1)Ученик сможет объяснить условия выбора соединительных гласных о – е в сложных словах.
2)Ученик сможет проанализировать предложенный материал, составить алгоритм выбора соединительной гласной в сложных словах, через него решить учебную задачу (образовать сложные слова с соединительными гласными О и Е, правильно написать соединительные гласные О и Е в сложных словах) и аргументировать свой ответ.
3) Ученик сможет найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой.
4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт, расширить предметные представления.
- учебник «Русский язык» под ред. В.В.Бабайцевой;
- презентация учителя.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Проверка готовности к уроку Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий) Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу) Эмоциональный настрой (по презентации): Я всё смогу. Я всему научусь. Я очень внимательный. Я хочу учиться. Я хочу много знать. Я хороший ученик. ____________________________(Ф.И.) Этап работы Оценка Устный ответ Письменная работа Карточка Итоговая оценка | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся | Закончи предложения: 1) Раздел науки о языке, изучающий части речи – это … (морфология) 2) Имя существительное – это … часть речи (самостоятельная) 3) Постоянные признаки существительного: собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, … (склонение) 4) Объясните правописание данных слов. Орешек, листик Владелец, владелица Сварщик, грузчик. Пальчик, угольщик, разведчик, банщик Флажок, комочек Зайцем, плащом Недруг, ненастье, ; не счастье, а беда Какими способами чаще всего образуются имена существительные? Определите, каким способом образованы слова на слайде. Слова газопровод, луноход, путеукладчик, книголюб, ледокол,кашевар, дымоход,землетрясение, паровоз, птицелов образованы способом … (сложения) . Как называются данные слова? Почему они называются сложными? (Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.) - Есть ли в их написании что –либо привлекающее внимание? - Посмотрите внимательно. Что вы заметили? Что вызывает затруднения? Почему? Можем ли мы с вами быть уверены, что сумеем написать данные слова без ошибок? - Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной? - Знаем ли мы, что определяет написание таких слов? | Отвечают на вопросы, проверяют Оценивают себя. Постановка проблемы. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных.). -Запишите тему урока. Предлагаю записать её красивым каллиграфическим почерком. Помните, что каллиграфия –это такая трудная наука, что в Японии её изучают целых 7 лет. - Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске: Цель: 1) познакомиться с …(правописание соединительных гласных О-Е в сложных именах существительных.); 2) учиться находить …(орфограмму) и правильно ее …(писать). | Оценивают себя. Формулируют тему, цель и задачи урока | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей | Работа с сигналами. Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку. Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар. Жизнелюб, огородник. Задание. Один ученик записал сложные слова. Обратимся к словам на слайде: мясорубка кашовар самовар картофелечистка птицолов птицоферма мышоловка яйцерезка кофемолка пылисос - Посмотрите внимательно. Всё ли он правильно записал? - Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной? - Внимательно рассмотрите оба столбика. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е. Читает правило в стихотворной форме: Этих гласных только две: Буква О и буква Е. Коли тверд согласный звук, Буква О подходит тут. Если мягок этот звук, Букву Е пишите тут. | Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Проверка Оценивание Записывают слова Проверка Оценивание Работа в парах Проверка Оценивание | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний | Работа по учебнику. - Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 54 Работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило. Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске. Пример схемы О [ ] Е [ ´][ш], [ч]…[ц] - Теперь, пожалуй, мы можем определить, как же правильно: (Сильный ученик. Составление алгоритма.) - Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм. 1. Определить, что это сложное слово, как образовано. 2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным. 3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву. | По цепочке Работа у доски и в тетради Работа в парах Оценивание | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Физминутка | Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Книга любовь Пыль сосать Земля мерить Вода падать Лёд колоть Лес рубить Рыба ловить Бетон мешать Пешком ходить Запишите получившееся слово в тетрадь, выполните морфемный разбор. | | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Закрепление. Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний | 1. Письменная работа. - Прочитайте предложения. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. Плывет в море пар...ход. Мой папа- водитель сам...свала. В сильный снег...пад пеш...ходам сложно увидеть приближающийся транспорт. - Из предложенных словосочетаний образовать сложные слова. Варит сталь (сталевар), рубит лес(лесоруб), возит воду(водовоз), косить сено(сенокос), падают листья(листопад), строить корабли, трясется земля, варит кофе, разные цвета, сам летает (самолет), ловить рыбу, человек, у которого рыжие волосы, человек, у которого голубые глаза, тот, кто разводит сад. Слова какой части речи вам встретились? Одинаковы ли правила правописания сложных существительных и прилагательных? | Работа в тетради, работа в парах. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается. Карточки: вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник о е о о е е е о картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство е е о е о о е е пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие о е е о о е о о вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход о о е е о о е | Работа с карточками. Проверка, оценивание. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Творческая работа | Завуч школы уже давно составляет расписание, и оно ей порядком надоело. И она решила сделать его весёлым. Используя сложные имена сущечствительные, вместо чтения - написала буквосложение, вместо рисования - краскомазюкание. Поможем ей и придумем и запишем названия других учебных предметов предметов. Математика - цифросложение, русский язык - буквописание, литература - книгоперелистывание, физкултура - бегопрыгание, технологие - бегопрыгание, полкоприбивание, английский - иноизречение, биологие — живознание. Дополнительный материал. Лингвистическая задача: в слове водопад безударная гласная, проверочное слово вода, поэтому пишем букву А; в слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пиши с буквой И. | | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание | Итоги урока - устная рефлексия «Закончи высказывание»(на слайде) (1 мин.) Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове? - Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу. Поставьте себе общую оценку за урок. - Продолжите предложения «Я считаю, что…». Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Я научился… Я смог… 1. Выучить правило. 2. а) упр. 137 (п), 138 (у); б) составить диктант для соседа на изученное правило из 10 слов. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |