Ход урока.
Этапы | Время | Деятельность учителя, содержание урока | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1.Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность) Рефлексия настроения и эмоционального состояния | 3 мин | Слайд Приветствие учителя. - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. -На столах у каждого лежит лист самооценки. Напишите фамилию, имя. Отметьте настроение в начале урока. Объяснение порядка работы с листом самооценки Лист самооценки ФИ | | Начало урока | (смайлик, настроение) | Этапы урока | + (все понятно) | - (ничего не понятно) | ? (понятно, но остались вопросы) | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | Конец урока | (смайлик, настроение) | Сигнал готовности к дальнейшей работе (жест «ОК!») | Настраиваются на рабочий лад, сигнализируют о своей готовности к работе Подписывают листы самооценки, отмечают свое настроение в начале урока | Положительный эмоциональный настрой Принятие порядка работы с листом самооценки |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: активизировать к изучению темы, постановка цели и задач • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме • Выявить уровень умения разбирать слова по составу и подбирать слова с определенной частью слова. | 7 мин | 1.Определение темы урока, постановка цели и задач Знаю для ума зарядку Отгадайте мою загадку. (слайд) -Сейчас будете работать в группе. Напомните правила работы в группе. (слайд) -Аналогично моей загадке «зашифруйте» свое слово (перелёт, кораблик, выезд, горный, кормушка, осенний) -Чтобы выполнить задание, что для этого нужно сделать? (разобрать по составу, найти приставку, корень, суффикс, окончание) Рефлексия содержания учебного материала -Что сейчас делали? (из разных частей слова составляли новые слова) Лист самооценки (оценивают своё участие в работе ) - Зачем нужно знать состав слова? (чтобы не ошибиться в написании слов. Чтобы грамотно написать слово, нужно знать в какой части находится орфограмма) - Какую учебную задачу поставим на урок? (будем учиться находить и проверять орфограммы в слове). (слайд) -Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. (слайд) | Вспоминают правила работы в группе. Разбирают в группах слова по составу, подбирают слова с определенной частью слова; формулируют тему урока, определяют цель урока. | Регулятивные умения: выполняет учебное задание, называет слова с определенной частью слова. Коммуникативные умения: формулирует высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: учить определять место орфограммы, обосновывать своё мнение; | 3 мин | -На парте лежит листочек. Поработайте с транскрипций, запишите в тетрадь слова. - В паре обсудите, какая орфограмма объединяет ваши слова. -Обозначьте ту часть слова, в которой находится орфограмма. -Запишите на доске. - Найдите лист с названием вашей орфограммы (проверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова непроизносимые согласные в корне слова, разделительный ъ, разделительный ь). -Прикрепите к доске. Назовите орфограмму. Рефлексия содержания учебного материала -Что сейчас делали? (находили место орфограммы и называли ее) Лист самооценки (оценивают свою работу) | В паре находят место орфограммы, обозначают орфограмму Демонстрируют свою работу, доказывают свою точку зрения | Регулятивные: оценивает результаты своей работы на эмоциональном и оценочном уровне Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное и объективное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия. |
4.Воспроизведение на новом уровне | 2 мин | -У каждого на парте лежит слово. Определите вид орфограммы. Найдите на доске лист с названием своей орфограммы. Подойдите к своей орфограмме. Лист самооценки (оценивают свою работу) | Определяют вид орфограммы. Определяют принцип деления на группы, разбиваются на группы. | Личностные: проявляет интерес к познанию |
5. Реализация построенного проекта (моделирование) | 6 мин | -Следующее задание будет по группам. Попробуйте смоделировать правило с помощью знаков, символов, которые находятся в конверте. В работе используйте клей-карандаш, маркер. -Помните про правила работы в группе. -Договоритесь, кто будет представлять работу вашей группы, т.е. рассказывать правило. Рефлексия содержания учебного материала -Зачем выполняли это задание? (чтобы умели обозначать орфограмму) -Сможете в дальнейшем на уроках русского языка использовать эти модели? Лист самооценки (оценивают свое участие ) | Моделируют, обозначают орфограмму. Демонстрируют свою работу, доказывая свою точку зрения | Регулятивные: оценивает свою деятельность, используя лист самооценки Личностные: проявляет интерес к познанию, способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности; принимает основы теоретического типа мышления, позволяющего исследовать и понять сложность задания Коммуникативные: - обсуждает построение алгоритма; - высказывает свое мнение; - дает рекомендации сверстникам |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Развитие читательской грамотности (работа с информацией) | 12 мин | -На партах лежит лист: текст № 1, текст № 2. -Чем похожи эти два текста? (говорится про орфограмму). -Чем отличаются? Текст №1-Лексическое значение слова, текст №2-происхождение слова (показать словари) -В каком словаре будете искать лексическое значение слова? Происхождение слова? -Запишите в тетрадь слово орфограмма. -Что такое орфограмма? Сколько слогов? Какой слог ударный? -Подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить. -Запишите транскрипцию этого слова. Запишите, сколько букв, сколько звуков. Подберите однокоренное слово (орфографический) -Запишите. -Например, орфографический словарь. Сделайте вывод, зачем нужен орфографический словарь. (можно проверить написание слова) -Проверьте! (слайд) Найдите в тексте №1 орфограмму: -Проверяемые безударные гласные в корне слова -Непроизносимые согласные в корне слова -Разделительный ъ -Разделительный ь -Запишите, обозначьте орфограмму. Найдите в тексте №2 -Парные согласные в корне слова -Запишите, обозначьте орфограмму. Рефлексия содержания учебного материала -Что сейчас делали? (находили в тексте слова с орфограммами, которые знаем) Лист самооценки (оценивают своё участие) | Сравнивают два текста, находят конкретные сведения, рефлексируют текстовую информацию. Поиск информации, заданной в явном виде; Применяют знания в самостоятельной деятельности | Познавательные: извлекает информацию из текста; Коммуникативные: полно, грамотно и точно выражает свои мысли. Регулятивные: оценивает свою деятельность, используя лист самооценки |
8.Домашнее задание | 1 мин | -Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр.7 упр.1, стр. 9 упр.4, 6 Дополнительно: в библиотеке посмотреть, какие есть еще словари. | | |
7. Обобщение и систематизация знаний Рефлексия учебной деятельности «Прием 6 шляп» Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | 7 мин | -Давайте проанализируем урок с помощью приема 6 шляп. белая – собираем информацию. Что делали на уроке? желтая- я смог.., я доволен…, у меня получилось.., я разобрался… черная-какие были трудности, что было не понятно? красная- меня удивило…, было интересно…, мне понравилось… синяя- какую учебную задачу ставили в начале урока? Чему учились? (учились находить и обозначать орфограммы) -Все виды орфограмм рассмотрели на уроке? (нет) -В каких частях слова могут быть еще орфограммы? (в приставке, в суффиксе) -Сможете поставить учебную задачу на следующий урок? (учиться находить орфограммы в приставке, в суффиксе) | Воображаемо надевают поочередно шляпу определенного цвета. В зависимости от цвета шляпы используют прием «Закончи предложение» Прогнозируют цель следующего урока. | Регулятивные: оценивает результаты своей работы на эмоциональном и оценочном уровне Коммуникативные: полно, грамотно и точно выражает свои мысли. |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | | - С каким настроением заканчиваем наш урок? Нарисуйте смайлик. Лист самооценки | смайлик рисуют | Сдают листы самооценки |
Лист самооценки.