Какие природные зоны вам известны? А, что такое природные зоны? Откройте учебник стр. 77, найдите определение. Кто скажет: Что такое Природные зоны? (Природные зоны – это зональные природные комплексы равнин в пределах географических поясов Земли) А что такое Природный комплекс? Вспомните! (Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов – почвы, раст. и жив. мир, поверхностные воды и т.д.) А какие географические пояса Земли вам известны? (экваториальный, тропический, умеренный, арктический и т.д.) Какая карта нам сегодня необходима для работы? (Карта природных зон) Открываем карту природных зон в учебнике стр.78 Посмотрите на карту. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете. Кто назовёт природные зоны Земли! А почему природные зоны имеют такие названия (например – «смешанные леса», «тайга» и т.д.)? Своё название природные зоны получили от характера преобладающей растительности. А отчего зависит многообразие природных зон? (климат, влага, солнце и т.д.) Верно! Главное отличие природных зон друг от друга – это соотношение тепла и влаги. (там, где достаточно тепла и влаги - растительность будет пышная, а где не достаточно – скудная) Откройте Климатическую карту мира в атласе стр.10 и сравните с картой природных зон в учебнике. Что вы видите? В чём схожесть? (Совпадение границ) Ребята, а как природные зоны размещены по Земле? (сменяют друг друга с севера на юг). Правильно! Смена природных зон от экватора к полюсам называется – широтной зональностью! (Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.) Глядя на карту природных зон можно отметить, что природная зональность бывает не только широтной (т.е. природные зоны сменяют друг друга с севера на юг полосами), но и меридиональной (когда природные зоны сменяют друг друга с запада на восток. Это хорошо прослеживается на материках, где суша достигает максимальных размеров. На стр. 77 учебника найдите основные причины меридиональной смены природных зон. Итак, кто назовёт основные причины меридиональной смены природных зон? (удалённость от океанов, особенности общей циркуляции атмосферы, в т.ч. и океанические течения) На каком материке самый большой набор природных зон, на каком самый маленький? (Евразия, Антарктида) Какие материки схожи между собой по набору природных зон? На каком материке расположение природных зон близко к широтному? На каких материках природные зоны имеют меридиональное расположение? Широтную и меридиональную смену природных зон нарушают особенности рельефа. Природные зоны в горах называются Высотной поясностью. У вас на столах есть листы с дополнительной информацией к уроку! Прочитайте пожалуйста. Что такое высотная поясность? (Высотная поясность-последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря). В каких широтах у гор будет больше количество высотных поясов? (чем ближе к экватору и чем выше горы) Почему смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах? (Изменение температуры в горах происходит быстрее чем на равнине) Чему всегда соответствует нижний пояс? (Природной зоне, в которой расположены горы) Если нижний пояс гор находится в зоне арктических пустынь, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Только один- холодные пустыни) Если нижний пояс гор находится в зоне экваториальных лесов, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Зависит от высоты гор: чем выше горы, тем больше. Продолжите предложение: «Чем выше горы и чем ближе они к экватору….» (Тем больше высотных поясов) Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в мир природных зон. Работать будете в парах. У вас на столах лежат маршрутные листы и листы с информацией. Вам необходимо выбрать нужную для вас информацию. Подпишите свои фамилии. В листах есть задание № 1 на описание природной зоны по плану. Каждая пара совместно опишет только одну природную зону, которая в ваших листах выделена жирным шрифтом! Описывая природные зоны, вы можете пользоваться атласом, учебником и дополнительной информацией, которую я приготовила для вас! Все устали засиделись. Нам размяться захотелось! Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись, Ну-ка плечи распрямите, Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали! Давайте совершим путешествие по природным зонам. Прошу представить свои результаты классу. (представление результатов) |