СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Основные виды сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Основные виды сложных предложений"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Котикская средняя общеобразовательная школа»


Технологическая карта урока русского языка

Выполнила учитель русского языка и литературы Зенчик Ирина Владимировна


Класс: 9

УМК: Русский язык. 9 класс. Уч. для 9 класса общеобразоват. учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,. Л.А.Чешко – М.: «Провсещение», 2018.


Тема урока: Основные виды сложных предложений (1 урок – 45 мин.)


Тип урока: Усвоение новых знаний


Цели:

Предметные цели:

- Познакомить с видами сложного предложения.

- Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП.

- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Компетентностные цели:

- Развивать логическое мышление и языковое чутье.

- Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.

- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.


Технология: ТРКМ (приёмы «Корзина идей», «Кластер», «Инсерт», «Ромашка», «Синквейн»).


Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, фронтальная.


Электронные образовательные ресурсы: http://school.edu.ru, www.uchportal.ru .


Ключевые понятия урока: сложное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение.


Методы оценивания: фронтальный опрос, взаимопроверка (групповая), самооценка




Этапы урока


Цели и функции на

этапе

Время,

продолжительность



Методы и приёмы



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся



Форма работы

Стадия ВЫЗОВА

Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Информационная

(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по

теме).






Активизация деятельности учащихся

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

5 мин.



















2

мин.

Приём

«Корзина идей»

+

Приём «Кластер»

(совмещаем)

Объяснение цели предстоящей работы


- Кроме простых предложений в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли.


Учитель выделяет понятие «сложное предложение» изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

Задание:

- Обсудите свои знания о сложном предложении и оформите в виде кластера с ключевым понятием «сложное предложение».


Заслушивание ответов учащихся,

проверка первой колонки таблицы

Учащимся за определенное время выписывают как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием (все, приходящие им на ум ассоциации).

Обсуждают в группе, на заготовленных листах с помощью геометрических фигур из цветной бумаги группа составляет кластер, закрепляет его на доске, комментирует)



Учащиеся вслух

отчитываются о проделанной работе




Выделение ключевого понятия



Индивидуальная (2 мин.) и групповая работа (2 мин.)






Сброс «идей»



Фронтальная работа


Формирование собственной позиции, наглядное представление проблемы.

Мотивация к дальнейшей деятельности (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

3 мин.


Постановка новой познавательной задачи:

- Найдите среди записанных на карточке предложений сложносочинённое, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, аргументируя свой ответ (см. Ресурсный материал № 1), определите проблему, над которой нам предстоит работать.


Учащиеся работают с карточками, обмениваются мнениями, определяют цели урока.

Групповая работа с карточкой, определение целей урока

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Получение новой информации Информационная (получение новой

информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)


12 мин.

Приём «Инсерт»

Учитель предлагает прочитать § 7 (стр. 20) с использованием маркировочной таблицы

Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «Инсерт», делают записи в маркировочной таблице (См.Ресурсный материал № 2).

Учащиеся озвучивают новую информацию вслух.

Маркировка текста

Размышление, применение полученных знаний Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

7

мин.


Учитель просит учащихся обратиться к тексту (см.Ресурсный материал № 3) и распределить номера предложения в 3 колонки: ССП, СПП, БПП

Учащиеся в тексте находят все сложные предложения, определяют их вид, номера записывают в соответствующую колонку.

Выполняют письменный синт. анализ предложения.

Делают вывод по своему виду предложения

Работа в группах

Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка

Закрепление полученных знаний

Оценочная

6

мин.

Приём «Разобранный кластер»

(совмещённый

«Кластер» и «Перепутанные логические цепочки»)

Учитель просит выполнить упражнение (См. Ресурсный материал № 4) – соотнести предложения и понятия.

Учащиеся выполняют упражнение, проверяют себя по слайду презентации, оценивают свою работу

Индивидуальная работа

Самопроверка,

самооценка

Стадия РЕФЛЕКСИИ

Целостно обобщить полученную информацию Коммуникационная (обмен мнениями

о новой информации)


4 мин.








Приём «Ромашка»

Учитель предлагает ответить на вопросы «ромашки», каждый лепесток-вопрос которой связан с классификацией уровней познавательной деятельности учащихся: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. (См. Ресурсный материал № 5)

Учащиеся выходят к доске, выбирают лепесток вопрос, дают монологические ответы по теме, дополняют друг друга.

Монологический ответ – сообщение




Синтезирование информации, оценка понятийного и словарного багажа учащихся Оценочная Коммуникационная

5 мин.

Приём «Синквейн»


Учитель предлагает сочинить синквейны по изученному материалу.

(Схема создания, пример у учащихся в тетради-помощнике и на слайде презентации)

Учащиеся создают «стихотворения» и зачитывают вслух результаты своего творчества

Работа в парах

Фронтальный «опрос» - зачитывание (выборочно)


Оценивание результатов урока


Домашнее задание

1 мин.

На слайде

Повторить материал §7 (стр.20-21), Выполнить упражнение:

на «3» - упр.53

на «4» - упр. 52

на «5» - выписать из художественного текста по 3 примера на каждый вид предложения




Ресурсный материал


1 Карточка-задание для групп

Внимательно прочитайте сложные предложения, определите их вид. Спишите ССП (СПП, БСП). Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

  1. Год за годом все меньше и меньше остаёт..ся возле с..лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья. (Г. Скрибицкий)

  2. Каждое лето под высоким к..рнизом дома в котором проходило мое де..ство бел..грудые веселые ласточ..ки л..пили свои гнезда. (И. Соколов-Микитов)

  3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв..тущих одуван..чиков. (М. Пришвин)


1 группа – сложносочиненное (ССП)

2 группа – сложноподчиненное (СПП)

3 группа – бессоюзное сложное (БСП)

2 Приём «Инсерт» - маркировочная таблица


«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос






3 Карточка-задание группам


Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, распределите их номера в таблице

ССП

СПП

БСП





1). Мы подолгу сидели на бревне перед шалашом, обняв колени руками, и молчали, понимая ценность душевного равновесия, которое соединяло и убаюкивало нас. 2). Полуразвалившийся шалаш, вокруг ослепительно белый снег, горы, полнейшая тишина и покой — вот богатство, которым душа может утешиться. 3). Я вспомнил озеро Караколь зеркальной чистоты, которое расположено в отрогах Алтая среди прохладных скал. 4). Оно окружено соснами и кедрами, словно твои глаза ресницами. 5) И какой бы прозрачной ни была его вода, оно всегда — и днем и ночью — казалось непроглядно черным. 6). Думалось, что оно неподвижно сжимает страдание в своих объятиях. 7). Окрестные пастухи никогда не останавливались у Караколя, перегоняя отары из долин в горы. 8). Ходили слухи, будто озеро нечисто, что в нем живет водяная корова, которая ночью пасется на берегу. 9).А что русалка там водится — это давно всем известно...

10). Я был там, когда мы с отцом выехали на джайляу Шаманбая. 11). Отец посоветовал мне не ходить на озеро, но я остался там ночевать... 12). На закате алые лучи солнца упали на мелкую рябь воды, и озеро, только что угрюмое и зловещее, вдруг окрасилось в золото. 13). Я не мог себе представить, что может быть где-нибудь подобная красота. 14). Свежий горный ветер, прохладная ночь на джайляу, напоенный волшебством воздух — все настраивало на мечты, и я задремал только под утро. 15).Тут мне показалось, что из воды вышла бледная, с черными волосами девушка и стала молча, пристально глядеть на меня. 17). Глаза ее сияли вот как твои, Жанар. 18). Она улыбнулась и ушла под воду, я проснулся, солнце только выглянуло из-за отрогов гор.


Задание:

1 группа - выбрать из текста ССП и выполнить синтаксический анализ предложения.

2 группа - выбрать из текста СПП и выполнить синтаксический анализ предложения.

3 группа - выбрать из текста БСП и выполнить синтаксический анализ предложения.












4 Приём «Разобранный кластер»


Предложения

Основные понятия


1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.

2. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.

3. Холодный ветер нёс над городом, над всей донецкой степью тяжёлые тёмные тучи, и их тоже невидно было, но слышно было, как они шуршат, обгоняя и задевая одна другую.

4. Он не явился на занятия, потому что заболел.

5. Садилось солнце, и кончался день.

6. Солнце, когда я пришёл, садилось.

7. Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

8. Слышно было, как ветер трепал кусты, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

9. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнце поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.

10. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.

11. Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.

12. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

13. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.


А. Противительные


Б. Сложноподчинённое предложение


В. Соединительные


Г. Сложное бессоюзное предложение


Д. Сложносочинённое предложение


Е. Сложное предложение с разными типами связи


Ж. Сложное предложение


З. Разделительные


И. Сложное союзное предложение



Синквейн


Сложные предложения

Союзные, бессоюзные

Соединяются, разделяются, состоят

Сложные предложения очень разнообразны!

Интересно!


Сложные предложения

Равноправные, зависимые

Включают, подчиняются, выделяются

Сложные предложения – загадка языка!

Познавательно!





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей