Технология обучения |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка психологического настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | Ребята, доброе утро! Подарите друг другу улыбку! Начнем урок! | | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; активизация мыслительных операций: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Чистописание 2.Словарная работа - Ребята откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Я предлагаю вам записать слова под диктовку. «Облака солнце, дождь, листопад, ветер, пасмурно». Какая тема объединяет эти слова? «Тема осени». Подчеркните все орфограммы. Скажите сколько букв и звуков в слове «солнце? (солнце-6б., 5зв., т.к. звук Н-непроизносимый). Какие раздела русского языка занимаются изучение звуков и норм произношения. Что общего у этих слов? (Имена сущ.) Докажите. (Называют предметы, явления природы и отвечают на вопрос ЧТО?) А что еще вы знаете об имени сущ.? (Имеют форму рода и форму числа, могут быть одуш. и неодуш.) Согласна. Разберите по составу слово «листопад». Кто желает разобрать слово у доски? (Разбор с проговариванием.) У кого так? Молодцы! | Актуализируются знания об имени существительном, необходимые для изучения новой темы | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
II1. Создание и разрешение проблемной ситуации Цель: Постановка совместно с классом темы и учебных задач урока , продолжать Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову | Участвуют в беседе. Вместе с учителем формулируют тему и задачи урока | Организация подводящего диалога | Ребята, а вы умеете изменять форму слова? (Да). Давайте попробуем изменить форму слова «солнце». Я вам помогу. (Есть что? солнце, нет чего? солнца и т.д.).На что вы обратили внимание? (изменяется вопрос – изменяется слово, т.е.окончание). Скажите, ребята, а зачем вам и вообще всем нужно менять форму слова. Где в жизни это вам пригодиться? (При общении, при написании письма другу и т.д.) Вы молодцы. А теперь скажите чем мы будем заниматься на уроке? (Будем изменять форму слова им. сущ. по вопросам). Правильно. Тема нашего урока «Падежные формы имен существительных». Постарайтесь сформулировать задачи урока, используя слова: вспомнить…… закрепить -Итак, каковы же учебные задачи сегодняшнего урока? (Вспомнить, падежные вопросы; Закрепить правило, постараться его запомнить; Учиться определять падеж имен существительных. - Итак, за работу! У нас все получится!. Что значит изменить слова по вопросам? (Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам). В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет свое имя и свои вопросы, а также вспомогательное слово. В русском языке принято падежи записывать кратко. И.,Р., и т.д. Работа в тетради. С приходом осени из наших краев улетают перелетные птицы. Какие ? -А давайте попробуем просклонять слово «утка». Все в тетр. Ученик у доски. Я начну, а вы продолжите. (Проговариваем вслух фронтально). | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь изменять им.сущ. по вопросам | Познавательные: постановка и формулирование задач урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цели и задачи на уроке с помощью учителя |
IV. Физкультминутка | Слушают, смотрят, двигаются, выполняют задания. | Включает презентацию | Презентация | | |
V. Отработка полученного навыка Цель: создание условий для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи | Выполняют упражнение, формулируют вывод, сравнивают его с выводом учебника. | Организует и корректирует объяснение Организует закрепление, контролирует объяснение учащихся, при необходимости корректирует. | -Вернёмся к задачам урока. _Что уже удалось? (разобрались, что такое падежные формы им.сущ. ) -Что теперь предстоит? (выполнить упражнения по определению падежа им.сущ) Работа в парах. А теперь ребята поработайте в парах. Вам нужно просклонять, т.е. изменить по вопросам слово «ветер». (Работа в парах).Выполняют задание на листочках. Проверка. Отвечает пара. (Проговаривают падеж, вспомогательное слово, вопрос, слово) Остальные проверяют. У кого так? Работа в группе. | Умение сравнивать, делать вывод | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VI. Включение в систему знаний и повторений Цель: создание условий для приобретения учащимися опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Выполняют групповую работу | Организует групповую работу учащихся. Наблюдает за работой детей. | Групповая работа. Определить падежи им.сущ. Закрепление знаний падежей. Подарил брату, мечтаю о походе, любовался природой, стоял у окна, радовался дождику, грелся на солнышке . Каждая группа получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного. Учитель: Как вы определяли падеж у существительных, выполняя это задание? Дети: Ставили вопросы, использовали вспомогательные слова. | Приобретение опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (выбор падежа существительного в зависимости от вопроса, с которым он связан) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Фиксируют тему и задачи урока, анализируют достигнутые результаты, оценивают свою работу | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | -Давайте вспомним тему урока? -Какие решили учебные задачи? -Предлагаю оценить себя по следующим критериям: Улыбающийся смайлик – я разобрался, что такое падежные формы имён существительных. Грустный смайлик – я понял, что такое падежные формы имен существительных, но мне надо повторить правило. Плачущий смайлик – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен существительных. - Каждый ряд подойдет к доске и нарисует свой смайлик. Ребята, мы работали с вами плодотворно, слажено и поэтому солнышко наше засияло ярче. | | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . |
IX.Домашнее задание | Высказывают предположения. Слушают учителя. | Объясняет задание | -Что предстоит сделать дома? Повторить правило в памятке, выполнить морфологический разбор следующих слов : в деревне, у столба. – Молодцы! Спасибо за урок! | | |