СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока - путешествия "Природные зоны Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока-путешествия "Природные зоны Земли". Работа ведется по маршрутным листам.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока - путешествия "Природные зоны Земли"»

Технологическая карта урока географии 7 класс

Учитель географии МОБУ «Афанасьевская СОШ» с. Афанасьево – Н.В. Руднева

Тема урока: Природные зоны Земли.

Тип урока: урок – изучение нового материала

Цель урока:

- формирование представления о разнообразии природных зон на Земле;

- изучение особенностей природных зон;

- выявление причин разнообразия природных зон.

Задачи урока:

- сформировать и закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;

- развить творческие способности учащихся, умение работать в парах;

- формировать основные умения и навыки работы с учебником, картами, атласом и текстом;

- формировать естественно-научную грамотность

Планируемые результаты урока

Предметные

- сформулировать определение понятия «природная зона»;

- знать основные причины смены природных зон;

- называть и показывать границы природных зон;

- называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;

- приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

- описывать внешний облик природных зон;

- работать с картами и атласом.

Метапредметные

- определять тему, цель, проблему в процессе учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели в парах, группе и индивидуально;

- оформлять результаты по изученному материалу в виде таблиц, схем;

- излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя, подтверждая фактами;

- организовывать свою работу в группе.

Личностные

- овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования;

- развитие внимания, творческого мышления.


Основные понятия, изучаемые на уроке: Природная зона. Виды природных зон. Широтная зональность. Высотная поясность.

Решаемая учебная проблема: Как более точно описать природу материка или страны с помощью источников географической информации.

Практическая работа: Описание природных зон по плану.

Ресурсы урока:

  1. Учебник. География. 7 класс. Страны и континенты. А.И. Алексеев. – М.: Просвещение, 2013г.

  2. Атлас 7 класс. География материков и океанов. Издательство: Дрофа, 2018

  3. Настенная карта природных зон Земли.

ИКТ на уроке: Презентация «Природные зоны Земли.»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?

- Вы готовы к новым знаниям?

Чтобы получить сегодня «5» -

Надо много знать, думать, рассуждать.

Верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Взаимодействие с учителем.


  1. Актуализация знаний

Прежде чем начать новую тему, я предлагаю вам ответить на вопросы.

1.Многолетний режим погоды, характерный для данной территории.

2.Все неровности земной поверхности.

3.Верхний плодородный слой земной поверхности.

4. Представители флоры.

5. Представители фауны.


- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).


Климат

Рельеф

Почва

Растения

Животные



  1. Постановка учебной проблемы.

- Представьте такую ситуацию «вас пригласили в телепрограмму о путешествиях (например, «Орёл и решка»), где вы должны описать природу какой-нибудь страны! Какую страну бы вы посетили?» 

- Ребята, а как вы считаете можно ли подробно описать природу страны не побывав в ней? (а с помощью источников географической информации?)

- С какой проблемой мы столкнулись: Как более точно описать природу с помощью источников географической информации.

Вступают в диалог с учителем, называют страны.


Ответы учеников.


  1. Формулирование проблемы. Планирование учебной деятельности.

Прошу внимание на экран. (картинки природных зон)

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то погода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то сосны и ели

Растут, касаясь небес,

Где-то пальмы, лианы,

Густой тропический лес.


Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учитель при необходимости уточняет.

Окончательная тема нашего урока звучит так: «Природные зоны Земли».

Какую цель вы для себя определите, каких результатов вы должны достичь к концу урока? Что должны узнать?









Природные зоны.


Цель: узнать, что такое природная зона, какие бывают природные зоны, как они размещаются на Земле.

  1. Открытие нового знания

Какие природные зоны вам известны?

А, что такое природные зоны? Откройте учебник стр. 77, найдите определение.

Кто скажет: Что такое Природные зоны? (Природные зоны – это зональные природные комплексы равнин в пределах географических поясов Земли)

А что такое Природный комплекс? Вспомните! (Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов – почвы, раст. и жив. мир, поверхностные воды и т.д.)

А какие географические пояса Земли вам известны? (экваториальный, тропический, умеренный, арктический и т.д.)

Какая карта нам сегодня необходима для работы? (Карта природных зон)

Открываем карту природных зон в учебнике стр.78

Посмотрите на карту. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете.

Кто назовёт природные зоны Земли! А почему природные зоны имеют такие названия (например – «смешанные леса», «тайга» и т.д.)?

Своё название природные зоны получили от характера преобладающей растительности.

А отчего зависит многообразие природных зон? (климат, влага, солнце и т.д.)

Верно! Главное отличие природных зон друг от друга – это соотношение тепла и влаги. (там, где достаточно тепла и влаги - растительность будет пышная, а где не достаточно – скудная)

Откройте Климатическую карту мира в атласе стр.10 и сравните с картой природных зон в учебнике. Что вы видите? В чём схожесть? (Совпадение границ)

Ребята, а как природные зоны размещены по Земле? (сменяют друг друга с севера на юг). Правильно! Смена природных зон от экватора к полюсам называется – широтной зональностью! (Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.)

Глядя на карту природных зон можно отметить, что природная зональность бывает не только широтной (т.е. природные зоны сменяют друг друга с севера на юг полосами), но и меридиональной (когда природные зоны сменяют друг друга с запада на восток. Это хорошо прослеживается на материках, где суша достигает максимальных размеров.

На стр. 77 учебника найдите основные причины меридиональной смены природных зон. Итак, кто назовёт основные причины меридиональной смены природных зон? (удалённость от океанов, особенности общей циркуляции атмосферы, в т.ч. и океанические течения)

  1. На каком материке самый большой набор природных зон, на каком самый маленький? (Евразия, Антарктида)

  2. Какие материки схожи между собой по набору природных зон?

  3. На каком материке расположение природных зон близко к широтному?

  4. На каких материках природные зоны имеют меридиональное расположение?


Широтную и меридиональную смену природных зон нарушают особенности рельефа. Природные зоны в горах называются Высотной поясностью.

У вас на столах есть листы с дополнительной информацией к уроку! Прочитайте пожалуйста.

Что такое высотная поясность? (Высотная поясность-последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря).

В каких широтах у гор будет больше количество высотных поясов? (чем ближе к экватору и чем выше горы)

Почему смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах? (Изменение температуры в горах происходит быстрее чем на равнине)

Чему всегда соответствует нижний пояс? (Природной зоне, в которой расположены горы)

  1. Если нижний пояс гор находится в зоне арктических пустынь, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Только один- холодные пустыни)

  2. Если нижний пояс гор находится в зоне экваториальных лесов, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Зависит от высоты гор: чем выше горы, тем больше.

  3. Продолжите предложение: «Чем выше горы и чем ближе они к экватору….» (Тем больше высотных поясов)

Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в мир природных зон. Работать будете в парах. У вас на столах лежат маршрутные листы и листы с информацией. Вам необходимо выбрать нужную для вас информацию. Подпишите свои фамилии. В листах есть задание № 1 на описание природной зоны по плану. Каждая пара совместно опишет только одну природную зону, которая в ваших листах выделена жирным шрифтом! Описывая природные зоны, вы можете пользоваться атласом, учебником и дополнительной информацией, которую я приготовила для вас!

Все устали засиделись. Нам размяться захотелось!

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали!



Давайте совершим путешествие по природным зонам.

Прошу представить свои результаты классу. (представление результатов)


Ответы учащихся

Находят определение в учебнике.


Ответы учащихся





Ответы учащихся



Ответы учащихся





Сравнивают карты.










Находят причины в учебнике

Ответы учащихся








Ответы учащихся







Ответы учащихся






Работают самостоятельно





Выполняют физминутку




Ответы учащихся

Остальные записывают информацию в свои путеводительные листы

5.Применеиие новых знаний

Чтобы закрепить свои знания, предлагаю вам следующее задание. Я читаю характеристику, вы должны по ней определить природную зону.


  1. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность такая как карликовая берёза, полярная ива. (Тундра)

  2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравиться растениям, они достигают огромных размеров – пальмы, фикусы. Среди животных встречаются: обезьяны, слоны. (Влажные экваториальные леса)

  1. В этой природой зоне всегда низкие температуры, почва скованна мерзлотой. Произрастают мхи и лишайники. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (Арктические пустыни)

  2. Самая засушливая природная зона. Растут: кактус, верблюжья колючка. (Пустыня)

  3. В этой природной зоне растительность травянистая, почвы плодородные. Много грызунов и хищных птиц. (Степи)

  4. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (Саванны)

Задание №2 «Географический диктант» в маршрутных листах выполните индивидуально!

1. Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

2. Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

3. ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

4. Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

5. Смена в горах…(высотная поясность)

6. Самым нижним высотным поясом в горах расположенных в ПЗ степей будут …(степи)

Самопроверка или взаимопроверка (ответы и баллы для оценок на доске).

6 –«5»

5--- «4»

3-4 ---«3»

Отлично! Итак, наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Как вы считаете мы достигли поставленные в начале урока цели?

Узнали: что такое природная зона? Какие бывают природные зоны? Как они размещаются?

Возвращаясь к проблеме нашего урока: Можно ли более точно описать природу страны или материка по источникам географической информации! Мы теперь знаем, как описать природу? Вы сможете использовать данные знания в жизни?




Ответы учащихся







Выполняют задание № 2





Самопроверка или взаимопроверка задания




Узнали: что такое природная зона. Какие бывают природные зоны. Как они размещаются.


  1. Рефлексия

Предлагаю вам ответить на несколько несложных вопросов:

1. Что вы узнали нового на уроке?

2. Чему вы научились?

3. Столкнулись ли вы с какими-то сложностями на уроке?

4. А что вам больше всего понравилось?

На листах с заданиями у Вас есть лестница самооценки. Она имеет 5 ступенек. Оцените свою работу после изучения сегодняшней темы. Если вы оцениваете себя на «5» нарисуйте человечка на пятой ступеньке, если на «4» - на четвёртой, и т.д.

Домашнее задание: Прочитать параграф 20, ответить устно на вопросы, составить кроссворд на тему «Природные зоны Земли»

Спасибо за урок! Хорошего вам дня!


Ответы учащихся







Таблица «Природные зоны Земли»

Природная зона

Географическое

положение

Климатический пояс

Почвы

Растительный мир

Животный мир


Карта (физическая карта)

(Климатические пояса и области мира)

(Почвы мира)

(дополнительная информация на листах)

(дополнительная информация на листах)

  1. Арктическая пустыня

Антарктида, Гренландия, все северные оконечности Евразии и Северной Америки

Арктический

Арктические

мхи и лишайники, камнеломка, полярный мак.

белые медведи, тюлени, кайра, чистик.

  1. Тундра и лесотундра

Евразия и Северная Америка

Субарктический

Тундрово-глеевые

полярная ива, карликовая берёза, пушица, осока, ягель, полярный мак.

лемминги, полярная сова, северный олень, песец.

  1. Тайга

Евразия и Северная Америка

Умеренный

Подзолистые

сосна, пихта, ель, кедр, лиственница, можжевельник.

лось, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, соболь, бурундук, глухарь, клёст.

  1. Смешанные и широколиственные леса

Евразия и Северная Америка

Умеренный

Дерново-подзолистые

дуб, липа, клён, берёза, бузина, фиалка, медуница.

зубр, олень, кабан, лиса, сойка, бобер, норка, куница.

  1. Лесостепи и степи

Евразия, Северная и Южная Америка, Африка

Умеренный/ Субтропический

Черноземы

злаки, ковыль, типчак, васильки.

сайгак, суслик, сурок, дрофа, степной орел, степной жаворонок, корсак.

  1. Полупустыни и пустыни

На всех материках, кроме Антарктиды

Тропический и субтропический

Бурые полупустынно-степные и пустынные

Кактусы, песчаная акация, верблюжья колючка, белый саксаул.

черепахи, змеи, ящерицы, скорпионы, тушканчики, каракалы, джейран, 

  1. Саванны, редколесья и кустарники

На всех материках, кроме Антарктиды

Субэкваториальный и тропический

Красные ферраллитные, красные и красно-бурые

травы, кустарники и полукустарники, одинокие деревья (Бамбук, секвойя, баобаб).

Антилопы, слоны, жирафы, зебры, носороги, страусы, львы.

  1. Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

На всех материках, кроме Антарктиды

Субтропический

Коричневые, бурые лесные

Пробковый дуб, кипарис, пихта, ольха, осина, олива

Косуля, зубр, выхухоль

  1. Влажные экваториальные леса

Занимают значительную территорию Южной Америки и Африки. Встречаются в Индокитае (Азия)


Экваториальный

Красно-жёлтые ферралитные

пальма рафия, тюльпановое дерево, цекропия, орхидея дендробиум, бромелия, бамбук, фикусы.


обезьяны, ленивцы, крокодилы, тапиры, ягуары, анаконды, колибри, павлины, пекари, медведи, кабаны


М аршрутный лист урока «География»

В ыполнил(а) (Фамилия и имя) _________________________________

Задание 1. Опишите по плану природную зону, выделенную жирным шрифтом!

Природная зона

Географическое

положение (материки)

Климатический пояс

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Карта природных зон

Атлас – стр.14

Физическая карта мира

Атлас – стр. 2

Климатические пояса и области мира

Атлас – стр.12

Почвы мира

Атлас – стр.13

Карта природных зон

Атлас – стр.14

Карта природных зон

Атлас – стр.14

1.Арктическая пустыня







2.Тундра и лесотундра







3.Тайга







4.Смешанные и широколиственные леса







5.Лесостепи и степи








6.Полупустыни и пустыни









Природная зона

Географическое

положение

Климатический пояс

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Карта природных зон

Атлас – стр.14

Физическая карта мира

Атлас – стр. 2

Климатические пояса и области мира

Атлас – стр.12

Почвы мира

Атлас – стр.13

Дополнительный текст

Дополнительный текст

7.Саванны, редколесья и кустарники









8.Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники






9.Влажные экваториальные леса








Задание № 2 Соотнесите утверждения первого столбика с названиями из второго столбика.

1. Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, почв, увлажнений, растительности и животного мира – это…….

А. Широтная зональность

2. Главная причина образования различных природных зон…

Б. Степи

3. Природные зоны внешне отличаются…….

В. Соотношение тепла и влаги

4. Смена природных зон на равнинах при движении от экватора к полюсам называется…

Г. Природная зона

5. Смена природных зон в горах называется….

Д. Растительность

6. Самый нижний высотный пояс в горах, расположенных в природной зоне степи, будет…

Е. Высотная поясность




Высотная поясность

Высотная поясность - последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря.

Смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах, потому что температура в горах с высотой понижается быстрее (на 1 км – на 6 градусов).

Чем ближе к экватору будут расположены горы и чем выше они будут, тем больше у них будет количество высотных поясов (т.е. природных зон в горах).

Нижний пояс в горах всегда соответствует той природной зоне, в которой находятся данные горы! Например, горы расположены в природной зоне «Широколиственный лес» (как ниже на рисунке), соответственно самый нижний пояс будет зоной «Широколиственный лес».









Высотная поясность

Высотная поясность - последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря.

Смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах, потому что температура в горах с высотой понижается быстрее (на 1 км – на 6 градусов).

Чем ближе к экватору будут расположены горы и чем выше они будут, тем больше у них будет количество высотных поясов (т.е. природных зон в горах).

Нижний пояс в горах всегда соответствует той природной зоне, в которой находятся данные горы! Например, горы расположены в природной зоне «Широколиственный лес» (как ниже на рисунке), соответственно самый нижний пояс будет зоной «Широколиственный лес».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!