II. Языковая разминка. | 1. Письмо по памяти: Взял мороженщик лепёшку, сполоснул большую ложку, ложку в банку окунул, мягкий шарик зачерпнул. (С. Маршак.) – Так продавали мороженое давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими. И сегодня есть такое мягкое мороженое, которое подают в кафе. а) Самопроверка, обозначение орфограмм. б) Синтаксический разбор предложения, составление схемы. в) Обозначение морфем в словах: мороженщик, сполоснул, ложку, банку, шарик, зачерпнул. – Какие из морфем словообразующие, а какие – формообразующие? – Производными или непроизводными являются основы этих слов? 2. Словарноорфографическая работа. На столах у учеников школьные орфографические словари. Учитель предлагает найти в них слова: маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса – и записать в тетради. – Какая орфограмма есть в этих словах? (Буква безударного гласного, в слове терраса – удвоенная буква согласного.) – Подчеркните эту орфограмму. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте записи, сравнив их со словами в рамках в конце §12. – Дайте толкование лексических значений (по необходимости). – Устно составьте предложение, по возможности включая в него сразу как можно больше слов из этого списка (играсоревнование «Кто больше?»). | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. ТОУУ Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Проверка домашнего задания. | 1. Проверка упр. 115 – чтение составленных дома текстовповествований по желанию. Анализ текстов по плану: 1) Какова тема текста? 2) Получился ли текстповествование? 3) Получилось ли использовать данные слова с повторяющимися приставками (обратить внимание, насколько динамичным становится текст)? 4) Использованы ли глаголысинонимы, которые позволяют избежать повтора одного и того же слова? 2. Повторение определений морфем с опорой на составленную дома таблицу по тексту в рамке. Словообразующие морфемы | Формообразующие морфемы | Корень (заключает в себе общее лексическое значение однокоренных слов). | Окончание; может быть нулевым (заключает в себе грамматическое значение). | Приставка (находится перед корнем, придаёт дополнительное лексическое значение). | | Суффикс (находится после корня, придаёт дополнительное лексическое значение). | Суффикс (находится после корня или другого суффикса, выражает грамматическое значение). | – Сформулируйте, что такое основа слова, опираясь на понятие «формообразующие морфемы». (Основа слова – это часть слова без формообразующих морфем: окончания или формообразующих суффиксов.) | Регулятивные УУД 1. Работать по плану, соотнося действия с целью, производить корректировку и рефлексию деятельности. Познавательные УУД 3. Преобразовывать информацию (текст в таблицу), извлекать информацию из источников, представленных в разных формах. |
IV. Формулирование темы и цели урока. | На доске записано предложение: Еду я в поезде, а за окном вагона л…са. – Как бы вы написали последнее слово в предложении? – Сделайте так, чтобы появилось одно правильное решение задачи (добавьте нужные слова в предложение). – Назовите орфограмму в этом слове. Каков её опознавательный признак? – Почему эта задача не имеет одного решения? – Назовите тему урока, сравните с формулировкой в учебнике. Над чем ещё на уроке нам предстоит работать? Запишите тему в тетрадях. – Сформулируйте цель урока. | Регулятивные УУД 2. Высказывать предположения на основе наблюдений. 3. Формулировать тему (проблему) урока и его цель. |
V. Актуализация изученного. | 1. Наблюдение по учебнику. Упр. 116 – анализ материала, основанного на языковой игре – сходстве в звучании разных по значению слов (хвастать и хвост) и словообразовательных нарушениях (замене суффиксов хвостатый – хвастливый). Упражнение выполняется по заданию. – Почему Удав и Мартышка не поняли друг друга? (В безударном положении на месте звуков [о] и [а] слышим звук, близкий к [а].) 2. Чтение по учебнику правил о проверяемых и непроверяемых буквах безударных гласных. Чтение про себя и ответы на вопросы после текста правила. Ответы на вопросы после правила, с. 88. – Есть ли в текстах правил для вас чтото новое? (Обозначение опознавательного признака и условий выбора орфограммы.) – Какое условие выбора написания непроверяемых букв гласных можно записать? (Словарное слово; запомнить.) 3. Алгоритм «пошагового» составления обобщенных графических моделей. (Следует использовать материал предметного диска – алгоритм к §12.) На примере обобщённой графической модели (см. материал предметного диска – орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова» к §12) учитель делает необходимые пояснения, опираясь на графические обозначения орфограммы, опознавательного признака орфограммы, условий выбора (двойное подчёркивание, ударение, графическое обозначение морфемы). √ / / ГЛ. ___ ГЛ. | Личностные результаты Развитие эмоциональное сферы личности учеников на основе языковой игры Познавательные УУД 4. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 5. Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать её из одной формы в другую (правило в алгоритм, алгоритм в модель, схему). |
VI. Развитие орфографических умений. | Работа в группах (парах) с последующей самопроверкой. 1. Упр. 117 – развивается умение правильно писать слова, обозначать орфограмму и условия её выбора (записывать проверочные слова – формы слов или однокоренные слова). Можно выполнять в парах, чередуя слова. Взаимопроверка. 2. Упр. 118 – развивается умение писать слова, правильно выбирая проверочные слова с нужным лексическим значением (разграничивая словаомофоны). Выполняется самостоятельно с последующей проверкой в группах. 3. Упр. 119 – развивается умение писать текст, включающий слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора. Ученики объясняют по очереди в группах, затем обмениваются тетрадями (по одной тетради от группы). Взаимопроверка между группами. | Коммуникативные УУД 3. Задавать вопросы, работая в группе, паре. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 6. Строить связное монологическое высказывание. |
VII. Итог урока. | – Послушайте стихотворение: Мы под удареньем пишем Без сомненья то, что слышим. Если ж звук без ударения, Вызывает он сомнение. Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. Но писать какую букву? Здесь поможет нам наука… (В. Волина) – Как нам может в этом случае помочь наука? (Существуют правила написания букв гласных в безударном положении.) – Покажите графически на примере, как проверить написание буквы гласного в корне. Дватри человека у доски. – Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Регулятивные УУД 4. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 5. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |