Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Котикская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка
Выполнила учитель русского языка и литературы Зенчик Ирина Владимировна
Класс: 9
УМК: Русский язык. 9 класс. Уч. для 9 класса общеобразоват. учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,. Л.А.Чешко – М.: «Провсещение», 2018.
Тема урока: Основные виды сложных предложений (1 урок – 45 мин.)
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цели:
Предметные цели:
- Познакомить с видами сложного предложения.
- Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП.
- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Компетентностные цели:
- Развивать логическое мышление и языковое чутье.
- Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технология: ТРКМ (приёмы «Корзина идей», «Кластер», «Инсерт», «Ромашка», «Синквейн»).
Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, фронтальная.
Электронные образовательные ресурсы: http://school.edu.ru, www.uchportal.ru .
Ключевые понятия урока: сложное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение.
Методы оценивания: фронтальный опрос, взаимопроверка (групповая), самооценка
Этапы урока | Цели и функции на этапе | Время, продолжительность | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы |
Стадия ВЫЗОВА | Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Активизация деятельности учащихся Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | 5 мин. 2 мин. | Приём «Корзина идей» + Приём «Кластер» (совмещаем) | Объяснение цели предстоящей работы - Кроме простых предложений в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли. Учитель выделяет понятие «сложное предложение» изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Задание: - Обсудите свои знания о сложном предложении и оформите в виде кластера с ключевым понятием «сложное предложение». Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы | Учащимся за определенное время выписывают как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием (все, приходящие им на ум ассоциации). Обсуждают в группе, на заготовленных листах с помощью геометрических фигур из цветной бумаги группа составляет кластер, закрепляет его на доске, комментирует) Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе | Выделение ключевого понятия Индивидуальная (2 мин.) и групповая работа (2 мин.) Сброс «идей» Фронтальная работа |
Формирование собственной позиции, наглядное представление проблемы. Мотивация к дальнейшей деятельности (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) | 3 мин. | | Постановка новой познавательной задачи: - Найдите среди записанных на карточке предложений сложносочинённое, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, аргументируя свой ответ (см. Ресурсный материал № 1), определите проблему, над которой нам предстоит работать. | Учащиеся работают с карточками, обмениваются мнениями, определяют цели урока. | Групповая работа с карточкой, определение целей урока |
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ | Получение новой информации Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | 12 мин. | Приём «Инсерт» | Учитель предлагает прочитать § 7 (стр. 20) с использованием маркировочной таблицы | Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «Инсерт», делают записи в маркировочной таблице (См.Ресурсный материал № 2). Учащиеся озвучивают новую информацию вслух. | Маркировка текста |
Размышление, применение полученных знаний Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) | 7 мин. | | Учитель просит учащихся обратиться к тексту (см.Ресурсный материал № 3) и распределить номера предложения в 3 колонки: ССП, СПП, БПП | Учащиеся в тексте находят все сложные предложения, определяют их вид, номера записывают в соответствующую колонку. Выполняют письменный синт. анализ предложения. Делают вывод по своему виду предложения | Работа в группах Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка |
Закрепление полученных знаний Оценочная | 6 мин. | Приём «Разобранный кластер» (совмещённый «Кластер» и «Перепутанные логические цепочки») | Учитель просит выполнить упражнение (См. Ресурсный материал № 4) – соотнести предложения и понятия. | Учащиеся выполняют упражнение, проверяют себя по слайду презентации, оценивают свою работу | Индивидуальная работа Самопроверка, самооценка |
Стадия РЕФЛЕКСИИ | Целостно обобщить полученную информацию Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) | 4 мин. | Приём «Ромашка» | Учитель предлагает ответить на вопросы «ромашки», каждый лепесток-вопрос которой связан с классификацией уровней познавательной деятельности учащихся: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. (См. Ресурсный материал № 5) | Учащиеся выходят к доске, выбирают лепесток вопрос, дают монологические ответы по теме, дополняют друг друга. | Монологический ответ – сообщение |
Синтезирование информации, оценка понятийного и словарного багажа учащихся Оценочная Коммуникационная | 5 мин. | Приём «Синквейн» | Учитель предлагает сочинить синквейны по изученному материалу. (Схема создания, пример у учащихся в тетради-помощнике и на слайде презентации) | Учащиеся создают «стихотворения» и зачитывают вслух результаты своего творчества | Работа в парах Фронтальный «опрос» - зачитывание (выборочно) Оценивание результатов урока |
| Домашнее задание | 1 мин. | На слайде | Повторить материал §7 (стр.20-21), Выполнить упражнение: на «3» - упр.53 на «4» - упр. 52 на «5» - выписать из художественного текста по 3 примера на каждый вид предложения | | |
Ресурсный материал
№ 1 Карточка-задание для групп
Внимательно прочитайте сложные предложения, определите их вид. Спишите ССП (СПП, БСП). Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
Год за годом все меньше и меньше остаёт..ся возле с..лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья. (Г. Скрибицкий)
Каждое лето под высоким к..рнизом дома в котором проходило мое де..ство бел..грудые веселые ласточ..ки л..пили свои гнезда. (И. Соколов-Микитов)
Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв..тущих одуван..чиков. (М. Пришвин)
1 группа – сложносочиненное (ССП)
2 группа – сложноподчиненное (СПП)
3 группа – бессоюзное сложное (БСП)
№ 2 Приём «Инсерт» - маркировочная таблица
«V» - уже знал | «+» - новое | «-» - думал иначе | «?» - не понял, есть вопрос |
| | | |
№ 3 Карточка-задание группам
Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, распределите их номера в таблице
1). Мы подолгу сидели на бревне перед шалашом, обняв колени руками, и молчали, понимая ценность душевного равновесия, которое соединяло и убаюкивало нас. 2). Полуразвалившийся шалаш, вокруг ослепительно белый снег, горы, полнейшая тишина и покой — вот богатство, которым душа может утешиться. 3). Я вспомнил озеро Караколь зеркальной чистоты, которое расположено в отрогах Алтая среди прохладных скал. 4). Оно окружено соснами и кедрами, словно твои глаза ресницами. 5) И какой бы прозрачной ни была его вода, оно всегда — и днем и ночью — казалось непроглядно черным. 6). Думалось, что оно неподвижно сжимает страдание в своих объятиях. 7). Окрестные пастухи никогда не останавливались у Караколя, перегоняя отары из долин в горы. 8). Ходили слухи, будто озеро нечисто, что в нем живет водяная корова, которая ночью пасется на берегу. 9).А что русалка там водится — это давно всем известно...
10). Я был там, когда мы с отцом выехали на джайляу Шаманбая. 11). Отец посоветовал мне не ходить на озеро, но я остался там ночевать... 12). На закате алые лучи солнца упали на мелкую рябь воды, и озеро, только что угрюмое и зловещее, вдруг окрасилось в золото. 13). Я не мог себе представить, что может быть где-нибудь подобная красота. 14). Свежий горный ветер, прохладная ночь на джайляу, напоенный волшебством воздух — все настраивало на мечты, и я задремал только под утро. 15).Тут мне показалось, что из воды вышла бледная, с черными волосами девушка и стала молча, пристально глядеть на меня. 17). Глаза ее сияли вот как твои, Жанар. 18). Она улыбнулась и ушла под воду, я проснулся, солнце только выглянуло из-за отрогов гор.
Задание:
1 группа - выбрать из текста ССП и выполнить синтаксический анализ предложения.
2 группа - выбрать из текста СПП и выполнить синтаксический анализ предложения.
3 группа - выбрать из текста БСП и выполнить синтаксический анализ предложения.
№4 Приём «Разобранный кластер»
Предложения | Основные понятия |
1. День безветренный, но морозец крепкий, январский. 2. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь. 3. Холодный ветер нёс над городом, над всей донецкой степью тяжёлые тёмные тучи, и их тоже невидно было, но слышно было, как они шуршат, обгоняя и задевая одна другую. 4. Он не явился на занятия, потому что заболел. 5. Садилось солнце, и кончался день. 6. Солнце, когда я пришёл, садилось. 7. Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал. 8. Слышно было, как ветер трепал кусты, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 9. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнце поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний. 10. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. 11. Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. 12. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. 13. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. | А. Противительные Б. Сложноподчинённое предложение В. Соединительные Г. Сложное бессоюзное предложение Д. Сложносочинённое предложение Е. Сложное предложение с разными типами связи Ж. Сложное предложение З. Разделительные И. Сложное союзное предложение |
Синквейн
Сложные предложения Союзные, бессоюзные Соединяются, разделяются, состоят Сложные предложения очень разнообразны! Интересно! | Сложные предложения Равноправные, зависимые Включают, подчиняются, выделяются Сложные предложения – загадка языка! Познавательно! |
9