Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Учебник | Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Е.А.Быстрова.-М.: «Русское слово», 2016г. | |
Тема урока | «Буквы Ы-И после Ц» |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока | Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов |
Планируемы результаты | Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И – Ы после Ц; Смогут на практике применять теоретические знания | |
Технологии | Технология уровневой дифференциации, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, , игровая технология ,здоровьесберегающая технология | |
Формы работы | Коллективная, индивидуальная, в парах |
Межпредметные связи | |
Внутрипредметные связи | Лексика(толкование слов), синтаксис(составление словосочетаний и предложений), морфология и орфография (правописание ь на конце слов разных частей речи) |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует |
Виды деятельности учащихся | Находят и объясняют правописание орфограмм; вставляют, где нужно ы или и обосновывают необходимость его написания; анализируют правописание Ь после шипящих на конце слов разных частей речи; исправляют орфографические ошибки, аргументируют правильность выбора; учатся работать в парах, вести диалог. |
Виды используемых ИКТ | Презентация по теме урока |
Материалы и оборудование | Интерактивная доска, учебник, карточки. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Этап мотивации | Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Я рада всех вас видеть! Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов! Появляется эпиграф : «Не стыдно не знать . стыдно не учиться» -Как вы понимаете данное высказывание? | Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | 1. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. (у доски) -Запишите предложение. Произведите синтаксический разбор. И стоит берёза в сонной тишине, и г..рят снежинки в золотом огне. 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Пр..близиться, пр..остановить, пр..брежный, пр..школьный, пр..неприятный, пр..кратить, пр..мчаться, пр..вязать, пр..крыть, пр..зидент, пр..одолеть, пр..бежать. - Какая орфограмма встретилась во всех словах? - В каких случаях пишется И, а когда Е ? 3. А сейчас давайте обратимся к материалу для наблюдений и попробуем определить тему урока. На доске записаны слова. Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц ? Цирк, улицы, цыплёнок, акация Посмотрите, как пишутся эти слова, спишите. -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. - Отталкиваясь от темы, какие задачи мы поставим перед собой? (узнать, когда пишется Ы-И после Ц, а ещё формировать вашу орфографическую грамотность , расширять ваш лексический запас слов. | |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | - Можем ли мы по этой записи точно определить, когда будем писать Ы, а когда И после Ц? -Почему? (не знаем правило) | Обсуждают затруднения; выясняют, почему возникли сложности |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | - А каким путём мы с вами пойдём, чтобы достичь цели? – Что общего в словах-примерах? (Сочетания с ц.) -На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод. – Почему они разделены на группы: 1 столбик цирк цифровой лекция 2 столбик птицы белолицый сестрицын 3 столбик цыплёнок Запишите также себе три столбика со словами. – Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)Выделите корень. – А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»). – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на - «ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму. – Итак, буква «и» пишется после «Ц.» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на - «ция».) – Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В суффиксе и в окончании.) – Итак, «сестрицын» –в суффиксе после «Ц.» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»? - 3 столбик. Почему это слово стоит отдельно? В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь -(записано на слайде): «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» | |
| Физминутка | | |
5 | Этап реализации построенного проекта | - По вашим наблюдениям расскажите о написании Ы-И после Ц. Начните так: Буква Ы после Ц пишется…Буква И после Ц пишется… -– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 52..(Чтение правила учебника). Прочитаем вслух правило. -Запишите, рядом со схемой по одному примеру. | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. Работа в группах. Каждая группа комментирует выполнение. 1.Работа с учебником. Комментированное письмо. Упражнение 85 (стр. 53) На парте значение слов – артикуляция, тенденция, цивилизация | |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 1.Работа с карточками (в парах) . Возьмите карточки 1, которые лежат у вас на партах. Сейчас мы будем работать в них. Распределите слова по колонкам таблицы, обозначьте морфемы с Ы или И после Ц. И | Ы | В корне слова | В словах на -ция | В окончаниях | В суффиксах | | | | | | | | | | | | | | | | | Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, красавиц…, огурц…, девиц…, операц…я, акац…я, лисиц…н хвост, делегац…я, жильц…,принц…, голубц…, пальц…, ц…клон, ц...рюльник, ,певц…, ц…пленок, панц…рь. (на слайде –циклон, цирюльник)Страничка из словаря. Проверка по эталону. Слайд. 2. Работа у доски (1 ученик) С помощью суффикса –ЫН- образуйте от данных существительных прилагательные, выделите суффикс, подчеркните орфограмму. Синица, волчица, кормилица, тигрица. Проверка | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | Творческий диктант «Записать одним словом» 1.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью(циклон) 2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины(цитрусовые) 3. Систематическое собрание каких-либо предметов(коллекция) 4.Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой(цыкнуть) 5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы)) 6. Точная выдержка из текста(цитата) Проверим знания (устная работа) 3.Составление кластера (1 ученик) | |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности | – Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока? Достигли мы ее? - Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц? Закончи предложение.(слайд) Когда после Ц пишется И , а когда Ы… В корне слова после Ц пишется……… В окончаниях и суффиксах слов после Ц пишется…. «И» пишется после Ц в словах ……. В словах-исключениях пишется буква….. За время нашей работы выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке. - Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблок. - Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы. - Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки. - А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист. | |
| Дом. задание | Инструктаж П.10, упр. 83 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений | Записывают дом. Задание в дневники |
| Оценки | - Комментирование - Мне было очень интересно работать с вами на уроке. Желаю вам новых открытий и новых побед. | |