| Деятельностные: Создание условий для качественного усвоения темы; Развитие теоретического мышления и его готовности к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, адекватной самооценки. Содержательные: Сформировать навык определения фонетических и позиционных чередований в слове; Закрепить умение извлекать информацию из текстов различных учебных пособий и обрабатывать её. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. 2. Задачи: - обучающие - помочь усвоить основной закон русского письма: слабую позицию звука проверяй по сильной; формировать умение работать в парах//группе; -развивающие – развивать теоретическое мышление; рефлексивность как личностное качество; учить наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы и делать выводы; -воспитательные - реализовать потребность личности в общении в условиях учебной ситуации. Тип урока – комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков) Формирование общепредметных/универсальных учебных действий: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы Формы работы учащихся – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для записи (стикеры0, таблички-распечатки для самооценки СТРУКТУРА И ХОД УРОКА |
| |
№ | Этап урока | Электронные образовательные ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Организационный момент | | Приветливо здоровается с учениками, хвалит за подготовку к уроку, обеспечивая тем самым позитивный настрой учащихся на совместную работу | Готовят к уроку всё необходимое, приветствуют учителя | 1 мин | |
2 | Совместная фронтальная практическая работа, связанная с воспроизведением известных знаний (актуализация знаний и мотивация ситуацией успеха: работали с «оболочками» слова на предыдущих уроках) | Слайд из презентации учителя | Обращает внимание учащихся на доску, где заранее вычерчены схемы двух «оболочек» (графической и звуковой) слова: 1.Ребята, как вы понимаете смысл слов «звуковая оболочка»? 2.А что такое «графическая оболочка слова»? 3.Всегда ли буква обозначает тот звук, который мы произносим в слове? 4.Как мы договорились называть те слова, где все звуки произносятся чётко? Хвалит школьников, предлагает перейти к новому интересному заданию под названием «Пиктограмма», спрашивает, всем ли понятно название, слово «пиктограмма». | Отвечают на вопросы учителя: 1.Звуковая «оболочка» слова – это его произношение. 2.Графическая «оболочка» - это буквы, которыми записывается слово. 3.Звуки, из которых состоят слова, не всегда произносятся чётко. 4.Если все звуки, из которых состоит слово, произносятся чётко, не оглушаются, не озвончаются (согласные, например), то такие слова называть можно «зеркальными» | 3 мин | |
3 | Создание ситуации разрыва (дефицита знаний): творческое задание «Пиктограмма» | Слайд из ассоциативного словаря | 1.Предлагает всем нарисовать на стикерах те предметы, которые называет (по произношению слова не различаются, именно в этом кроется «ловушка»): 1 ряд - плот/плод, мак/маг; 2 ряд - рот/род, кот/код; 3 ряд - лиса/леса, рог/рок. 2.Просит учеников приклеить свои листочки с рисунками на доску и, рассмотрев их, похвалив, «с сожалением» отмечает, что рисунки «не те»: они отражают другие слова, а не задуманные учителем. 3.Анализирует изображённое, спрашивает школьников, почему же так произошло. 4.В то время, когда ВСЕ ученики рисуют названные слова, один школьник (всегда есть тот ученики, которые требуют индивидуального подхода) работает за компьютером учителя по заданию, аналогичному для всех других: по «неправильному» рисунку незнакомого школьника объяснить его «ошибку» Иллюстрацией служит и слайд ЭОР № 1 | Рисуют предметы, названные учителем. Ученики приклеивают свои стикеры на доску. Принимают участие в догадывании: почему рисунки получились «не те», уточняют свой же вывод о нечётком произношении звуков в «незеркальных» словах Один из учеников работает индивидуально и присоединяется к обсуждению «неправильного» рисунка. | 5 мин. | |
4 | Исследование на применение правила в нестандартных условиях (групповая работа на примере стихотворения А. Шибаева «Грустные вести») | | 1.Организует работу в группах с раздаточным материалом (карточки с деформированным текстом - строчки из стихотворения А. Шибаева). 2.После окончания работы по исправлению Мишкиных ошибок просит обучающихся подвести итоги: чего не учёл Мишка, рассказывая другу о жизни в лагере. Именно работа в ситуации затруднения подталкивает учащихся на продуктивную деятельность. Стихотворение-шутка само по себе создаёт хорошее настроение и помогает в совместной деятельности подойти к постановке учебной задачи и формулировке темы урока. 1.Уточняет сказанное детьми: Мишка ничего не знает или забыл за лето о том, что графическая и звуковая «оболочки» слова очень часто не совпадают, что все слова с ошибками – это «незеркальные» слова, которые необходимо проверять, так как некоторые звуки в таких словах звучат нечётко, «слАбо». Предлагает детям записать кратко главное. | Анализируют в группе/парах (7 пар// 3 группы) ошибки, выделяя их на карточках красным цветом. Ученики (представители групп) говорят о том, что Мишка не знает основного правила об обязательной проверке «незеркальных» слов. Записывают в тетрадях// справочниках, что звуки могут звучать «сильно» и «слабо», то есть находиться в слабой и сильной позиции, что именно это явление учёные называют позиционными или фонетическими чередованиями звуков. | 6 мин | |
5 | Формулировка темы и цели урока + новая мотивация: на уроке ученики при помощи исследования могут сами «открыть» закон науки русский язык – слабую позицию звука необходимо проверять по сильной позиции | | 1.Задаёт вопрос о том, как же можно записать тему урока, опираясь на проведённую работу и сделанные выводы. 2.Записывает на доске тему, подсказанную учениками, и называет цель дальнейшей работы: «Чего не знает Мишка?» или «О каких законах грамотного письма забыл Мишка?» | «Подсказывают» тему урока: «Звуки и буквы», «Фонетика и орфография», «Как могут чередоваться звуки в словах?» «Законы письма» (одну из названных тем можно записать). | 3 мин | |
6 | Тренировочные упражнения: работа в парах за компьютерами со слайдами ЭОР «Глухие и звонкие согласные. Орфография. Орфоэпия» (на компьютерах, имеющих чётные номера); ЭОР «Безударные гласные. Орфография» (на компьютерах, имеющих нечётные номера); формулировка правила/основного закона русского письма | Слайды из ассоциативного словаря | 1.Предлагает учащимся, которые сидят по два человека выполнить задания, обозначенные на слайдах: -Как произносятся выделенные согласные в слове? -Протяните от слова к ним стрелку к звуку. -Найдите слова, с помощью которых можно проверить безударные гласные в корне слова. -Проведите к ним стрелочку. 2.Предлагает сделать выводы, объяснив, при каких условиях гласный или согласный звук попадает в слабую позицию и произносится не так, как пишется. | Работают за компьютерами, выполняют задания, данные на слайдах. После выполнения задания и его обсуждения в парах выдвигают гипотезы/предположения об основном правиле/законе написания «незеркальных» слов и формулируют вывод о необходимости проверки безударных гласных в корнях слов и сомнительных согласных | 14 мин | |
8 | Закрепление изученного: работа со страницей ассоциативного словаря | Ассоциативный словарь | 1.Открывает страничку электронного ассоциативного словаря, предлагает провести наблюдения: на чём строятся ассоциации авторов словаря. 2.Предлагает записать слова в тетради и проверочные к ним, чтобы безударные гласные звуки (слабые позиции) были под ударением (сильные позиции). | Говорят очень коротко (правило!) о своих наблюдениях: ассоциации строятся на подборе слов с сильной позицией того же гласного звука Записывают слова и проверку/ассоциации к ним в свои тетради (можно добавить к слову «медведь», кроме слова «мёд», ещё одну проверку: «ведать»). | 5 мин | |
9 | Подведение итогов урока. Самооценка понимания темы урока и работы на уроке (рефлексия) | Ассоциативный словарь Слайд из презентации учителя | Предлагает оценить свои знания по теме в таблице (см. приложение) | Ученики ещё раз обращаются к странице ассоциативного словаря, затем к «линии жизни» фонемы Заполняют табличку и сдают учителю для анализа и подготовки коррекционных заданий к следующему уроку | 3 мин | |