СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Реакции обмена", 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока образовательная:

1)сформировать представление о реакциях обмена;2)познакомить с  алгоритмом составления уравнений реакций обмена;

 - воспитательная:1)воспитывать  мотивы учения, положительное отношение к знаниям, ответственность, трудолюбие;

- развивающая:1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

  выводы, находить  существенные признаки явлений и соединений, адекватность   самооценки.

етственность,

трудолюбие;

-

 

1)воспитывать  мотивы учения, положительное отношение к знаниям, ответственность,

трудолюбие;

- развивающая:

1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

  выводы, находить  существенные признаки явлений и соединений, адекватность   самооценки.

образовательная:

1)сформировать представление о реакциях обмена;

2)познакомить с  алгоритмом составления уравнений реакций обмена;

3)продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций;   

я4)систематизировать знания о классификации химических реакций.

- воспитательная:1)воспитывать  мотивы учения, положительное отношение к знаниям, ответственность,

трудолюбие;

- развивающая:1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

  выводы, находить  существенные признаки явлений и соединений, адекватность   самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Реакции обмена", 8 класс»



Урок по химии в 8 классе

«Реакции обмена»

Учитель химии Ицкович Т.Я.

МБОУ ООШ №81







г. Краснодар

2018



Технологическая карта урока химии в 8 классе

Класс

8

Название учебного пособия и образовательной программы

Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2015

Название раздела учебного курса и темы урока

Раздел: “Изменения, происходящие с веществами”

Тема урока “Реакции обмена”

Тип урока

комбинированный


Цели урока

- образовательная:

1)сформировать представление о реакциях обмена;

2)познакомить с алгоритмом составления уравнений реакций обмена;

3)продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций;

я4)систематизировать знания о классификации химических реакций.

- воспитательная:

1)воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям, ответственность,

трудолюбие;

- развивающая:

1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать

выводы, находить существенные признаки явлений и соединений, адекватность самооценки.


Формируемые компетенции:

информационная компетенция: готовность к работе с информацией: умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать, структурировать полученную информацию, использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах; делать аргументированные выводы.

коммуникативная компетенция: готовность к общению с другими людьми, развитие умений работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение.

кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы.

проблемная: умения самостоятельно выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач, реализовывать выбранные пути, публично представлять результаты.

исследовательская: использование естественнонаучных методов исследования.

умение учиться: планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа.




Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формируемые компетенции:

Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы.


Учитель: Добрый день, ребята! Вижу, вы готовы к уроку. Прошу садиться. Мы начинаем урок химии и вновь вам предстоит побывать в роли исследователей, совершить свои открытия.

А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

коммуникативные

сотрудничество с учителем

Актуализация опорных знаний учащихся

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

Начнем мы с разминки. На партах вы найдете рабочие листы. Подпишите их, пожалуйста, и выполните первое задание «Разминка». Приступайте к выполнению. (4 мин)














Предлагает провести взаимопроверку.

Время вышло, поменяйтесь работами, пожалуйста, проверьте работу друг друга и оцените правильность ее выполнения. За каждое правильное название типа реакции ставим 1 балл, за правильную расстановку коэффициентов каждой реакции - по 1 баллу.

Верните работу и проанализируйте свой результат:

7 баллов - высокий уровень,

5-6 баллов – выше среднего уровня,

4 балла – средний уровень,

1-3 балла – ниже среднего уровня.


Поднимите руку, у кого 7 баллов? 5-6 баллов?

Выполняют задание по вариантам.

Вариант № 1

Cоставить уравнения, расставив коэффициенты:


Na + HCl  NaCl + H2

KClO3 KCl + O2

Na + Cl2  NaCl

KOH + H2SO4  K2SO4 + H2O

Укажите типы реакций

Вариант № 2

Cоставить уравнения, расставив коэффициенты:

MnO2 + Al  Al2O3+ Mn

K2O + H2O  KOH

CH4  C + H2

NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O

Укажите типы реакций


Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу друг друга.




Анализируют результат работы.

Предметные:

умения классифицировать реакции, расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Личностные: осознание своих возможностей.
















Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Осуществление взаимопроверки в соответствии образцами. Самоконтроль.








Умение учиться

самостоятельная работа по пройденным темам,

Кооперативная

осуществление взаимопрверки

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Подводит обучающихся к формулировке новой темы. Ставит проблемный вопрос.

Ответьте, пожалуйста, все ли реакции оказались вам знакомыми? Какая реакция вызвала затруднение?

К какому типу относится эта реакция?

Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Значит, чтобы на него ответить, с чем мы должны познакомиться?

Давайте сформулируем цель и задачи урока.


Отвечают на вопросы.

Формулируют цель и задачи урока.


Цель. Познакомиться с новым типом химических реакций. Определить условия протекания этих реакций до конца.


Задачи.

Продолжать учиться:

  • записывать уравнения реакций,

  • определять признаки химических реакций.




Метапредметные:

Познавательные УУД: систематизируют информацию до изучения нового материала,

постановка и формулирование проблемы

коммуникативныеУУД: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;

регулятивныеУУД:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование


Проблемная

Формулировка цели и задач урока.


Переход к изучению нового

Организует беседа по вопросам:

Давайте сравним две реакции:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O


1.Какие вещества по составу вступают в первую химическую реакцию? А во вторую?

2. Что происходит с веществами в первой реакции?

3.Что происходит со сложными веществами в результате второй реакции?

4. Как же будет называться такой тип реакции? Давайте попробуем сформулировать тему урока и запишем ее в рабочие листы.

Давайте сформулируем самостоятельно определение реакции обмена.

1 вариант пробует самостоятельно

2 вариант обращается к тексту учебника (стр.165)

Проводит рефлексию данного этапа урока

Итак, какова цель нашего урока?


Теперь мы знаем, что такое реакции обмена. Какие задачи еще стоят перед нами?

Сравнивают предложенные реакции по составу реагирующих веществ.









Формулируют тему урока, записывают ее рабочие листы.

Тема «Реакции обмена»



Формулируют определение






Отвечают на вопросы, осмысляют полученную информацию.

Познакомиться с новым типом реакции.

Учиться записывать уравнения реакций.

Предметные:

Классифицировать химические реакции

Метапредметные

Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение,

осознанно и произвольно строить речевые высказывания

РегулятивныеУУД:

Осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).


Информационная

Анализ и сравнение информации


Первичное усвоение новых знаний

Организует работу в группах

Попробуем записать уравнения нескольких реакций и представить с помощью моделей молекул.

Для работы мы разделимся на несколько исследовательских мастерских (Класс разбивается на 3 мастерские.)

В рабочих листах для каждой группы есть задание, которое вы будете выполнять. Работать вам предстоит в парах. Уравнение реакции необходимо записать в таблицу. Эта таблица есть у вас в рабочем листе.

1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа, 4 строку -3 группа.

Затем, представить свою работу на доске.

Определитесь, кто из пары будет записывать уравнение, а кто представит реакцию в виде моделей атомов.


Заполним первую строку вместе, запишем уравнение реакции.

2NaOH +BaCl2=Ba(OH)2 +2NaCl

Теперь выполните задание своей мастерской.

Организует представление результатов на доске.


Итак, ребята, с какой задачей нашего урока мы справились?

Что будет следующей задачей?

Определив признаки реакций, мы сможем ответить на вопрос: «Какие условия необходимы для протекания реакций обмена до конца?»

Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. Пришло время приступить к практической части нашего урока

Подготовка к экспериментальной части

Организует повторение правил ТБ при выполнении лабораторных опытов.





На основе проделанных опытов сформулируем правило, согласно которому реакции обмена идут до конца. Отразите в рабочих листах. (Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется ......(осадок, газ или вода). 



Организует беседу с классом

Обратите внимание, на 4 реакцию .Какие вещества взаимодействуют? Взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.

В каждом из  двух взаимодействующих растворов была своя среда.

Вопрос классу:
1)Какая среда в  растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная + кислотная = нейтральная 
среда       среда           среда
Ребята, на стр. 167 найдите какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи?  
Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации.


Выполняют задание в группах.



1 ряд

KI + Pb(NO3)2

2 ряд

Na2 CO3 + HCl→

3 ряд

NaOH +HCl →


Представляют свою работу на доске.

Заполняют таблицу в рабочих листах.















Отвечают на вопросы, осмысляют полученную информацию.












Повторяют правила ТБ

(Памятка в рабочих листах)


Выполняют лабораторные опыты, наблюдения записывают в таблицу

Выявляют условия протекания реакций обмена до конца (образование осадка, газообразного вещества, воды). Фиксируют вывод .





Отвечают на вопросы.



























Работают с текстом учебника.




Предметные:

описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений,

знать признаки химических реакций.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знаний.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций).

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя,

описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии; объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента,

делать выводы.


РегулятивныеУУД:

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Коммуникативные УУД:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками,

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.


Коммуникативная

умение работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение.

Кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы.

Информационная

использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах, делать выводы.

Исследовательская: использование естественнонаучных методов исследования.

Умение учиться: самостоятельная работа.


Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Организует работу обучающихся

Любое исследование должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы. Давайте в игровой форме на слайде найдем реакции обмена. Здесь предложены записи 5-ти реакций. К каждому уравнению я задаю вопрос: это уравнение реакции обмена? Если ваш ответ "да", то вы киваете головой 3 раза, если "нет"-машете головой 3 раза, если "не знаю" -3 раза моргаете глазами.

Организует самопроверку

Оцените себя самостоятельно. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе 5 баллов, если ошиблись 1 раз - 4 балла, если 2раза и более - 3 балла.


А сейчас в рабочих листах выполните следующее задание. Найдите уравнения реакций обмена, идущих до конца. Допишите эти уравнения , расставьте коэффициенты.(работа в парах).








Проведите самопроверку (на слайде высвечиваются правильные ответы).

Назовите, где применяются предложенные реакции.


Для каждой реакции:

все формулы написаны правильно 1 балл, правильно расставлены коэффициенты -1 балл.

Правильно определена реакция, которая не идет – 1 балл.

Итого: 5 баллов

Выполняют задание

Задание 1

1.Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag↓

2.3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 +6NaCl

3.2H2O = 2H2↑ +O2

4.2SO2 + 3O2 =2SO3

5. Pb(NO3)2 + K2S = PbS ↓+ 2KNO3

Из предложенного задания обучающиеся выбирают реакции обмена (№2, 5). Проводят самопроверку.




В рабочих листах выполняют задание: находят реакции обмена, идущие до конца(1 и 3). Дописывают уравнения, расставляют коэффициенты по мере необходимости.


Задание 2

1. Na2CO3  + CaCl2

2. KCl и Na2SO4

3. Al(OH)3 и HСl→

Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям



Предметные:

Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Классифицировать химические реакции.

Знать признаки химических реакций.

Метапредметные

РегулятивныеУУД:

умение составлять планы и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные УУД: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Информационная

использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах.

Коммуникативная

умение работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение.

Кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы.

Умение учиться: самостоятельная работа, самооценка


Рефлексия и оценивание

Итак, ребята, вот и завершается работа наших исследовательских мастерских.

Предлагаю вспомнить какие цели и задачи мы для себя поставили, и определить, как мы их выполнили, для этого заполните пожалуйста таблицу.





Сложите ваши баллы за все задания и оцените себя.

15-17 баллов – «5»

11-14 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист.

Ребята, отвечавшие у доски получают следующие оценки……


Называют цель и задачи урока.

Заполняют таблицу.

Знания/умения

Да

(+)

Нет

(-)

1)я знаю



а) что такое р.обмена



б)признаки осуществимых реакций обмена



2)я умею:



а) выбирать из перечня уравнений реакции обмена



б) составлять уравнения реакций обмена




Личностные

умение провести самооценку

Метапредметные

регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование.

умение учиться: планирование, рефлексия, самооценка,

Домашнее задание

Домашнее задание: п.32, упр.3,4,5 (в тетради). Сообщение (формат А-5) реакции обмена вокруг нас.

Спасибо за урок

Записывают Д/з







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!