Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Формировать представление о понятии информация. Извлекать необходимую информацию из текстов. Выполнять подведение под понятие |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на странице 147–148. Что узнали новое? – Обратите внимание, что имена существительные могут отвечать не только на падежные, но и на смысловые вопросы. – Объясните значение устойчивого выражения – диву даваться | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. – Выражение диву даваться означает очень удивляться | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Формировать умение разрешать конфликты в групповой и парной работе |
Упражнение 149 (с. 148) | – Спишите текст. – Подчеркните в каждом предложении главные члены. – О ком говорится во втором, в третьем и четвертом предложениях? – Какое подлежащее в них отсутствует? – Задайте к подчеркнутым вами словам по два вопроса: падежный и смысловой. Надпишите над ними падежи. – Роль обстоятельств в предложении могут выполнять не только существительные | Рассуждение ученика: жила (в чем? где?) в коробке (П. п.); мычала (в чем? где?) в коробке (П. п.); спала (в чем? где?) в коробке (П. п.); паслась (в чем? где?) в коробке (П. п.); паслась (у чего? где?) у реки (Р. п.); паслась (на чем? где?) на лугу (П. п.); прыгала (на чем? где?) на берегу (П. п.). К слову, выделенному цветом, учащиеся задают следующий смысловой вопрос: прыгала (как?) весело |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 150 (с. 149) | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Спишите предложения. – Подчеркните основу в первом предложении. – Задайте к выделенным в нем словам два вопроса: падежный и смысловой. – Надпишите падежи. – Можно ли сказать, что эти слова являются в предложении обстоятельствами? – Подчеркните их как положено. – Подчеркните подлежащее во втором предложении. – Чем оно примечательно? – Какое сказуемое прячется за знаком «тире»? – Задайте к выделенному слову два вопроса. – Каким членом предложения является это слово? – Какой частью речи является это слово? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Разбирая первое предложение, ученики подчеркивают основу и задают к выделенным словам падежные и смысловые вопросы; определяют падеж этих существительных и доказывают, что в предложении они являются обстоятельствами. Бабушка с порога приглашает в горницу. Во втором предложении учащиеся сталкиваются с однородными подлежащими и отсутствием сказуемого. – Можно сказать, что за знаком «тире» спряталось слово стоят: стоят (на чем? где?) на столе. На столе сосновом – пироги и чай | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Осуществлять самоконтроль по эталону |
Упражнение 151 (с. 149–150) | – Спишите отрывок из стихотворения. – Задайте по два вопроса (падежный и смысловой) к каждому существительному, выделенному жирным шрифтом. – Определите падежи выделенных существительных. – Какой смысловой вопрос вы задаете к слову, выделенному цветом? | Обстоятельства в этом отрывке выражены именами существительными и наречием (к которому задают вопрос как?, не называя эту часть речи). Определяя падежи выделенных слов, учащиеся обнаруживают, что обстоятельства могут быть выражены существительными в разных падежах. Радуга в небе (П. п.) весеннем висела, (как?) Весело с неба (Р. п.) на землю (В. п.) смотрела |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – На какие вопросы отвечает обстоятельство? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Дают характеристику обстоятельству. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор | Выполнять рефлексию способов и ус-ловий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, упражнение 104. – Найдите основу в каждом предложении. – Подчеркните обстоятельства соответствующим значком (черточка, точка, черточка, точка) | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: Нахожу основу в каждом предложении. В первом предложении основа: сын (подлежащее, подчеркиваю одной чертой) купается (сказуемое, подчеркиваю двумя чертами). Во втором предложении основа: мама (подлежащее, подчеркиваю одной чертой) дремлет (сказуемое, подчеркиваю двумя чертами). Определяю, какими членами предложения являются выделенные слова. Купается (где? в чем?) в реке. Дремлет (где? на чем?) на песке. На вопрос где? отвечают обстоятельства. Следовательно, слова в реке, на песке в предложении являются обстоятельствами. Подчеркиваю обстоятельства соответствующим значком (черточка, точка, черточка, точка) | Формировать навыки самоорганизации |