Задачи урока: Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса;
Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ТЭК; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности, определить их главные черты и особенности, их проблемами.
Воспитательная: определить пути развития ТЭК.
Предметные: формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России как базовой отрасли российской экономики.
Метапредметные: формирование умений: 1) обсуждать проблемы ТЭК; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ТЭК; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы.
Личностные: осознание роли ТЭК для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния на состояние окружающей среды. - формирование
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время) |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация и стимулирование | Предлагает обратить внимание на предметы на столе: полиэтиленовый пакет, капроновые коготки, синтетический каучук, пуговица, ручка, уголь, нефть, газ. -Как вы думаете, что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны? 2. Подводит к формулировке темы урока. « У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку » 3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме» 4. Ставит проблемный вопрос «Почти в каждом выпуске новостей передают информацию об изменении цен на нефть? Почему это так важно?» 5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока. 6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | 1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить общий признак предметов : Это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме. 4.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. 5. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 10 мин |
3 | Актуализация знаний | 1.- ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты. Для чего в стране нужен ТЭК? А) обеспечение энергии и топливом хозяйства Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны) В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии./ Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок). Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль. 2. -Раз ТЭК так важен, как можно повысить продукцию ТЭК? ( увеличение добычи топлива и производства электроэнергии,) - но Вы знаете, что ресурсы исчерпаемы, значить какие перспективы и проблемы ТЭК? • во-первых, новые месторождения все дальше расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России; • во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; • в –третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу. • Шахты недолговечны из-за исчерпаемости ресурса и необходимости поиска новых месторождений. • Часто к местам добычи топлива тяжело проводить трубопроводы, дороги, возводить города; • Должна быть социальная защищенность населения в районах с неблагоприятным климатом; • низкая конкурентоспособность. - А перспектива одна- экономия или переход на альтернативные источники энергии - Атлас, ТЭК, назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф | 1Выделяют основные направления значения ТЭК 2. Совместно с учителем определяют проблеммы и перспективы развития ТЭК 3. работают с атласом и определяют известные виды топлива. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий | |
4 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой | Выполняют физические упражнения | | |
5 | Усвоение новых знаний. | 1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы- выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, и ведущему группы отчитаться по плану, заполнив таблицу (Приложение2). Кейс 1 730 с.ш. 700 в.д. | Кейс2 530 с.ш. 510 в.д. | Кейс3 650 с.ш. 1500 в.д. | План отчета группы: 1.По географическим координатам определите регион России. 2. Охарактеризуйте характер поверхности: А) особенность рельефа Б) тектоническая структура 3. Назовите преобладающее полезное ископаемое. 4. Начало и место освоение данного топлива. 5. Способы добычи и транспортировки данного топлива 6.Крупнейшие месторождения | 1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по заданию. 2. Заполняют в тетради таблицу. | Познавательные: : поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постанов-ка вопросов; формирование умения работать в парах. | 15 мин |
6 | Закрепление новых знаний | 1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний http://fcior.edu.ru/card/4978/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-toplivno-energeticheskiy-kompleks-ego-sostav-i-rol-v-hozyaystve-strany-p1.html 2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты. | 1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. 2.Фиксируют результаты выполнения в тетради. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. | 10 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия. | 1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели. Задает вопросы: 1. Какие отрасли входят в состав ТЭК? ( нефтяная, газовая, торфяная, угольная и элетроэнергетика). 2.Самый экологически чистый и недорогой вид топлива ?( природный газ) 3.Простейшие органические вещества, входящие в состав природного газа и нефти? (углеводороды) 4.Основной состав природного газа? (метан) 5. какие проблемы существуют в разных секторах ТЭК? 6. Каковы перспективы развития ТЭК? 2. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания? | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | 3 мин |
9 | Информация о домашнем задании. | 1.Дает информацию о задании на дом. - изучить п. учебника - составить по 3 теста с несколькими ответами. | 1.Запи-ют дом. зад. 2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |
■ Уголь. В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России- Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). |
▲ Нефть. Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня- территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи- Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод. |
Δ – Газ. Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа. |