Тема: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу | Тип урока: Изучение нового материала |
Цель урока: формировать у обучающихся навык правописания сочетаний ча-ща и чу-щу в словах; закрепить алгоритм написания сочетаний букв по элементам; развивать каллиграфический навык; продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать умение писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; обобщить знания обучающихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки; соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами; находить шипящие звуки в слове и вне слова. | Метапредметные: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер, камера, микрофон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность класса. Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок. -Зарядим друг друга положительной энергией: посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим одноклассникам! | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Актуализация необходимых знаний |
Работа по развитию речи -Обратите внимание на слайд, прочтите пословицу: Поспешишь- людей насмешишь. Объясните её значение -Вспомните, какие пословицы вы уже знаете? Какие из них употребляете в речи? -Помогают ли вам пословицы в жизни? -Посмотрите на следующий слайд и дополните первую часть крылатого выражения. _________, как белка в колесе. -Объясните его смысл Игра «Исправь ошибки» - Ребята, обратите внимание, на слайде записаны предложения, найдите в них ошибки. -Каким правилом пользовались чтобы исправить ошибки? Как звучит данное правило? -А сейчас я попрошу вас немного помочь мне, на слайде представлена загадки, давайте вместе отгадаем, о чём идет речь. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… -Совершенно верно, это буква «ч», а что вы можете рассказать об этой букве? -Отгадаем вторую загадку. Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… -Расскажите, что вы знаете о букве щ? Демонстрирует на слайде звуки: [ж] , [ш] , [щ’] , [ч’] . -Давайте вспомним, чем отличаются звуки [ж], [ш] от звуков [ч'], [щ']? -На слайде представлены характеристики звуков, давайте соотнесем каждый звук и его характеристику. Каллиграфическая минутка -Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Демонстрация написания строчной и заглавной букв Ч ч, Щ щ -Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность: Чч Ччч Щщ Щщщ | -Правилом написание сочетаний жи-ши -Жи-ши с буквой «и» всегда пиши -Буква «ч» -Буква «ч» обозначает звук [ч’]-согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом. -Буква «щ» -У буквы «щ» есть звук [щ’] -согласный, глухой, всегда мягкий звук Вспоминают отличия представленных на слайде звуков Совместно с учителем характеризуют каждый звук |
Мотивация познавательной деятельности |
-Ребята, посмотрите на слайд, что перед нами? -Верно, давайте попробуем их разгадать -Какие слова получились? -Что можете сказать о написании этих слов? -С какой буквой не дружат буквы ч и щ? -Кто сможет сформулировать тему нашего урока? -Какая же цель стоит перед нами на уроке? | -Перед нами ребус -Получились слова чашка и щука - В этих словах встретились сочетания «ча» и «щу», а мы знаем, что «ча» пишется с буквой «а», «щу» пишется с буквой «у». -Эти буквы не дружат с буквами «ю» и «я», потому что с ними никогда не пишутся. - Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. - Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу. |
Организация познавательной деятельности |
-Дорогие ребята, обратите внимание на следующий слайд. Демонстрация изображений: волка, зайца, галки, сороки, белки. -Скажите, кто изображён на картинках? -Давайте вспомним, как зовут детёнышей этих животных? -Разбейте получившиеся слова на группы -На какие группы у вас получилось разбить слова? -Молодцы, запишите данные слова в рабочую тетрадь по группам -Предположите, что общего у всех слов? -Что еще заметили в написании слов? Какое новое сочетание встретилось? -Подчеркните сочетание «ча», зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук. -Посмотрите на слайд, давайте прочтем новое правило. -Как думаете, легко ли будет его запомнить? Почему? -Зная данное правило мы без труда сможем выполнить следующее задание. Откройте рабочие тетради. -Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. При выполнении обращайтесь к правилу. На слайде: ч.до, ч.гун, щ.ка, ч.лок. | Рассматривают изображения, представленные на слайде -На этих картинках изображены животные -Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата -Детёныши зверей и детёныши птиц. Выписывают слова, распределяя их по группам - Все слова предметы во множественном числе. -Во всех словах есть сочетание «ча» Выделяют синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук -Да, потому что есть рифма |
Физминутка |
| |
-Ребята, что это появилось перед нами на слайде? -Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано. -В них спрятались слоги. -Что бы мы могли сделать с этими слогами? -Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём новые сочетания -Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? -Да, ребята, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? -Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями. -Предположите, какое задание можно выполнить с данным словом? -Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно. -Какое предложение понравилось вам больше? -Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение? Контролирует запись предложения обучающимися Напоминает обучающимся о правильной посадке во время письма Организует самостоятельную работу обучающихся -А теперь предлагаю вам потренироваться. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Спишите данный текст в рабочую тетрадь. Мы приехали на дач__ . Дач__была у леса. Весь день звуч__ли песни птиц. Слава Щ__кип пошел па речку. Речка была ш__рокая. Над водой круж__лисъ ч__йки. Он поймал щ__ку и двух лещей. | -Прямоугольники -Составите из слогов слова Записывают слова в рабочую тетрадь, разделяя их для переноса - Это такая трава -Это кислое растение -Точнее значение можно узнать, воспользовавшись толковым словарем -С данным словом омжно составить предложение -Маша сорвала щавель -Из щавеля сварили щи -В огороде растёт щавель - Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно. Читают текст, представленный на слайде Списывают предложенный текст в рабочую тетрадь Устно озвучивают получившиеся результаты |
Подведение итогов |
-Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Принимают участие в подведении итогов урока Называют тему Формулируют конечный результат своей работы |
Рефлексия |
-Если вам понравился урок, вам всё удалось и вы считаете, что хорошо работали, то поднимите правую руку, если вам не понравился урок и у вас возникли какие-то сложности, поднимите левую руку | Поднимают руку в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |