СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока, реализующего требования ФГОС НОО. Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Цель урока: создание условий для знакомства с новой орфограммой русского языка «Сложные слова» и  развития умения объяснять лексическое значение сложных слов

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока, реализующего требования ФГОС НОО. Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"»

Технологическая карта урока

Учитель: Новикова Ольга Алексеевна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Автор УМК: Бунеев Р. Н. , Бунееева Е. В.

Тема урока: Сложные слова

Тип урока: урок открытия новых знаний


Цель: создание условий для знакомства с новой орфограммой русского языка «Правописание сложных слов»


Предметные УУД

  • дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова»

  • путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка


Метапредметные УУД

Познавательные:

- находят информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках;

- анализируют (выделять главное, составные части), развитие умений наблюдать и обобщать (делать выводы) на основе фактов;

- представляют информацию в развёрнутом и сжатом виде (текст, план);

Регулятивные:

- определяют цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя;

- планируют деятельность с помощью учителя и самостоятельно;

- работают по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- оценивают степень успешности достижения цели по критериям, определять причины успеха или неуспеха;

Коммуникативные:

- излагают свое мнение, аргументируя его;

- участвуют в диалоге: слушать и слышать другого человека;

- работают в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения;

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- отделяют оценку поступка от оценки человека;

- строят отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления.


Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса, рабочие тетради учеников, карточки с заданиями по группам, толковый словарь, школьный орфографические словари, презентация, проектор, компьютер.




Ход урока


№ (время)

Этап урока



Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся

Формы

оценки

и

контроля


Задания

базового

уровня

Задания

повышенного

уровня




1. Организационный момент

1.1

(1 мин)




Учитель вместе с учениками рассказывает стихотворение:


Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Все готовы?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!


Ребята, начинаем наш урок. Проверьте готовность к уроку.


Проверка готовности к уроку


2. Актуализация знаний

2.1

(2 мин)

безударные


согласные


удвоенные


непроизносимые



Вспомним изученные орфограммы.

Назовите полное название орфограмм


(Слайд 1, на доске слова)

Дети вспоминают названия орфограмм:


  • безударные гласные в корне, проверяемые ударением

  • безударные гласные в корне, непроверяемые ударением (словарные слова

  • парные согласные в конце и в середине слова

  • удвоенные согласные в корне слова

  • непроизносимые согласные в корне слова




Самоконтроль

Наблюдение

2.2

(5 мин)



Слова с пропущенными буквами


Ш__рокий, телегра__а, вор__бьи,

хрус_нул,

г_родская.


А теперь выполним речевую разминку.


Прочитайте слова, спишите их, вставляя пропущенные буквы.


Работайте в парах, устно проговаривая проверочное слово.


Запишите слова в тетради. Обозначьте орфограмму.


Один ученик будет работать на планшете.


После выполнения работы, проводиться проверка.


Ученик оценивает свою работу по алгоритму.

Ученики выполняют самостоятельно, выделяя орфограммы






Один ученик работает на планшете:


Широкий,


телеграмма,


воробьи,


хрустнул,


городская.


Самооценка ученика, работающего у доски по алгоритму:


  1. Какое было дано задание?

  2. Как справился с заданием?

  3. Были ли ошибки?

  4. Моя оценка…

  5. Если была ошибка, что надо сделать, чтобы избегать ошибки в следующий раз?

3. Постановка проблемного вопроса. Открытие нового знания (поиск решения)

3.1

(3 мин)


мухоловка


мухоловка



На какую орфограмму не было слова в речевой разминке?


Я предлагаю вам вставить пропущенную букву в слово:

МУХОЛО__КА


Выделите орфограмму в слове.


Я увидела в тетрадях учеников следующее:


мухоловка мухоловка


Какой вопрос возникает?



Какая учебная задача возникает?







УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ


Парные согласные в корне слова.


Я вставил парную согласную «В», проверочное слово ловить.







Кто из учеников прав?


Сколько корней в слове

мухоловка?


- раскрыть новую тайну языка

- узнать, как называются эти слова в русском языке

- узнать, сколько корней в таких словах


Учащиеся формулируют учебную задачу, план работу изучения новой орфограммы (план урока)

Умение доказать свою точку зрения

3.2

(5 мин)





Почему птицу так назвали?

Запись на доске:

Мухоловка – ловит мух


Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.


Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.


Есть ли корни

_мух_, _лов_

в слове мухоловка?


Так сколько корней в слове мухоловка? Проверьте, как вы выделили корни в этом слове.


Как бы вы назвали такие слова в русском языке?


Прочитайте название этих слов в учебнике на странице 106.



Как вы думаете, почему они так называются?

Какой признак сложных слов можно выделить?

УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ: СЛОЖНЫЕ СЛОВА, ДВА КОРНЯ.

Она ловит мух




(мушка)



(ловушка, переловили, наловили, ловля, ….)


Да.




Два.




Сложные слова.



«Слова, у которых два корня, называются сложными».


Сложили два корня.



признак: ДВА КОРНЯ


4. Формулирование темы урока

4.1






Попробуйте сформулировать тему урока.


Знакомство со сложными словами и их значением


5. Первичное закрепление

5.1

(13 мин)


Упр.124

Садовод – разводить сад

Луноход –

ходить по луне

Волнорез –

резать волны

Носорог –

носить рог

Пустослов –

пустые слова



А теперь я предлагаю вам работу в группах.


Вам необходимо будет объяснить с помощью однокоренных слов, что обозначают.




Каждой группе выдаются:

- конверт с заданиями (объяснение лексического значения слов: садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов);

- маркеры каждому ученику

- план работы группы

- план самоанализа работы группы



Как можно назвать эти слова?




Как поступить, если в теске встречается незнакомое непонятное сложное слово?

Ученики делятся на 4 группы постоянного состава


Ученики в группах дают толкование сложных слов, записывают с каждым словом опорные сочетания, выделяют корни:


Садовод – разводить сад

Луноход – ходить по луне

Волнорез – резать волны

Носорог – носить рог

Пустослов – пустые слова






Сложные, потому что в них два корня



Чтобы объяснить лексическое значение сложного слова, надо подобрать однокоренные слова к каждому корню.


Критерии оценивания

работы группы:

- без ошибок подобрали однокоренные слова

- правильно выделили корень

- работали все ученики в группе

- достигли цели


Анализ работы по критериям, разработанным совместно с детьми

6

Самостоятельная работа

6.1

(11 мин)




























Работа со словарём

А вы знаете какие-нибудь сложные слова?


А как вы думаете, много ли сложных слов в русском языке?


Найти в словаре сложные слова:

которые начинаются на букву Ч, докажите, что это сложные слова.


Как доказать?




Проверка выполнения задания по образцу, выполненному учителем. (на доске)






























Какой вывод можно сделать, поработав со словарями?

















- …



- …



Работа в парах.





Выделить два корня.




Буква Ч: (7 слов)

Частокол, чернослив, чернозем, чистописание, чистосердечный, чужеземец, четырехугольник.


Буква Р: ( 9 слов)

Равновесие, равнодушный, радиопередача, радиостанция, радиоузел, разноголосица, разнообразный, разноцветный, рукоделие.


Буква О: (11 слов)

Общежитие, общенародный, общешкольный, овощехранилище, огнеопасный, огнетушитель, одноклассник, однообразный, однофамилец, орденоносец, остроумный,


Буква С: (36 слов)



Сложных слов в русском языке много и обязательно надо понимать их лексическое значение и правильно писать.

















Проверка выполнения задания по образцу


Самооценка выполнения задания

(по алгоритму)


Критерии фиксируются на доске


7

Итог урока

7.1

(3 мин)



О каких словах русского языка мы узнали сегодня на уроке?


Допишите в тетради предложение:

«Сложные слова – это ….»


Как понять лексическое значение сложного слова?


Много ли в русском языке сложных слов?


Как вы думаете, все ли мы узнали про сложные слова?


Какое задание на уроке было самым трудным?


Интересным?


Оцените свою работу в тетради.








О сложных словах.



Сложные слова - это слова, в которых два корня.


Подобрать однокоренные слова к каждому корню.


Да



Нет, мы не узнали правило как их правильно записывать?






Дети ставят шкалу в тетради после классной работы






























Дети ставят шкалу в тетради:

правильность

красота


8

Домашнее задание

8.1

(2 мин)

С. 106

Упр. № 125



Выписать из словарей 10 сложных слов, которых сегодня на уроке мы ещё не называли.


ИЛИ


Сочинить сказку про сложные слова
















Спасибо за работу на уроке

Дети выбирают домашнее задание по разным уровням сложности



















Этапы урока и время


1

Организационный момент

1

8.50 – 8.51

2

Актуализация знаний

2 + 5

8.52 -8.58

3

Постановка проблемного вопроса

Открытие нового знания (поиск решения)

3 + 5

8.59 – 9.06

4

Формулирование темы урока



5

Первичное закрепление

13

9.07 – 9.19

6

Самостоятельная работа

11

9.20 – 9.30

7

Итог урока

3

9.31 – 9.33

8

Домашнее задание

2

9.34 – 9.35











Безударные


Удвоенные



Непроизносимые


согласные









Непроизносимые согласные

в корне слова



Безударные гласные в корне, проверяемые ударением


Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением (словарные слова)

Парные согласные в конце и

в середине слова



Удвоенные согласные

в корне слова




Ш__рокий,

телегра__а,

вор__бьи,

хрус_нул,

г_родская.




мухоловка


мухоловка




Садовод –

разводить сад

Луноход –

ходить по луне


Волнорез –

резать волны

Носорог –

носить рог


Пустослов –

пустые слова





Частокол,

чернослив,

чернозем,

чистописание,

чистосердечный,

чужеземец,

четырехугольник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!