II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Мы продолжаем изучать азбуку вежливости. А тему урока вы сформулируете сами, отгадав загадку. Оно само никуда не пойдет, Но в ящик его опусти – оно пробежит, Пролетит, проплывет тысячи верст пути. (Письмо.) – Тема нашего урока: «Азбука вежливости. Как писать письмо». – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Демонстрировать выполнение пробного учебного действия. Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику. Упражнение 14 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте стихотворение М. Бородицкой по цепочке. – Сможете назвать другие произведения этого автора? – Найдите в тексте стихотворения обращения. – Ка вы считаете, кто обращается к Веронике или пишет ей? – Можно ли об этом сказать с уверенностью? – Герой стихотворения говорит с Вероникой или пишет ей? – Обратите внимание на то, что каждая часть стихотворения написана в форме письма и что автор этих писем хочет разделить все летние дары со своей подругой. – Сколько писем получила Вероника? – Докажите, на основании текста, что письма героя написаны в разное время. – С каким настроением были написаны первые два письма? – Какие чувства переполняли их автора? – Как изменилось настроение в последних двух письмах? – В каких строчках выражено главное переживание автора? – Прочитайте интригу на странице 36–37. – Кто в письме всегда стоит на первом месте: вы сами или тот, кому вы пишете? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. – В стихотворении обращение: «дорогая Вероника». – Возможно, Веронику приглашает в гости лес. – Герой стихотворения пишет Веронике. – Вероника получила 4 письма. – Первые два письма написаны с восхищением и радостью. – Последние два письма написаны с грустью. – Главное переживание автора выражено в двух последних строчках стихотворения. Учащиеся читают рассуждения главных героев. Отвечают на вопросы | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 15 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Познакомьтесь с текстом Мишиного письма. – Как вы думаете, что смущает Торка в письме Миши? – Все ли правила вежливости Миша соблюдает? – Что нужно изменить в Мишином письме с точки зрения Главного Закона Общения? – Предложите свои варианты исправления Мишиного письма | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Читают текст и анализируют текст в группах. Определяют причину, по которой письмо не нравится герою Торку. Анализируют структуру текста (план его написания) и восстанавливают этапы написания письма по карточкам и представляют результат классу. Учащиеся замечают недостаток Мишиного письма другу Ване: в письме Миша рассказывает о себе и не интересуется делами друга, то есть не следует Главному Закону Общения. Вывод: в любом письме сначала нужно поинтересоваться жизнью и делами того человека, к которому ты обращаешься, а потом уже рассказывать о себе | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
Упражнение 16 | – Прочитайте письмо, которое Медвежонок написал Ежику. Это отрывок из сказки Сергея Козлова. – Видно ли из этого письма, как Медвежонок относится к Ежику? – Что больше всего его волнует? – Знает ли Медвежонок Главный Закон Общения? – Обратите внимание на то, как письменное обращение к другу может быть проникнуто интересом к тому, что чувствует и о чем думает друг | – Из письма Медвежонка видно, что его интересует настроение Ежика и волнует, что весной, когда растает снег и будет много воды, они долго не увидятся. – Письмо Медвежонка написано с соблюдением Главного Закона Общения |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как написать письмо по законам вежливости? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют правила написания писем. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. Выбирают фразы из рефлексивного экрана на доске: • сегодня я узнал… • я понял, что… • теперь я могу... | Отслеживать цель учебной деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |