СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Роман «Преступление и наказание. История создания. Философия и идейно-нравственная проблематика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет осознать идейно-художественное содержание  романа, познакомить учащихся с историей создания романа. Урок предполагает формирование представления о жанре, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Роман «Преступление и наказание. История создания. Философия и идейно-нравственная проблематика.»

10 класс


Урок №18

Роман «Преступление и наказание. История создания. Философия и идейно-нравственная проблематика.

Цели:

  1. помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание, особенности жанра романа; 

  2. развивать навыки определения основных мыслей, высказывания и обоснования своих соображений; 

  3. воспитывать высокие моральные качества.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знакомятся с историей создания «Преступления и наказания», формируют представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; комментируют и анализируют идейно-художественное содержание романа, выражают свои мысли по поводу услышанного и прочитанного, обосновывают их. 

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

учебник, текст романа, Интернет-ресурсы, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку:

Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…

Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу
9 октября 1859 г.)

- Несмотря на то что литературоведы написали множество трудов о романе Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали чуть ли не каждое слово, и по сей день это произведение остается сложным и неоднозначным. Кстати, мы будем изучать этот роман в течение семи часов, а в японских юридических учебных заведениях с ним знакомятся около девяноста часов!

- Что же есть такого особенного в этом произведении? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.

  1. Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Перекрёстный опрос «Ты - мне, я - тебе»

(реализация домашнего задания - составление вопросов по содержанию романа).

Прием «Карусель»

Малый круг: внутри группы задают вопросы;

Большой круг: лучшие вопросы группа задает всему классу.

ФО: «Коллекция стикеров»

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Слово учителя. история создания романа «Преступление и наказание»

Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет!

Истоки романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» достигают время пребывания писателя на каторге. 9 октября 1859 он из Твери писал брату: «В декабре я начну роман. Не помнишь, я тебе говорил об одной исповедь-роман, который я хотел писать после всех, понимая, что еще самому нужно пережить. На днях я решил писать его немедленно. Все сердце мое с кровью будет вложено в этот роман ». Сначала «преступление и наказание» задумывался писателем в форме исповеди Раскольникова.

Но прошло еще шесть лет. За это время были написаны романы «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Главные мотивы этих произведений - тема бунта и тема героя-индивидуалиста - потом синтезировались в романе «Преступление и наказание».

8 июня 1865 Достоевский попросил денег у издателя А. Краевского и предложил ему для журнала «Отечественные записки» свою новую работу - роман «Пьяненькие». Но издатель отказал писателю, мотивируя это отсутствием денег в редакции.

Находясь за границей, достоевский оставил «Пьяненький» и решил написать повесть, замысел которой стал зерном будущего романа «Преступление и наказание».

В сентябре 1865 Достоевский решил предложить повесть журнала «Русский вестник». В письме к издателю М. Каткова автор подробно изложил план своего произведения и определил его главную идею: «Это - психологический отчет одного преступления». Но в процессе работы повесть постепенно перерастает в большой роман, и Достоевский решает пожертвовать всем написанным и начать заново. В середине декабря 1865 первая часть романа была написана, опубликована в января 1866 г. в журнале «Русский вестник». Работа над произведением продолжалась в течение всего 1866 года.

Таким образом, мы видим, что первоначальный замысел романа постепенно «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.


  1. Работа с учебником «Тема и жанр романа», стр.117-121.

Задание.

- Почему роман Достоевского имеет несколько определений?

Объясните каждую из этих характеристик. Составьте таблицу. В левой колонке расположите жанровые характеристики в том порядке, который считаете нужным (от более значимого к менее значимому). В правой колонке таблицы укажите по 2-3 жанровых признака из текста учебника (задание №1, стр.121)


Обсуждение выполненной работы (сопровождается показом презентации).

- По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев)

В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев). Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

  1. Работа в группах

- Исследуйте идеи произведения с помощью текста, учебников, дополнительной литературы в группах.

Задание:

I группа определяет философские идеи романа «Преступление и наказание»;

II группа определяет социальные идеи произведения;

III группа определяет психологические идеи произведения;

IV группа определяет морально-этические идеи романа.

Сообщение о результатах работы групп

I группа. Доказывает недопустимость теории агрессивного индивидуализма: «тварь я дрожащая или право имею».

Длинные и одинокие размышления о ходе человеческой истории убедили бывшего студента-юриста в том, что исторический прогресс основывается на насилии, страданиях, жертвах и невозможен без этого. Человечество делится на два неравных «разряды» - на людей «обычных» и «необычных». Он даже написал об этом статью в газете.

«Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеон - символом власти, «сильной личности». Власть нужна герою, чтобы освободить мир от зла, насилия, спасти Сонечку, мать, сестру, сирот Мармеладовых и тысячи им подобных. Идя на преступление, Раскольников хочет еще и выяснить, к какому разряду принадлежит он сам: «Смогу ли я переступить или не смогу? … Существо я дрожащая или право имею?»

Дальнейшая история этого героя доказала пагубность и для личности, и для общества агрессивного индивидуализма, основой которого является пренебрежение к морали, эгоцентризм, проповеди «вседозволенности».

II группа. К причинам, которые толкнули Раскольникова на преступление, бесспорно, принадлежат невыносимые лишения, полуголодное существование в каморке, невозможность оплатить обучение в университете, постоянное унижение. Но на вопрос Сони: «Ты был голоден! Ты ... чтобы матери помочь? Да? »- герой отвечает неуверенно и почти отрицательно: «Нет, Соня, нет, - бормотал он, обернувшись и опустив голову, - я не был так голоден ... я действительно хотел помочь матери, но ... и это не совсем верно ... » Он объясняет Сони, его положение не было таким уж безвыходным, можно было найти какую-то работу (« Уроки случались, во полтинник предлагали. Работает же Разумихин ») Раскольников, по его словам, обозлился, душа его взбунтовалась, потому что была «поражена» не только личными страданиями, но и бедой и несчастьями окружающего мира.

Способ борьбы с социальным злом Раскольников видит в том, чтобы получить личную власть, а потом уже делать благородные дела по своему усмотрению. Эта теория была обречена на поражение, вместо власти герой получил угрызения совести и отчуждения от общества. За убийства процентщицы мир не стал лучшим, наоборот: в нем прибавилось невинных жертв - таких, как Лизавета и ее еще нерожденный ребенок.

III группа. Достоевский считал, что социальная обусловленность характера, определенность его условиями существования как основной принцип реализма не исчерпывает всей сложности проблемы личности. Характер следует объяснять еще и психологически.

Раскольников от природы добрый, отзывчивый, великодушный. Последние деньги он отдает семье Мармеладовых. Помогал бедному товарищу, ухаживал его отца. Вместе с тем он чрезвычайно уязвим, самоуверенный, с пораженной гордостью. Достоевский считал, что в тенденции обвинять во всем «среда», обстоятельства, а не человека, является недооценка личности, ее унижения. Поэтому Раскольников противостоит «страшном миру» не только как его «продукт», его жертва, но и как активная, психологически сложная личность.

Многие герои Достоевского имеют раздвоенное «я», для них характерны болезненное воображение, «метания», сомнения души, и писатель пытается в этом разобраться.

IV группа. В морально-этическом плане Раскольников принципиально отличается от своих литературных предшественников - пушкинского Германа из «Пиковой дамы», бальзаковского Растиньяка, Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также испытывали «внутренний бунт», несправедливость общества, но заботились при этом свои интересы - карьеру, благополучие. Героя Достоевского побуждает идея сожаления к униженных и оскорбленных. «Не бывать этому миру» - говорит он и приходит к мысли о «переступания» через «кровь». Такая всепоглощающая идея, которую автор назвал «идеей-страстью», «идеей-чувством», руководит человеком и обществом в переломные моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает крайности, противоречия.

Наказывая «зло» (процентщицу), Раскольников лишает жизни и невинного человека (Лизавету), и это свидетельствует о том, что одно зло нельзя ни прекратить, ни преодолеть другим злом.



Заполнение таблицы «Идеи произведения Ф. Достоевского" Преступление и наказание "»



Философские

Социальные

Психологические

Морально-этические

Развенчание теории «сильной личности», «сверхчеловека»

Осуждение социальной несправедливости, власти денег

Человек не может оправдывать свои действия только социальными обстоятельствами; многое зависит от ее психологического склада, характера

Даже благородная цель не может оправдать любые средства, есть грань, которую нельзя пересекать


Заслушивают сообщение учителя, составляют в тетради опорную схему.





















Работают с учебником, составляют концептуальную таблицу по предложенному заданию.





Обсуждают выполненное задание, сопоставляют итоги работы с презентационным материалом.













Используя дополнительные материалы, определяют основные идеи романа, обосновывают свою точку зрения.























































Итогом работы становится таблица «Идеи произведения Ф. Достоевского "Преступление и наказание "»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

  • Относительно теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю ...

  • Мне более близка идея ...

  • Очень хотелось бы ...

Осуществляют рефлексию урока, продолжая предложенные предложения (можно предложить групповую рефлексию - каждая группа предлагает свои версии)

Домашнее задание

  1. Подготовиться по теме «Петербург Достоевского. Каков он?» (пейзажи, сцены уличной жизни, описания-интерьеры)

  2. Повторить особенности философских, социальных, психологических и морально-этических идей произведения; подобрать цитаты к образу Раскольникова.


Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!