III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Определение проблемы урока. | Беседа с учащимися: Как вы понимаете значение слова раздробление? – Какую проблему урока нам предстоит решить? | Ответы на вопросы: Синонимы: разъединение, разделение, раскалывание, расчленение, разобщение, разрезание…. – Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?» Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). | Личностные УУД контролируют свои действия. Метапредметные УУД развитие словарного запаса, устной монологической речи. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
V. Этап усвоения новых знаний | 1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Он разделил Русь между сыновьями. Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 80), ответьте на вопрос, можно ли сказать, что Ярослав Мудрый продолжил политику своих предшественников? В чём особенность нового свода законов – «Правды Ярославичей» Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 81), ответьте на вопрос, что означало поражение Руси в битве с половцами. Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 82), ответьте на вопрос, какое явление появилось на Руси, каковы причины и последствия этого явления? 2. Любечский съезд князей. Используя текст учебника (§ 9, п. 2 стр. 82), ответьте на вопрос, когда состоялся Любечский съезд. Назовите его причины. Используя текст учебника (§ 9, п. 2, стр. 83), ответьте на вопрос, каковы последствия Любечского съезда? 3. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Используя текст учебника (§ 9, п. 3, стр. 84), ответьте на вопрос, почему именно Владимиру Мономаху доверили управление государством. В чём особенность нового свода законов – «Устава Владимира Мономаха»? В чём его отличие от предыдущих сводов? 4. Причины раздробленности Древнерусского государства – Мы помним, что у каждого события и процесса есть определённые причины. Ни одно событие не может произойти просто так. Пожалуйста, используя текст учебника, попробуйте определить причины распада Древнерусского государства (стр. 86) 5. Обустройство земель Русских. – Единое государство распалось. Означало ли это, что между княжествами не осталось ничего общего? Стр.90 – Кроме причин, у любого события есть и последствия. Как вы думаете, к каким результатам привела раздробленность единого государства? | Дети отвечают, что Ярослав продолжает политику отца, это привело к междоусобицам. Особенность Нового свода в том, что он предусматривал наказания за покушения на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством. Победа кочевников означала не только разорение, но и невозможность продолжать выгодную торговлю с Византией. Раздробленность. + - начало объединения русских военных сил против половцев, каждый будет править самостоятельно. - - решения съезда были нарушены. Дети описывают качества Владимира Мономаха. Ростовщики не имели права требовать более 20 % сверх взятой суммы, закупам было дано право уходить от своего господина, чтобы заработать деньги и вернуть купу. Ученики должны сформулировать не менее трёх причин распада Древнерусского государства. Ученики должны: 1. назвать возникшие государства; 2. распределить их по группам. Ученики должны в качестве общего указать такие факторы, как язык, культура, религия, историческая память о роли Киева, родственные связи князей. Разделяющие факторы – сильное боярство, различия торговых интересов, вражда и борьба за первенство, в том числе и в Киеве. Ученики при помощи текста учебника должны назвать как положительные, так и отрицательные последствия раздробленности. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |