СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем». Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества. Урок соответствует требованиям ФГОС. В течение урока обучающиеся актуализируют свои знания по теме «Правописание морфем», повторяют изученные орфограммы, синтаксис.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем».»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем».

Автор-разработчик: Алябьева Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Курска


Аннотация к уроку

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем». Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества. Урок соответствует требованиям ФГОС. В течение урока обучающиеся актуализируют свои знания по теме «Правописание морфем», повторяют изученные орфограммы, синтаксис.






























Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание морфем».


Автор-разработчик: Алябьева Оксана Сергеевна.


Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Орфография».


Задачи:

  • дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов;

  • добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора;

  • формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.

  • способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельную постановку цели, построение логической цепи рассуждений;

  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;

  • развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;

  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию ведения диалога.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия: орфограмма, морфема.

Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014-2019.

Используемые технологии: дифференцированный подход, деятельностный подход.



Ход урока

  1. Самоопределение к действию

Приветственное слово:

– Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

  1. Актуализация опорных знаний

– У меня к вам, ребята, есть интересное предложение: давайте вы меня еще раз порадуете, показав, как хорошо вы знаете синтаксис! Для этого мы с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые виды орфограмм, а также члены предложения и части речи. И вспомним, что же такое тематическое деление слов.


Синтаксическая разминка (Подчеркнуть члены предложения, обозначить части речи, дать характеристику, нарисовать схему. Объяснить постановку знаков препинания (повторить понятия «обобщающее слово», «однородные члены»). Объяснить правописание слов)

1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца.

2) Василек, ромашка, колокольчик - все эти цветы были в букете у Петра.

  1. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока

– Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)

Сшить, горизонт, в колыбели

Вопросы:

– Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)

– Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)

– Проведем словарную работу:

Словарная работа:

Орфография орфо-правильно

Орфограмма графо – пишу

Вопросы:

– Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)

– Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)

– Какова же тема нашего урока?(правописание морфем)

– Поставим цель к уроку, начнем со слов

Сегодня на уроке мы должны узнать…(ученики предлагают свои варианты)

– Итак, мы с вами определили, что целью нашего урока будет повторение и закрепление знаний по правописанию морфем.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

– На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии. Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.

Повторять и изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Знаю

Узнал

Хочу узнать












– Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем (ученики заполняют первую колонку)

– Теперь поработаем с раздаточным материалом (каждому раздается карточка-таблица).

– Ребята, обратите внимание, что в таблице представлены орфограммы, хорошо вам известные, и те, с которыми мы познакомимся в этом году. Изучите карточку и продолжите заполнение таблицы (обучающиеся, опираясь на материал в карточке, продолжают заполнение таблицы ЗУХ)

–Итак, что же вы узнали о правописании морфем? (ответы детей)

(Учитель обобщает ответы детей)

– Раздел орфографии «Правописание морфем» включают четыре основные группы:
1) правописание корней {карандаш, местность);
2) правописание приставок {пробуждение, подвинуть);
3) правописание суффиксов (сбивчивый, сарафанчик);
4) правописание окончаний {к радости, расстелешь).

Как вы уже знаете, в основу большинства правил правописания корней, приставок, суффиксов и окончаний положен принцип единообразного (одинакового) написания морфемы.

Отдельную группу орфографических правил составляют нормы употребления на письме ь и ъ (вскользь, стричь, приедешь, шестью, разъярённый), а также написания некоторых буквенных сочетаний:
жи — ши, ча — ща, чу — щу (эти буквенные сочетания пишутся только так);
чк, чн, нч, нщ, щн, рщ (в этих буквенных сочетаниях никогда не пишется ь).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задание: Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы (раздаются карточки, работают самостоятельно, после выполнения коллективная проверка)

Орфограммы в корнях

Орфограммы в приставках

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях


п олях



подойдешь


мохнатенькие


( на) солнышке

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк­_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его.Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шьр_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.

– Мы с вами говорили, что отдельную группу орфографических правил составляют написания некоторых буквенных сочетаний: жи — ши, ча — ща, чу — щу. Их необходимо запомнить и не путать с другой орфограммой: правописание безударных гласных в корнях.

Ребята, у меня для вас задание: распределите слова по колонкам таблицы (работа у доски, 2 ученика)

Правописание безударных гласных в корнях

Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

– Сегодня мы хорошо с вами поработали, вспомнили ранее изученное, познакомились с новым. Хочу каждому из вас дать возможность продемонстрировать свои знания, выполнив самостоятельную работу.

Задание. Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы (карточки)

Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе

(Учитель собирает тетради для проверки)

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их? (ответы детей)

– Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? (ответы детей)

– Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

– Оцени работу всего класса.

  1. Домашнее задание: Составить словарный диктант (10-15 слов) на разные виды орфограмм, обозначить морфему, в которой находится орфограмма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!