II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнения». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Формировать представление о понятии информация. Принимать и сохранять учебную задачу. Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику. Упражнение 152 (с. 150) | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Спишите предложения. – Подчеркните подлежащее и сказуемое. – В каком падеже стоит подлежащее муравей? – Какой вопрос вы задаете слову, выделенному цветом? – Определите падеж существительных, которые являются второстепенными членами предложения. – Можно ли поставить к ним другие вопросы, кроме падежных? – Для чего нужны в предложении эти второстепенные члены? – Прочитайте правило на плакате Летучей Мыши на странице 151. Что узнали нового? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. Учащиеся выделяют в предложении главные члены, задают вопросы к слову, выделенному цветом: нес (когда?) однажды. Определяют падежи остальных существительных: нес (кого? что?) две дощечки (В. п.); нес (для кого? для чего?) для дверей (Р. п.). – К данным существительным не удается поставить другие вопросы, кроме падежных. – Эти второстепенные члены нужны для того, чтобы дополнять другие члены предложения (в данном случае сказуемое) | Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 153 (с. 151–152) | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Спишите строчки из стихотворения. – Подчеркните во всех предложениях главные члены. – Определите падежи выделенных слов. – Все ли эти слова являются второстепенными членами предложения? – Какие вопросы к ним можно задать: во всех ли случаях это только падежные вопросы? – Какие члены предложения вы назовете обстоятельствами? Какие – дополнениями? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выделяют основу в каждом предложении: мама подарила; Катя подходит; Катя глаз не сводит. Определяют падежи выделенных существительных: подарила (кому? чему?) Кате (Д. п.); подарила (кого? что?) платье (В. п.); подходит (к кому? к чему? куда?) к зеркалу (Д. п.); глаз не сводит (с кого? с чего?) с платья (Р. п.). – Так как все эти слова употреблены в косвенных падежах, то можно сказать, что они являются второстепенными членами предложения. – Смысловой вопрос можно задать только в словосочетании: подходит (куда?) к зеркалу. – Обстоятельствами в предложении являются те слова, к которым мы можем задавать смысловые вопросы (где? когда? куда? откуда? как?), а дополнениями – те, к которым можно задать только падежные вопросы | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – На какие вопросы отвечает дополнение? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, как отличить в предложении дополнение и обстоятельство. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. Выбирают фразы из рефлексивного экрана на доске: • сегодня я узнал… • я выполнял задания… • я понял, что… | Выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, упражнение 105 | Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоорганизации |