СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Роль и значение топливно-энергетического комплекса. 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует фгосам. Содержит кейсовую технологию.

Цель  урока: создание условий для формирования представления о топливно-энергетическом комплексе России, его состава, значение, размещение месторождений угля, нефти и газа.

Задачи урока: Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ТЭК; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности, определить их главные черты и особенности, их проблемами.

Воспитательная: определить пути развития ТЭК.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Роль и значение топливно-энергетического комплекса. 9 класс.»



Технологическая карта урока : Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель географии

Предмет

 география 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок географии по теме «Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.», урок №5в теме 4 «География отраслей и межотраслевых комплексов ”

Базовый учебник 

География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа,

Цель  урока: создание условий для формирования представления о топливно-энергетическом комплексе России, его состава, значение, размещение месторождений угля, нефти и газа.

Задачи урока: Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ТЭК; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности, определить их главные черты и особенности, их проблемами.

Воспитательная: определить пути развития ТЭК.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России как базовой отрасли российской экономики.

Метапредметные: формирование умений: 1) обсуждать проблемы ТЭК; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ТЭК; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы.

Личностные: осознание роли ТЭК для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния на состояние окружающей среды. - формирование

всесторонне

образованной,

инициативной и успешной

личности, обладающей

системой современных

мировоззренческих

взглядов

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, ЭОР, Кейсы.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время)

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

Предлагает обратить внимание на предметы на столе: полиэтиленовый пакет, капроновые коготки, синтетический каучук, пуговица, ручка, уголь, нефть, газ.

-Как вы думаете, что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?

2. Подводит к формулировке   темы урока.

« У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку » 

3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме»

4. Ставит проблемный вопрос «Почти в каждом выпуске новостей передают информацию об изменении цен на нефть? Почему это так важно?»

5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.

6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить общий признак предметов : Это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.

2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме.


4.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

5. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


10 мин

3

Актуализация знаний

1.- ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты. Для чего в стране нужен ТЭК?

А) обеспечение энергии и топливом хозяйства

Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны)

В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии./

Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок).

Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль.

2. -Раз ТЭК так важен, как можно повысить продукцию ТЭК? ( увеличение добычи топлива и производства электроэнергии,)

- но Вы знаете, что ресурсы исчерпаемы, значить какие перспективы и проблемы ТЭК?

• во-первых, новые месторождения все дальше расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России;

• во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает;

• в –третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.

• Шахты недолговечны из-за исчерпаемости ресурса и необходимости поиска новых месторождений.

• Часто к местам добычи топлива тяжело проводить трубопроводы, дороги, возводить города;

• Должна быть социальная защищенность населения в районах с неблагоприятным климатом;

• низкая конкурентоспособность.

- А перспектива одна- экономия или переход на альтернативные источники энергии

- Атлас, ТЭК, назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф

1Выделяют основные направления значения ТЭК

2. Совместно с учителем определяют проблеммы и перспективы развития ТЭК

3. работают с атласом и определяют известные виды топлива.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий


4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

Выполняют физические упражнения



5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы- выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, и ведущему группы отчитаться по плану, заполнив таблицу (Приложение2).

Кейс 1

730 с.ш. 700 в.д.

Кейс2 530 с.ш. 510 в.д.

Кейс3

650 с.ш. 1500 в.д.

План отчета группы:

1.По географическим координатам определите регион России.

2. Охарактеризуйте характер поверхности:

А) особенность рельефа

Б) тектоническая структура

3. Назовите преобладающее полезное ископаемое.

4. Начало и место освоение данного топлива.

5. Способы добычи и транспортировки данного топлива

6.Крупнейшие месторождения

1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по заданию.

2. Заполняют в тетради таблицу.

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постанов-ка вопросов;  формирование умения работать в парах.

15 мин

6

Закрепление новых знаний

1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний

http://fcior.edu.ru/card/4978/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-toplivno-energeticheskiy-kompleks-ego-sostav-i-rol-v-hozyaystve-strany-p1.html

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения

особенностей.

10 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1. Какие отрасли входят в состав ТЭК? ( нефтяная, газовая, торфяная, угольная и элетроэнергетика).

2.Самый экологически чистый и недорогой вид топлива ?( природный газ)

3.Простейшие органические вещества, входящие в состав природного газа и нефти? (углеводороды)

4.Основной состав природного газа? (метан)

5. какие проблемы существуют в разных секторах ТЭК?

6. Каковы перспективы развития ТЭК?

2. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания?

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- изучить п. учебника

- составить по 3 теста с несколькими ответами.

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Приложение 1. Источники информации для кейсов.


Уголь.

В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России- Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли).

Нефть.

Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня- территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи- Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод.

Δ – Газ.

Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа.

Приложение 2. Отчет групп.

План характеристики отрасли

Угольная промышленность

Нефтяная промышленность

Газовая промышленность

Регион по координатам, его рельеф и тектоническая структура

Республика Якутия

Самара

Полуостров Ямал

Начало и место освоения

В конце XIX века - в Донбассе.

Начало XX в.- на территории Азербайджана, затем-Грозный.

После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.

Способы добычи

Шахтный, карьерный

Фонтанный и насосный

Бурение скважин

Способы транспортировки

По железной дороге в вагонах

Нефтепровод

Газопровод

Крупнейшие месторождения

Западная Сибирь- Кузбасс, Канско- Ачинский

Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион

Западная Сибирь- Уренгой, Ямбург



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!