СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Развитие речи. Д. С. Самойлов. «Сороковые»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ФГОС содержит подробный конспект урока 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Развитие речи. Д. С. Самойлов. «Сороковые»"»

Технологическая карта урока.

Тема урока: Развитие речи. Д.С. Самойлов. «Сороковые»

Урок № 71.

14.03.2017


Бессонова Елена Борисовна

Предмет: литература

Класс: 6 в

Тип урока: урок развития речи; урок решения учебной задачи – анализа лирического произведения о Великой Отечественной войне


Цели урока:

Образовательная:

рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Развивающая:

закреплять умения анализировать поэтическое произведение;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

совершенствовать навыки и умения обучающихся выразительно читать стихотворения.

Воспитательная:

воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.

Задачи урока:

     Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; участвовать в коллективном диалоге.

     Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать стихотворное произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.

     Воспитывающая - воспитание уважения к творчеству поэтов-фронтовиков, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере поэзии о войне, их проблематики и идейного звучания.

Ресурсы и оборудование:

учебник, портрет Д.С.Самойлова, записи песен военных лет, видео урок о поэтах-фронтовиках, музыкальный клип «С. Никулин читает стихотворение «Сороковые», телевизор.


Тема урока

Развитие речи. Д.С. Самойлов. «Сороковые»

Цель

Уметь анализировать поэтический текст в единстве содержания и формы.

Задачи

дать представление о поэзии военного времени;

пробудить интерес к лирике;

научить находить тропы и определять их роль.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Лирика, лирический герой, средства художественной выразительности текста( тропы), фоника, антитеза правила выразительного чтения стихотворного произведения

Межпредметные связи

История, живопись, кино, музыка, фотография

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.




Этапы урока, цель этапа, время





Деятельность учителя





Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов







УУД

  1. Организационный.

Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке


Мотивирующий приём: музыкальный клип

вступительное слово учителя

(3 мин.)

Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем



(Звучит фрагмент пенсни «Священная война»)

Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне


Подготовка к работе на уроке.








Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(5 мин.)

Каким было домашнее задание?

Что вы выписали из стихотворения К.Симонова?




Сегодня будем читать еще одно стихотворение поэта- фронтовика.

Запись темы урока.

Каковы цели нашего урока?

А задачи?

Один из обучающихся рассказывает о поэте К. Симонове

Читают слова из колоночек по стихотворению К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»

Выразительно читают стихотворение К. Симонова на оценку

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.


Формулируется тема и задачи урока


Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение




3. Актуализация и оптимизация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

(12 мин.)

Рассказываю детям о биографии Д.Самойлова.

Даю прослушать музыкальный клип «С. Никулин читает стихотворение «Сороковые».

Задаю вопросы по анализу стихотворения


Лексическая работа. Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Обсуждают художественное чтение актером стихотворения Д.Самойлова.

Отвечают на вопросы по анализу текста.

Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термин.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

4. Усвоение новых знаний. 5. Проверка понимания знаний.

Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения и постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

15 минут




Подвожу обучающихся к созданию сопоставительной цитатной таблицы «Образ родины в стихах о войне».


Работают в парах над созданием таблицы.

Обсуждают итоги заполненной таблицы.


В аналитической форме усваивают материал урока.


Заполняют таблицу.

Корректируют ответы друг друга.

.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели; обработка и использование необходимой информации; умение работать в парах и выражать собственную точку зрения.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности;

умение выражать мысли

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией; постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы

6. Закрепление новых знаний

7 минут


Помогаю подобрать цитаты к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне»


Делают сопоставительный анализ произведений о Великой Отечественной войне К. Симонова и Д. Самойлова

Подбирают цитаты по теме

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

2 минуты.




Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием?


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7. Домашнее задание (1 мин.)

Объясняю, как выполнить домашнее задание


Записывают в дневники домашнее задание: читать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


.

Коммуникативные:

творческое задание – ответить на вопрос: «Какие лучшие чувства обострились в душах людей в годы Великой Отечественной войны?"



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!