Молодцы, вы хорошо постарались и все правильно выполнили!

-А теперь давайте приступим к упражнению № 2 в учебнике. Посмотрите на картинку, кого мы видим? Птиц, правильно, что это за птицы? Да, куры и гуси. Это домашние или дикие птицы?

Правильно, домашние. Давайте прочитаем чистоговорки под картинками. Гуры или Куры? Правильно, куры. Гуси или Куси? Гуси, правильно. А теперь читаем чистоговрку полностью и вставляем нужную букву. Хорошо. Теперь нужно списать предложение в тетрадь. Обучающиеся № 1 и 2 самостоятельно, остальные по образцу. Затем подчеркиваем изученные парные согласные. Г какой чертой? Почему?

Согласный К - какой чертой? Почему? Правильно.

-А теперь смотрим на схему в учебнике. Нужно подобрать слово гуси или куры к ней. Первый звук какой? Второй? Третий? Четвертый? Значит это какое слово? Правильно, гуси. Обучающиеся № 1, 2 – рисуем схему себе в тетрадь. Обучающиеся № 2, 3 – обводим схему у себя в тетрадях, закрашиваем кружочки.

Теперь переходим к упражнению 3. Вставляем пропущенную букву. Кто у нас тут нарисован? Правильно. Ниже у нас написаны предложения, но слова пропущены, давайте их вставим. Кто улетает в теплые края голубь, кукушка или грач? А кто остается зимовать?

Верно, обучающиеся № 1 и 2 записывают предложения, остальные обучающиеся записывают названия птиц по образцу.








-Г, звонкая, потому что горлышко дожит.





Выходят к доске, характеризуют первую букву.








Играют.


















-Птицы. Куры и гуси. Домашние.







Читают.


Записывают.




-Двумя. Потому что звонкие согласные мы подчеркиваем двумя чертами. Одной, потому что глухие согласные мы подчеркиваем одной чертой.


-Звонкий согласный. Гласный. Глухой согласный. Гласный. Гуси.

Рисуют.




Кукушка. Голубь.






-Кукушка. Голубь.



Записывают.



Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (показ с презентации, использование звукобуквенной ленты и дидактических карточек), практический (работа с учебником, выполнение упражнений)

Форма: фронтальная.


1. Обучающиеся закрепили изученный материал в практических и игровых упражнениях.

2. Обучающиеся развивают умение различать оппозиционные согласные по звонкости/глухости.

3. У обучающихся формируется умение характеризовать согласные звуки с опорой на образец и опорную схему.

4. Обучающиеся развивают умение списывать печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием.

5. Овладевают навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия через взаимодействие с учителем.

Реализуемые БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные: читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией; сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Итог (3 мин.)

1. Подвести итоги урока.



-Чему мы сегодня с вами научились?

-Мы познакомились сегодня с вами с парными согласными Г и К, научились различать их. Чем они отличаются?

-Верно. Как мы можем это проверить?

-Хорошо, вы отлично постарались!

-Что такое парные согласные Г и К.



-Г – гласная, К – согласная.

-Приложить руку к горлышку.

Методы:

Словесный (беседа).

Форма: фронтальная.

1. Итоги подведен.

Реализуемые БУД:

Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

Коммуникативные: Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Оценка (1 мин.)

1. Оценить работу обучающихся на уроке.

2. Формировать осознание и освоение социальной роли обучающегося через соблюдение норм школьного поведения.

-Обучающиеся № 1 и 2 получают … оценку, обучающиеся № 3 и 4 получают … оценку.

-Вы хорошо постарались на уроке!

Узнают свою оценку за урок.

Методы: словесный (объяснение).

Форма: фронтальная

1. Работа обучающихся оценена.

2. Осознают и осваивают социальную роль обучающегося через соблюдение норм школьного поведения.


Реализуемые БУД:

Регулятивные: принимать оценку деятельности.

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Домашнее задание (1 мин.)

1. Задать домашнее задание.

-К следующему уроку, пожалуйста, выполните упражнение № 4 на странице 44.

-Спасибо за работу, до свидания!

Слушают и записывают домашнее задание.

Методы: словесный (объяснение).

Форма: фронтальная.

1. Домашнее задание задано.

Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Презентация к конспекту технологической карты урока русского языка





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические материалы к игре «Найди карточке домик»






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фрагмент учебника для технологической карты урока русского языка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!