СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства"»

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Ф.И.О. учителя: Тихомирова Наталья Александровна.

Класс: 6 А

Предмет: история России

Тема урока: Раздробление Древнерусского государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока

Содержательная

Деятельностная

Узнать о причинах и последствиях

раздробления Древнерусского государства

Создать условия для формирования собственного (личностного) образа феодальной раздробленности как периода в истории Древнерусского государства.

Развивать умения работы с информацией, текстом учебника, в парах, самостоятельно по заданным условиям.

Задачи урока:

- что такое раздробление;

- выявить причины раздробления: экономические и политические;

- проанализировать последствия раздробления: положительные и отрицательные;


Проблема урока: можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»


План деятельности:

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

Примерный вывод по проблеме: в начале XII века вследствие многих причин распад Древнерусского государства стал неизбежен.

2. Любечский съезд князей.

Примерный вывод по проблеме: к середине XII века Русь оказалась в состоянии государственной раздробленности.

3. Правление Владимира Мономаха в Киеве

Примерный вывод по проблеме: единство Руси было ненадолго восстановлено при одном из внуков Ярослава – Владимире Мономахе.

Примерный вывод по проблеме урока: в XII веке начался распад Руси на отдельные княжества, который имел как положительные, так и отрицательные последствия для развития цивилизации.

4. Причины раздробленности Древнерусского государства .

5.Государственное правление в период раздробленности.



Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Знание

- что такое раздробление;

- причины раздробления: экономические и политические;

- последствий раздробления: положительных и отрицательных;

- определения феодальной раздробленности.


Проанализировать: что такое раздробление.

Формулирование причины раздробления (экономических и политических).

Построение логических цепочек: предпосылка, причина, последствие. .Анализ последствий (положительных и отрицательных) раздробления.

Формулирование определения феодальной раздробленности древнерусского государства


Сохранение учебной цели в ходе выполнения учебной задачи.

Формулировка цели и задачи учебной деятельности.

Самоконтроль результатов деятельности на уроке. Работа по алгоритму.

Формулировать собственную точку зрения.

Создание ассоциаций, образов относительно темы урока.

Работа в паре на основе сотрудничества.

Адекватное оценивание действий: как собственных, так и коллективных.

Построение собственной

(субъектной) модели восприятия образа феодальной раздробленности древнерусского государства.

Гражданская позиция по отношению к теме урока.


Оборудование:

Учебник А.А. Данилов «История. Россия с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс», М., Просвещение, 2015.

Тетрадь

Презентация к уроку.


Основные понятия:

Феодальная раздробленность, экономические и политические причины, эксплуатация, положительные и отрицательные последствия, княжеские усобицы.



Организационная структура (сценарий) урока.


Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД, технология оценивания

I.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания: знакомство с дорожной картой урока.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку: достают учебник, тетрадь, тетрадь- тренажер.

Организация внимания.

Личностные УУД

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Регулятивные УУД

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.


II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомните, о чём предупреждал Ярослав Мудрый своих сыновей, оставляя им в наследство Русь?

– Ярослав Мудрый предупреждал своих сыновей, что распри и вражда между ними приведут к «погибели земли Русской».











Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.




III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.








Определение проблемы урока.

Беседа с учащимися:

Как вы понимаете значение слова раздробление?









– Какую проблему урока нам предстоит решить?


Ответы на вопросы:

Синонимы: разъединение,

разделение,

раскалывание, расчленение,

разобщение,

разрезание….






Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

Личностные УУД

контролируют свои действия.

Метапредметные УУД

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


IV. Планирование деятельности.

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?


Ученики должны ответить, что необходимо определить, какие события происходили в ту эпоху.

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.


V. Этап усвоения новых знаний

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Он разделил Русь между сыновьями.


Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 80), ответьте на вопрос, можно ли сказать, что Ярослав Мудрый продолжил политику своих предшественников?


В чём особенность нового свода законов – «Правды Ярославичей»






Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 81), ответьте на вопрос, что означало поражение Руси в битве с половцами.




Используя текст учебника (§ 9, п. 1, стр. 82), ответьте на вопрос, какое явление появилось на Руси, каковы причины и последствия этого явления?



2. Любечский съезд князей.

Используя текст учебника (§ 9, п. 2 стр. 82), ответьте на вопрос, когда состоялся Любечский съезд. Назовите его причины.

Используя текст учебника (§ 9, п. 2, стр. 83), ответьте на вопрос, каковы последствия Любечского съезда?



3. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Используя текст учебника (§ 9, п. 3, стр. 84), ответьте на вопрос, почему именно Владимиру Мономаху доверили управление государством.

  • В чём особенность нового свода законов – «Устава Владимира Мономаха»? В чём его отличие от предыдущих сводов?



4. Причины раздробленности Древнерусского государства

– Мы помним, что у каждого события и процесса есть определённые причины. Ни одно событие не может произойти просто так. Пожалуйста, используя текст учебника, попробуйте определить причины распада Древнерусского государства (стр. 86)


5. Обустройство земель Русских.

– Единое государство распалось. Означало ли это, что между княжествами не осталось ничего общего? Стр.90












– Кроме причин, у любого события есть и последствия. Как вы думаете, к каким результатам привела раздробленность единого государства?








Дети отвечают, что Ярослав продолжает политику отца, это привело к междоусобицам.




Особенность Нового свода в том, что он предусматривал наказания за покушения на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.


Победа кочевников означала не только разорение, но и невозможность продолжать выгодную торговлю с Византией.



Раздробленность.







+ - начало объединения русских военных сил против половцев, каждый будет править самостоятельно.

- - решения съезда были нарушены.







Дети описывают качества Владимира Мономаха.


Ростовщики не имели права требовать более 20 % сверх взятой суммы, закупам было дано право уходить от своего господина, чтобы заработать деньги и вернуть купу.






Ученики должны сформулировать не менее трёх причин распада Древнерусского государства.






Ученики должны:

1. назвать возникшие государства;

2. распределить их по группам.

Ученики должны в качестве общего указать такие факторы, как язык, культура, религия, историческая память о роли Киева, родственные связи князей.

Разделяющие факторы – сильное боярство, различия торговых интересов, вражда и борьба за первенство, в том числе и в Киеве.


Ученики при помощи текста учебника должны назвать как положительные, так и отрицательные последствия раздробленности.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


VI. Выражение решения проблемы

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»


В XII веке начался распад Руси на отдельные княжества, который имел как положительные, так и отрицательные последствия для развития цивилизации.

Познавательные УУД

Обобщать, делать выводы.


Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.



VII. Применение нового знания.


Самостоятельная работа


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).


Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.





VIII. Домашнее задание.


§ 9, с. 80 – 90.

вопросы после § 9 (устно)

р/т § 9, № 1 – 4.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!