Тип урока: урок развития речи; урок решения учебной задачи – анализа лирического произведения о Великой Отечественной войне
рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
совершенствовать навыки и умения обучающихся выразительно читать стихотворения.
воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; участвовать в коллективном диалоге.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать стихотворное произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.
Воспитывающая - воспитание уважения к творчеству поэтов-фронтовиков, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере поэзии о войне, их проблематики и идейного звучания.
учебник, портрет Д.С.Самойлова, записи песен военных лет, видео урок о поэтах-фронтовиках, музыкальный клип «С. Никулин читает стихотворение «Сороковые», телевизор.
Тема урока | Развитие речи. Д.С. Самойлов. «Сороковые» |
Цель | Уметь анализировать поэтический текст в единстве содержания и формы. |
Задачи | дать представление о поэзии военного времени; пробудить интерес к лирике; научить находить тропы и определять их роль. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Лирика, лирический герой, средства художественной выразительности текста( тропы), фоника, антитеза правила выразительного чтения стихотворного произведения |
Межпредметные связи | История, живопись, кино, музыка, фотография |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: музыкальный клип вступительное слово учителя (3 мин.) | Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем (Звучит фрагмент пенсни «Священная война») Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (5 мин.) | Каким было домашнее задание? Что вы выписали из стихотворения К.Симонова? Сегодня будем читать еще одно стихотворение поэта- фронтовика. Запись темы урока. Каковы цели нашего урока? А задачи? | Один из обучающихся рассказывает о поэте К. Симонове Читают слова из колоночек по стихотворению К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» Выразительно читают стихотворение К. Симонова на оценку Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Формулируется тема и задачи урока | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
|
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (12 мин.) | Рассказываю детям о биографии Д.Самойлова. Даю прослушать музыкальный клип «С. Никулин читает стихотворение «Сороковые». Задаю вопросы по анализу стихотворения | Лексическая работа. Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. Обсуждают художественное чтение актером стихотворения Д.Самойлова. Отвечают на вопросы по анализу текста. | Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термин. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний. 5. Проверка понимания знаний. Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения и постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. 15 минут
| Подвожу обучающихся к созданию сопоставительной цитатной таблицы «Образ родины в стихах о войне». | Работают в парах над созданием таблицы. Обсуждают итоги заполненной таблицы. | В аналитической форме усваивают материал урока. Заполняют таблицу. Корректируют ответы друг друга. . | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели; обработка и использование необходимой информации; умение работать в парах и выражать собственную точку зрения. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности; умение выражать мысли Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией; постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы |
6. Закрепление новых знаний 7 минут | Помогаю подобрать цитаты к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне» | Делают сопоставительный анализ произведений о Великой Отечественной войне К. Симонова и Д. Самойлова | Подбирают цитаты по теме | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. 2 минуты.
| Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание (1 мин.) | Объясняю, как выполнить домашнее задание | Записывают в дневники домашнее задание: читать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | . | Коммуникативные: творческое задание – ответить на вопрос: «Какие лучшие чувства обострились в душах людей в годы Великой Отечественной войны?" |