I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что нам поможет сосредоточить ваше внимание на уроке алгебры? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Организует обсуждение вопросов: – Можно ли сказать, что вы научились решать квадратные уравнения? – Какие ваши достижения в умении решать квадратные уравнения? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Знаете ли вы, как решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений? Формулирует учебную задачу: – Исследовать рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | Принимают участие в беседе. – Я знаю… – Я умею… – У меня получилось решить… – Мне пока сложно… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляют рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций; – научиться решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что я намерен делать сегодня на уроке алгебры? – Хочу ли я узнать о способах решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений? – Что я хочу достигнуть в процессе изучения алгебры? – Как мне настроиться на работу на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемной ситуации. – Может ли наше умение решать квадратные уравнения помочь нам в реальных ситуациях? Организует анализ решения примеров заданий. Отвечает на вопросы учащихся. Пример 1. Из пункта А выехал велосипедист, а через 45 мин после этого в том же направлении выехал грузовик, догнавший велосипедиста на расстоянии 15 км от пункта А. Найдите скорость велосипедиста и скорость грузовика, если скорость грузовика на 18 км/ч больше скорости велосипедиста. Предлагает учащимся самостоятельно решить задания. Организует сравнение решенного задания учащимися с решением из учебника. Пример 2. Одна бригада работала на ремонте дороги 7 ч, после чего к этой бригаде присоединилась вторая бригада. Через 2 ч их совместной работы ремонт был завершен. За сколько часов может отремонтировать дорогу каждая бригада, работая самостоятельно, если первой для этого требуется на 4 ч больше, чем второй? Пример 3. Водный раствор соли содержал 120 г воды. После того как в раствор добавили 10 г соли, его концентрация увеличилась на 5 %. Сколько граммов соли содержал раствор первоначально? | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Отстаивают свои идеи. Обсуждают идеи одноклассников. Анализируют решение заданий Решение примера 1 | Мне непонятно… | Пусть скорость велосипедиста равна х км/ч, тогда скорость грузовика составляет (х + 18) км/ч | Как…? | Велосипедист проезжает 15 км за ч, а грузовик – за ч | Почему…? | Разность показывает, на сколько часов грузовик проезжает 15 км быстрее, чем велосипедист | Что…? | Поскольку грузовик проехал 15 км на 45 мин, то есть на ч быстрее, чем велосипедист, то получаем уравнение | Каким образом…? | Решив квадратное уравнение , получим или . Корень 30 не удовлетворяет условию задачи | Как…? | Следовательно, скорость велосипедиста равна 12 км/ч, а скорость грузовика составляет: 12 + 18 = 30 (км/ч) | Почему…? | Сравнивают свой путь решения задания с решением из учебника. Решение примера 2 | Я сделал правильно (+)/ неправильно ( | Пусть первая бригада может самостоятельно отремонтировать дорогу за ч, тогда второй для этого нужно ( ч | | За 1 ч первая бригада ремонтирует часть дороги, а вторая – часть дороги | | Первая бригада работала 9 ч и отремонтировала дороги, а вторая бригада работала 2 ч и отремонтировала соответственно дороги | | Поскольку в результате была отремонтирована вся дорога, то можно составить уравнение | | Полученное квадратное уравнение имеет два корня: и . Второй корень не удовлетворяет условию задачи, поскольку тогда вторая бригада могла бы отремонтировать дорогу за 3 – 4 = –1(ч), что не имеет смысла | | Следовательно, первая бригада может отремонтировать дорогу за 12 ч, а вторая – за 8 ч | | Сравнивают свой путь решения задания с решением из учебника. Решение примера 3 | Я сделал правильно (+)/ неправильно ( | Пусть исходный раствор содержал х г соли. Тогда его масса была равна (х + 120) г, а концентрация соли составляла | Почему…? | После того как к раствору добавили 10 г соли, ее масса в растворе составила (х + 10) г, а масса раствора – (х +130) г | Как…? | Теперь концентрация соли составляет , что на 5 %, то есть на , больше, чем | Что…? | Можно записать: | | Полученное квадратное уравнение имеет два корня: и , из которых второй корень не удовлетворяет условию задачи | | Следовательно, раствор содержал первоначально 30 г соли | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализ информации |
VI. Решение заданий | Задание № 802 Первые 150 км дороги из города А в город В автомобиль проехал с некоторой скоростью, а остальные 240 км – со скоростью на 5 км/ч большей. Найдите первоначальную скорость автомобиля, если на весь путь из города А в город В он потратил 5 ч. | Решение: x = 75 (км/ч) Ответ: 75 км/ч – первоначальная скорость автомобиля. | Умение самостоятельно принимать решения |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Побуждает учащихся закончить предложения. – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что оказалось не до конца понятным? – Чему я научился? – Доволен ли моей работой на уроке учитель? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
VIII. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |