СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Неопределённо - личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится материал ознакомления учащихся с неопределённо - личными предложениями, со способами выражения сказуемого в них.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Неопределённо - личные предложения"»


Технологическая карта урока


Учитель: Светлана Фёдоровна Лебедева

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема урока Неопределённо - личные предложения

Дата: 28.11.18

Цели для ученика


выяснить условия определения неопределённо - личных предложений;

определить способы выражения сказуемого в неопределённо - личных предложениях;


научиться видеть неопределённо - личные предложения в тексте, употреблять их в устной речи






Цели для учителя

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  формирование понятий о неопределённо - личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

 отработка навыков использования данных предложений в речи;

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и речевой культуры личности.

воспитание любви к родному языку;

привитие интереса к познанию.


Тип урока

Урок " открытие" нового знания

Форма урока

Индивидуальная, групповая, коллективная

Формы контроля

-Устный опрос, позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.

- Письменный контроль, позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике.

Типы контроля

- внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся,

- самоконтроль учащихся.

Домашнее задание

- § 24, упражнение № 150












Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Подготовительно - организационный этап .


Мотивирование к учебной деятельности

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

Ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь? (Вл. Солоухин)

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина , я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.


Приветствует обучающихся. Создаёт положительную мотивацию.








Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.


Настраиваются на работу.






Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения


2. Повторение ранее изученного

Отработка материала к ОГЭ.






3.Контрольно - подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)









































4.Постановка учебной цели, создание ситуации " вызова"




































5.Минуткарелаксации


6. Сотворчество ( новый материал)











































6. Рефлексия

( осмысление результатов работы)

Работа с предложением и выполнение заданий:

-орфограммы в словах;

- определить тип предложения по структуре и количеству основ;

- вычленить из предложения словосочетания на три типа грамматической связи;

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.)


1. «Разминка»

1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.

– Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.

(Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)

2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).

Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)

– Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?

(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)

– Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)

2. «Лови ошибку»

1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.

Согласны? (Нет!) Почему?

2)  Из этих предложений, записанных на доске:

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. –

Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?

3. «Развиваем речь»



Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения








Прочитайте предложения на карточках. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните грамматические основы найдите определённо-личные предложения.

Хорошо в деревнях хлеб пекут.

Славный, тихий вечер.

(М. Горький)

В течение недели проведут несколько экспериментов.

На ипподроме несколько раз звонили.

(А. Куприн)

Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

(М. Лермонтов)

Солнце поднималось все выше равномерно озарялся город и

улица оживала теряла свое странное теневое очарование.

(В. Набоков)


Определение темы и цели урока

- Прочитайте оставшиеся предложения. Найдите в них общее.

Это простые, повествовательные, односоставные, распространенные предложения. Грамматическая основа в них состоит только из сказуемого.

-Подумайте, определенно или неопределенно мыслится лицо, которое производит действие, обозначенное сказуемым в этих предложениях. Скажите, как могут называться такие односоставные предложения и сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с определением и спецификой

неопределенно-личных предложений; учиться отличать их

от других видов предложений.



" Дыхание счастья"



– На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.

1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями

Доска:

1) Ведут ко мне коня.

– Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?

Доска: Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).

2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?

Доска: глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.

– важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет). В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)

– Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?

– Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §24)

В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.

2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»

1) – Устно работаем над упр. № 149 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.

– Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...



2) Письменно выполняем упр. №149 – самостоятельно.

– Итак, подведем итоги нашей работы.

– А сейчас скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений?

(в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)

1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

6.Утром принесли газету.

7.Тихо бреду вдоль улицы.

8.Умолкли птиц живые голоса.

9.Любуюсь чудесной картиной природы.

10. К Новому году классы украшают гирляндами.

2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание

– Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.

Можно начать так:

Доска:

  • Из урока я понял (а), ....

  • Мне стало ясно, что....

  • Я познакомился (-лась) с

  • Я узнал (а)....

3) Домашнее задание – упражнение № 150

Устная работа


Предложение на доске




Работа по замене типов грамматической связи

Выполняют задание, тренирующее

навык определения грамматических основ, грамматической связи в словосочетании



Учащиеся отвечают


























На доске предложения











Работа в группах ( по рядам)

1-я  группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.

2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.

3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.


Работают на распечатанных карточках






























Участвуют в работе по выявлению темы в беседе с учителем , отвечают на поставленные вопросы


Учащиеся определяют тему урока.


НЕОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ






На листочке






Выявление способа выражения сказуемого в н/л предложениях





Предложения на доске


















Учащиеся отвечают
















Работают в тетрадях


-Как в схеме можно изобразить о/л и н/.л предложения?




Слуховой диктант


Работают на листочках . Взаимопроверка.

н/л

н/л


о/л

н/л

о/л


н/л


о/л

ДП


о/л

н/л
















Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.


















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

















УУД личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение.

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.






























































Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.


Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!