1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. | Психологи-ческий настрой и мотивирова-ние на успех в работе | | Организация начала урока. Постановка целей урока совместно с учащимися. Создание мотивационного поля | Подготовка к уроку. Формулировка целей и задач урока в совместной деятельности | | умение слушать учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с поставлен-ными задачами; слушать окружаю-щих. | умение настраиваться на занятие, планировать индивидуаль-ную образователь-ную траекторию. |
2. Текущий контроль знаний и умений. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы | Выполнение интерактивного теста. | | Задание №1: установить соответствие между понятиями (поиск логической пары) – интерактивный тест: | http://learningapps.org/display?v=px2oz0kxc01 Выполнение учащимися интерактивного теста. Установление соответствия | - уметь анализиро-вать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - трансформи-ровать информацию из одного вида в другой | Умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей | находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат |
- равномерное движение - неравномерное движение - физический смысл скорости - скорость при равномерном движении - скорость при неравномерном движении | - равна отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден - движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути - равна отношению всего пройденного пути ко всему времени движения - движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути - физическая величина, которая характеризует быстроту движения |
| Работа в парах | Решение экспериментальных задач на определение средней скорости (выполнить эксперимент, решить поставленные задачи). | Экспериментальная задача №1 Определите среднюю скорость движения игрушечной машинки, используя секундомер и рулетку. Запишите краткое условие задачи и ее решение. Экспериментальная задача №2 А) Рассчитайте среднюю скорость движения шарика, катящегося по желобу. Б) Сравните средние скорости движения шарика и игрушечной машинки. В) Сделайте вывод. - Сравните средние скорости игрушечного и реального автомобиля | Работа в парах. Используя имеющееся оборудование, рассчитывают путь и время движения машинки, формулируют условие задачи и записывают его в краткой форме. Запись решения задачи. Используя имеющееся оборудование, рассчитывают среднюю скорость движения шарика. Сравнивают средние скорости движения исследуемых тел. Формулируют вывод по результатам сравнения. Сравнение скоростей движения тел. | | | |
3. Открытие новых знаний | Беседа | Переход к следующему этапу урока осуществляется через установление межпредметных связей и обращение к имеющемуся опыту учащихся. Актуализация в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. | Давайте вспомним, что нам известно из курса биологии об африканских страусах? Историческая справка: африканский страус – одна из самых крупных птиц. Их высота достигает 2м 75см, масса от 50 до 90 кг. На ногах только два пальца, что не мешает им быстро бегать (длина шага при беге равна 2-3 метра). Задача №1 (решаем устно): Как далеко убежит африканский страус за 5 с, если его скорость равна 20м/с? Как вы рассчитали пройденный путь? Что вы знаете о цунами из курса природоведения и географии? Справка: цунами — гигантские волны, обладающие разрушительной силой. Они вызываются подводными землетрясениями, вулканическими извержениями или подводными оползнями. Эти явления обычно сопровождаются сильным подземным толчком, передаваемым водой на поверхность. Последующие волны, вызванные ударом, заметить практически невозможно, зато они распространяются с огромной скоростью (до 1000 км/час). Приближаясь к берегу, они становятся круче и выше, приобретая страшную разрушительную силу. В результате на побережье могут обрушиваться гигантские водяные валы высотой от 10 до 50 метров и более. Задача №2 (решаем устно): Известно, что скорость распространения цунами достигла 500км/ч, а волна распространилась на сушу на 10 км. Найдите время, за которое цунами преодолеет это расстояние. Как вы рассчитали время движения? Какую задачу мы поставили на сегодняшнем уроке? На каком этапе решения мы сейчас находимся? Обобщаем полученные знания и систематизируем их с помощью таблицы (дать определение равномерного и неравномерного движения, сформулировать способ определения скорости, пути и времени при равномерном и неравномерном движении, записать формулы для расчета физических величин). Для облегчения запоминания формул используем логический треугольник (схема для запоминания). | Учащиеся дают характеристику африканскому страусу, используя имеющиеся знания. Рассчитывают пройденный путь, используя имеющийся практический опыт и знания математики. Самостоятельно формулируют правило нахождения пути движущегося тела. Дают определение природного явления, используя информационные ресурсы: https://ru.wikipedia.org gismeteo.ru/news Рассчитывают пройденный время движения волны, используя имеющийся практический опыт и знания математики. Самостоятельно формулируют правило нахождения времени движения. Учащиеся приходят к выводу, что задача урока практически решена. Дают определения видов движения. Формулируют способы определения скорости, пути и времени движения тел для рассматриваемых видов механического движения. Записывают расчетные формулы. Сверяют свои действия с образцом. Знакомятся с логическим треугольником. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Решение задач | Решение практических расчетных и графических задач на отработку нового материала и диагностики проверки его понимания и усвоения. | Задача 3. За какое время плывущий по реке плот пройдёт 300 м, если скорость течения реки 0,5 м/с? Анализ условия, план решения задачи. Образец оформления решения Дано: СИ Решение: υ = 0,5 м/с t = s = 300 м t = 300 м : 0,5 м/с= = 600 с = 10 мин Найти: t (с) Ответ: 10 мин Задача 4. В течении 20 с поезд двигался равномерно со скоростью 10 м/с. Какой путь прошёл поезд за это время? Исследование графиков зависимости S(t); v(t). Повторяем линейную функцию (установление межпредметных связей с математикой). Что собой представляет график зависимости пути от времени? Анализ графика. Что собой представляет график зависимости скорости от времени? Анализ графика. Исследование графиков зависимости S(t); v(t). Что собой представляет график зависимости пути от времени? Анализ графика. Что собой представляет график зависимости скорости от времени? Анализ графика. Задание 5 Алгоритм решения задач на движение. Обобщение полученных знаний по решению и оформлению задач на движение. Составление алгоритма действий: Записать краткое условие задачи. Перевести внесистемные единицы в единицы СИ. Нарисовать вспомогательный рисунок (если требуется). Записать формулу, по которой вычисляется искомая величина. Вывести расчетную формулу (то есть, выразить искомую величину, через величины, указанные в условии задачи). Проверь себя. Интерактивная игра «Пазлы. Механическое движение» | Анализируют условие задачи. Предлагают возможные пути решения. Самостоятельное выполнение задания. Сравнение с образцом. Анализируют условие задачи. Предлагают возможные пути решения. Самостоятельное выполнение задания. Сравнение с образцом. Дают определение линейной функции, линейной зависимости. Анализируют график зависимости для данного случая. Анализируют график зависимости для данного случая. Анализируют график зависимости пути от времени. Рассчитывают скорость движения тела по графику S(t). Строят и анализируют график зависимости скорости от времени. Анализируют условие задачи. Определяют вид движения тела. Определяют по графику путь, пройденный телом за 8 сек. Вычисляют по графику скорость движения тела. Выполняют сбор пазлов интерактивной игры. http://learningapps.org/120877 Проверяют знания, усвоенные в ходе изучения новой темы. | Умение анализиро-вать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентиро-ваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации. | Умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей. | Умение организовать свою учебно-познавательную деятель-ность, планировать, осуществ-лять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий. |
5. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока | | | Подведение итогов вместе с учащимися. Мотивация на дальнейшее изучение темы. Выставление оценок. | Учащиеся дают оценку продуктивности урока. Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения, дискутируют и отстаивают свою позицию в соответствии с принципами толерантности к оппонентам. | Осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, нацелить себя на дальнейшее продвижение. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, анализируют деятельность на уроке, оценивают личностный вклад в достижении задач урока. |