СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по теме "Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова".»

УРОК 25.


Тема: Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова.


Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/к: работать в группе (паре): договариваться о взаимодействии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оценку.

4ЛР: писать слова с орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм, различать разные написания одинаково звучащих слов (типа примирять – примерять).



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка.



1. Письмо по памяти:

Взял мороженщик лепёшку, сполоснул большую ложку, ложку в банку окунул, мягкий шарик зачерпнул. (С. Маршак.)

– Так продавали мороженое давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими. И сегодня есть такое мягкое мороженое, которое подают в кафе.

а) Самопроверка, обозначение орфограмм.

б) Синтаксический разбор предложения, составление схемы.

в) Обозначение морфем в словах: мороженщик, сполоснул, ложку, банку, шарик, зачерпнул.

– Какие из морфем словообразующие, а какие – формообразующие?

– Производными или непроизводными являются основы этих слов?

2. Словарно­орфографическая работа.

На столах у учеников школьные орфографические словари.

Учитель предлагает найти в них слова: маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса – и записать в тетради.

– Какая орфограмма есть в этих словах? (Буква безударного гласного, в слове терраса – удвоенная буква согласного.)

– Подчеркните эту орфограмму.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте записи, сравнив их со словами в рамках в конце §12.


– Дайте толкование лексических значений (по необходимости).

– Устно составьте предложение, по возможности включая в него сразу как можно больше слов из этого списка (игра­соревнование «Кто больше?»).











Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.





ТОУУ


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Проверка домашнего задания.



1. Проверка упр. 115 – чтение составленных дома текстов­повествований по желанию.

Анализ текстов по плану:

1) Какова тема текста?

2) Получился ли текст­повествование?

3) Получилось ли использовать данные слова с повторяющимися приставками (обратить внимание, насколько динамичным становится текст)?

4) Использованы ли глаголы­синонимы, которые позволяют избежать повтора одного и того же слова?

2. Повторение определений морфем с опорой на составленную дома таблицу по тексту в рамке.


Словообразующие морфемы

Формообразующие морфемы

Корень (заключает в себе общее лексическое значение однокоренных слов).

Окончание; может быть нулевым (заключает в себе грамматическое значение).

Приставка (находится перед корнем, придаёт дополнительное лексическое значение).


Суффикс (находится после корня, придаёт дополнительное лексическое значение).

Суффикс (находится после корня или другого суффикса, выражает грамматическое значение).


– Сформулируйте, что такое основа слова, опираясь на понятие «формообразующие морфемы». (Основа слова – это часть слова без формообразующих морфем: окончания или формообразующих суффиксов.)



Регулятивные УУД

1. Работать по плану, соотнося действия с целью, производить корректировку и рефлексию деятельности.

Познавательные УУД

3. Преобразовывать информацию (текст в таблицу), извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.



IV. Формулирование темы и цели урока.



На доске записано предложение:

Еду я в поезде, а за окном вагона л…са.

– Как бы вы написали последнее слово в предложении?

– Сделайте так, чтобы появилось одно правильное решение задачи (добавьте нужные слова в предложение).

– Назовите орфограмму в этом слове. Каков её опознавательный признак?

– Почему эта задача не имеет одного решения?

– Назовите тему урока, сравните с формулировкой в учебнике. Над чем ещё на уроке нам предстоит работать? Запишите тему в тетрадях.

– Сформулируйте цель урока.


Регулятивные УУД

2. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.



V. Актуализация изученного.



1. Наблюдение по учебнику.

Упр. 116 – анализ материала, основанного на языковой игре – сходстве в звучании разных по значению слов (хвастать и хвост) и словообразовательных нарушениях (замене суффиксов хвостатыйхвастливый).

Упражнение выполняется по заданию.

– Почему Удав и Мартышка не поняли друг друга? (В безударном положении на месте звуков [о] и [а] слышим звук, близкий к [а].)


2. Чтение по учебнику правил о проверяемых и непроверяемых буквах безударных гласных.

Чтение про себя и ответы на вопросы после текста правила.

Ответы на вопросы после правила, с. 88.

– Есть ли в текстах правил для вас что­то новое? (Обозначение опознавательного признака и условий выбора орфограммы.)

– Какое условие выбора написания непроверяемых букв гласных можно записать? (Словарное слово; запомнить.)


3. Алгоритм «пошагового» составления обобщенных графических моделей. (Следует использовать материал предметного диска – алгоритм к §12.)




На примере обобщённой графической модели (см. материал предметного диска – орфограмма «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова» к §12) учитель делает необходимые пояснения, опираясь на графические обозначения орфограммы, опознавательного признака орфограммы, условий выбора (двойное подчёркивание, ударение, графическое обозначение морфемы).


√ / /


ГЛ. ___ ГЛ.



Личностные результаты

Развитие эмоциональное сферы личности учеников на основе языковой игры





Познавательные УУД

4. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

5. Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать её из одной формы в другую (правило в алгоритм, алгоритм в модель, схему).




VI. Развитие орфографических умений.



Работа в группах (парах) с последующей самопроверкой.

1. Упр. 117 развивается умение правильно писать слова, обозначать орфограмму и условия её выбора (записывать проверочные слова – формы слов или однокоренные слова).

Можно выполнять в парах, чередуя слова. Взаимопроверка.


2. Упр. 118 – развивается умение писать слова, правильно выбирая проверочные слова с нужным лексическим значением (разграничивая слова­омофоны).

Выполняется самостоятельно с последующей проверкой в группах.


3. Упр. 119 – развивается умение писать текст, включающий слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора.

Ученики объясняют по очереди в группах, затем обмениваются тетрадями (по одной тетради от группы).

Взаимопроверка между группами.





Коммуникативные УУД

3. Задавать вопросы, работая в группе, паре.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6. Строить связное монологическое высказывание.


VII. Итог урока.



– Послушайте стихотворение:

Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударения,

Вызывает он сомнение.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

Но писать какую букву?

Здесь поможет нам наука

(В. Волина)


– Как нам может в этом случае помочь наука? (Существуют правила написания букв гласных в безударном положении.)

– Покажите графически на примере, как проверить написание буквы гласного в корне.

Два­три человека у доски.


– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?





Регулятивные УУД

4. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

5. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.








ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Упр. 120 (проверку домашнего задания будут проводить консультанты перед уроком).

2. Словарные слова записать в словарик.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!