Формируемые компетенции: | информационная компетенция: готовность к работе с информацией: умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать, структурировать полученную информацию, использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах; делать аргументированные выводы. коммуникативная компетенция: готовность к общению с другими людьми, развитие умений работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение. кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы. проблемная: умения самостоятельно выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач, реализовывать выбранные пути, публично представлять результаты. исследовательская: использование естественнонаучных методов исследования. умение учиться: планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа. |
Организационный этап | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы. Учитель: Добрый день, ребята! Вижу, вы готовы к уроку. Прошу садиться. Мы начинаем урок химии и вновь вам предстоит побывать в роли исследователей, совершить свои открытия. А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Метапредметные: Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | коммуникативные сотрудничество с учителем |
Актуализация опорных знаний учащихся | Предлагает выполнить самостоятельную работу. Начнем мы с разминки. На партах вы найдете рабочие листы. Подпишите их, пожалуйста, и выполните первое задание «Разминка». Приступайте к выполнению. (4 мин) Предлагает провести взаимопроверку. Время вышло, поменяйтесь работами, пожалуйста, проверьте работу друг друга и оцените правильность ее выполнения. За каждое правильное название типа реакции ставим 1 балл, за правильную расстановку коэффициентов каждой реакции - по 1 баллу. Верните работу и проанализируйте свой результат: 7 баллов - высокий уровень, 5-6 баллов – выше среднего уровня, 4 балла – средний уровень, 1-3 балла – ниже среднего уровня. Поднимите руку, у кого 7 баллов? 5-6 баллов? | Выполняют задание по вариантам. Вариант № 1 Cоставить уравнения, расставив коэффициенты: Na + HCl NaCl + H2 KClO3 KCl + O2 Na + Cl2 NaCl KOH + H2SO4 K2SO4 + H2O Укажите типы реакций Вариант № 2 Cоставить уравнения, расставив коэффициенты: MnO2 + Al Al2O3+ Mn K2O + H2O KOH CH4 C + H2 NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O Укажите типы реакций Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу друг друга. Анализируют результат работы. | Предметные: умения классифицировать реакции, расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций. Личностные: осознание своих возможностей. Метапредметные: Регулятивные УУД: Осуществление взаимопроверки в соответствии образцами. Самоконтроль. | Умение учиться самостоятельная работа по пройденным темам, Кооперативная осуществление взаимопрверки |
Мотивация (создание проблемной ситуации) | Подводит обучающихся к формулировке новой темы. Ставит проблемный вопрос. Ответьте, пожалуйста, все ли реакции оказались вам знакомыми? Какая реакция вызвала затруднение? К какому типу относится эта реакция? Можем ли мы ответить на этот вопрос? Значит, чтобы на него ответить, с чем мы должны познакомиться? Давайте сформулируем цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи урока. Цель. Познакомиться с новым типом химических реакций. Определить условия протекания этих реакций до конца. Задачи. Продолжать учиться: | Метапредметные: Познавательные УУД: систематизируют информацию до изучения нового материала, постановка и формулирование проблемы коммуникативныеУУД: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение; регулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование | Проблемная Формулировка цели и задач урока. |
Переход к изучению нового | Организует беседа по вопросам: Давайте сравним две реакции: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O 1.Какие вещества по составу вступают в первую химическую реакцию? А во вторую? 2. Что происходит с веществами в первой реакции? 3.Что происходит со сложными веществами в результате второй реакции? 4. Как же будет называться такой тип реакции? Давайте попробуем сформулировать тему урока и запишем ее в рабочие листы. Давайте сформулируем самостоятельно определение реакции обмена. 1 вариант пробует самостоятельно 2 вариант обращается к тексту учебника (стр.165) Проводит рефлексию данного этапа урока Итак, какова цель нашего урока? Теперь мы знаем, что такое реакции обмена. Какие задачи еще стоят перед нами? | Сравнивают предложенные реакции по составу реагирующих веществ. Формулируют тему урока, записывают ее рабочие листы. Тема «Реакции обмена» Формулируют определение Отвечают на вопросы, осмысляют полученную информацию. Познакомиться с новым типом реакции. Учиться записывать уравнения реакций. | Предметные: Классифицировать химические реакции Метапредметные Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение, осознанно и произвольно строить речевые высказывания РегулятивныеУУД: Осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). | Информационная Анализ и сравнение информации |
Первичное усвоение новых знаний | Организует работу в группах Попробуем записать уравнения нескольких реакций и представить с помощью моделей молекул. Для работы мы разделимся на несколько исследовательских мастерских (Класс разбивается на 3 мастерские.) В рабочих листах для каждой группы есть задание, которое вы будете выполнять. Работать вам предстоит в парах. Уравнение реакции необходимо записать в таблицу. Эта таблица есть у вас в рабочем листе. 1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа, 4 строку -3 группа. Затем, представить свою работу на доске. Определитесь, кто из пары будет записывать уравнение, а кто представит реакцию в виде моделей атомов. Заполним первую строку вместе, запишем уравнение реакции. 2NaOH +BaCl2=Ba(OH)2 +2NaCl Теперь выполните задание своей мастерской. Организует представление результатов на доске. Итак, ребята, с какой задачей нашего урока мы справились? Что будет следующей задачей? Определив признаки реакций, мы сможем ответить на вопрос: «Какие условия необходимы для протекания реакций обмена до конца?» Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. Пришло время приступить к практической части нашего урока Подготовка к экспериментальной части Организует повторение правил ТБ при выполнении лабораторных опытов.
На основе проделанных опытов сформулируем правило, согласно которому реакции обмена идут до конца. Отразите в рабочих листах. (Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется ......(осадок, газ или вода).
Организует беседу с классом Обратите внимание, на 4 реакцию .Какие вещества взаимодействуют? Взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода. В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда. Вопрос классу: 1)Какая среда в растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная). 2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная). 3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная). щелочная + кислотная = нейтральная среда среда среда Ребята, на стр. 167 найдите какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи? Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации. | Выполняют задание в группах. 1 ряд KI + Pb(NO3)2 → 2 ряд Na2 CO3 + HCl→ 3 ряд NaOH +HCl → Представляют свою работу на доске. Заполняют таблицу в рабочих листах. Отвечают на вопросы, осмысляют полученную информацию. Повторяют правила ТБ (Памятка в рабочих листах) Выполняют лабораторные опыты, наблюдения записывают в таблицу Выявляют условия протекания реакций обмена до конца (образование осадка, газообразного вещества, воды). Фиксируют вывод .
Отвечают на вопросы.
Работают с текстом учебника.
| Предметные: описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений, знать признаки химических реакций. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знаний. Метапредметные: Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии; объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, делать выводы. РегулятивныеУУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. | Коммуникативная умение работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение. Кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы. Информационная использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах, делать выводы. Исследовательская: использование естественнонаучных методов исследования. Умение учиться: самостоятельная работа. |
Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Организует работу обучающихся Любое исследование должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы. Давайте в игровой форме на слайде найдем реакции обмена. Здесь предложены записи 5-ти реакций. К каждому уравнению я задаю вопрос: это уравнение реакции обмена? Если ваш ответ "да", то вы киваете головой 3 раза, если "нет"-машете головой 3 раза, если "не знаю" -3 раза моргаете глазами. Организует самопроверку Оцените себя самостоятельно. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе 5 баллов, если ошиблись 1 раз - 4 балла, если 2раза и более - 3 балла. А сейчас в рабочих листах выполните следующее задание. Найдите уравнения реакций обмена, идущих до конца. Допишите эти уравнения , расставьте коэффициенты.(работа в парах). Проведите самопроверку (на слайде высвечиваются правильные ответы). Назовите, где применяются предложенные реакции. Для каждой реакции: все формулы написаны правильно 1 балл, правильно расставлены коэффициенты -1 балл. Правильно определена реакция, которая не идет – 1 балл. Итого: 5 баллов | Выполняют задание Задание 1 1.Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag↓ 2.3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 +6NaCl 3.2H2O = 2H2↑ +O2 ↑ 4.2SO2 + 3O2 =2SO3 5. Pb(NO3)2 + K2S = PbS ↓+ 2KNO3 Из предложенного задания обучающиеся выбирают реакции обмена (№2, 5). Проводят самопроверку. В рабочих листах выполняют задание: находят реакции обмена, идущие до конца(1 и 3). Дописывают уравнения, расставляют коэффициенты по мере необходимости. Задание 2 1. Na2CO3 + CaCl2 → 2. KCl и Na2SO4 → 3. Al(OH)3 и HСl→ Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям | Предметные: Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Классифицировать химические реакции. Знать признаки химических реакций. Метапредметные РегулятивныеУУД: умение составлять планы и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | Информационная использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах. Коммуникативная умение работать в группе, проявлять уважение к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение. Кооперативная: распределять задачи и роли между участниками группы. Умение учиться: самостоятельная работа, самооценка |
Рефлексия и оценивание | Итак, ребята, вот и завершается работа наших исследовательских мастерских. Предлагаю вспомнить какие цели и задачи мы для себя поставили, и определить, как мы их выполнили, для этого заполните пожалуйста таблицу. Сложите ваши баллы за все задания и оцените себя. 15-17 баллов – «5» 11-14 баллов – «4» 8-10 баллов – «3» Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист. Ребята, отвечавшие у доски получают следующие оценки…… | Называют цель и задачи урока. Заполняют таблицу. Знания/умения | Да (+) | Нет (-) | 1)я знаю | | | а) что такое р.обмена | | | б)признаки осуществимых реакций обмена | | | 2)я умею: | | | а) выбирать из перечня уравнений реакции обмена | | | б) составлять уравнения реакций обмена | | | | Личностные умение провести самооценку Метапредметные регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование. | умение учиться: планирование, рефлексия, самооценка, |