СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы Ы-И после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы Ы-И после Ц"»

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Буквы Ы-И после Ц»

урок в рамках ФГОС ООО)

Патуевой Наили Равилевны, учителя русского языка и литературы


Технологическая карта


Предмет

Русский язык

Класс

5

Учебник

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Е.А.Быстрова.-М.: «Русское слово», 2016г.


Тема урока

«Буквы Ы-И после Ц»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Планируемы результаты


Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И – Ы после Ц;

Смогут на практике применять теоретические знания


Технологии

Технология уровневой дифференциации, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, , игровая технология ,здоровьесберегающая технология


Формы работы

Коллективная, индивидуальная, в парах

Межпредметные связи


Внутрипредметные связи

Лексика(толкование слов), синтаксис(составление словосочетаний и предложений), морфология и орфография (правописание ь на конце слов разных частей речи)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует

Виды деятельности учащихся

Находят и объясняют правописание орфограмм; вставляют, где нужно ы или и обосновывают необходимость его написания; анализируют правописание Ь после шипящих на конце слов разных частей речи; исправляют орфографические ошибки, аргументируют правильность выбора; учатся работать в парах, вести диалог.

Виды используемых ИКТ

Презентация по теме урока

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, учебник, карточки.



Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Этап мотивации

Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Я рада всех вас видеть! Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов!

Появляется эпиграф : «Не стыдно не знать . стыдно не учиться»

-Как вы понимаете данное высказывание?


Приветствуют учителя, настраиваются на работу

2

Этап актуализации и пробного учебного действия


1. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. (у доски)

-Запишите предложение. Произведите синтаксический разбор.

И стоит берёза в сонной тишине, и г..рят снежинки в золотом огне.


2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Пр..близиться, пр..остановить, пр..брежный, пр..школьный, пр..неприятный, пр..кратить, пр..мчаться, пр..вязать, пр..крыть, пр..зидент, пр..одолеть, пр..бежать.

- Какая орфограмма встретилась во всех словах?

- В каких случаях пишется И, а когда Е ?


3. А сейчас давайте обратимся к материалу для наблюдений и попробуем определить тему урока. На доске записаны слова. Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц ?

Цирк, улицы, цыплёнок, акация


Посмотрите, как пишутся эти слова, спишите.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

- Отталкиваясь от темы, какие задачи мы поставим перед собой?

(узнать, когда пишется Ы-И после Ц, а ещё формировать вашу орфографическую грамотность , расширять ваш лексический запас слов.


3

Этап выявления места и причины затруднения

- Можем ли мы по этой записи точно определить, когда будем писать Ы, а когда И после Ц?

-Почему? (не знаем правило)


Обсуждают затруднения; выясняют, почему возникли сложности

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

- А каким путём мы с вами пойдём, чтобы достичь цели?

– Что общего в словах-примерах? (Сочетания с ц.)

-На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод.

– Почему они разделены на группы:

1 столбик цирк цифровой лекция
2 столбик птицы белолицый сестрицын
3 столбик цыплёнок

Запишите также себе три столбика со словами.

– Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)Выделите корень.

– А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).

– Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на - «ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

– Итак, буква «и» пишется после «Ц.» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на - «ция».)

– Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В суффиксе и в окончании.)
– Итак, «сестрицын» –в суффиксе после «Ц.» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

3 столбик. Почему это слово стоит отдельно? В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь -(записано на слайде): «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»




Физминутка






5

Этап реализации построенного проекта

- По вашим наблюдениям расскажите о написании Ы-И после Ц. Начните так: Буква Ы после Ц пишется…Буква И после Ц пишется…

-– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 52..(Чтение правила учебника). Прочитаем вслух правило.

-Запишите, рядом со схемой по одному примеру.


6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 - Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. Работа в группах. Каждая группа комментирует выполнение.

1.Работа с учебником. Комментированное письмо. Упражнение 85 (стр. 53)

На парте значение слов – артикуляция, тенденция, цивилизация




7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Работа с карточками (в парах) .

Возьмите карточки 1, которые лежат у вас на партах. Сейчас мы будем работать в них.

Распределите слова по колонкам таблицы, обозначьте морфемы с Ы или И после Ц.

И

Ы

В корне слова


В словах на -ция


В окончаниях


В суффиксах


















Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, красавиц…, огурц…, девиц…, операц…я, акац…я, лисиц…н хвост, делегац…я, жильц…,принц…, голубц…, пальц…, ц…клон, ц...рюльник, ,певц…, ц…пленок, панц…рь.

(на слайде –циклон, цирюльник)Страничка из словаря.

Проверка по эталону. Слайд.


2. Работа у доски (1 ученик)

С помощью суффикса –ЫН- образуйте от данных существительных прилагательные, выделите суффикс, подчеркните орфограмму.

Синица, волчица, кормилица, тигрица.

Проверка

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

  1. Творческий диктант

«Записать одним словом»

1.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью(циклон)

2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины(цитрусовые)

3. Систематическое собрание каких-либо предметов(коллекция)

4.Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой(цыкнуть)

5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы))

6. Точная выдержка из текста(цитата)


  1. Проверим знания (устная работа)


3.Составление кластера (1 ученик)



9


Этап рефлексии учебной деятельности

– Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока?

Достигли мы ее?

- Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?

Закончи предложение.(слайд)

Когда после Ц пишется И , а когда Ы…

В корне слова после Ц пишется………

В окончаниях и суффиксах слов после Ц пишется….

«И» пишется после Ц в словах …….

В словах-исключениях пишется буква…..


За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблок.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

- Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист.




Дом. задание

Инструктаж П.10, упр. 83 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений

Записывают дом. Задание в дневники


Оценки

- Комментирование

- Мне было очень интересно работать с вами на уроке. Желаю вам новых открытий и новых побед.



































4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!