СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера» География Курс 9 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка успешно применяется для обучения в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера» География Курс 9 класса.»

География 9 класс

Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера»

Тема урока: Пространство Европейского Севера.

Тип урока: урок – изучение нового материала и создание визитной карточки Европейского  Севера.

Цель урока: формирование знаний  о географическом положении, природных условиях и ресурсах Европейского Севера.

Задачи урока:

- Сформировать образ района.

- Выявить состав и особенности географического положения района.

- Раскрыть особенности природных условий и ресурсов района.

- Совершенствовать навыки работы с картами атласа.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • Знать особенности географического положения Европейского Севера.

  • Уметь делать выводы о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.

  • Показывать на карте субъекты федерации, входящие в состав Европейского Севера,  пограничные районы и государства, моря,  омывающие Европейский Север, основные месторождения полезных ископаемых.

Метапредметные

  • Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний

  • Уметь  извлекать информацию из различных источников.

  • Развивать аналитические умения и навыки

Личностные

  • Формирование познавательной и информационной культуры

  • Формирование положительного отношения обучающихся к объектам, создающим образ района

  • Умение вступать в диалог

  • Совершенствовать навыки презентации своего продукта: «Визитная карточка Европейского Севера»

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2010, атлас «Дрофа» 2009 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север», использование материалов сайта https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

Ценностный компонент урока: значение Европейского Севера для России

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации

Вступительное слово:

Север у каждого свой. Для одних это - «Заполярный март», водопад Кивач и чистые озера Карелии, для других - комары и таежные оводы летом, метели и морозы зимой. Для одних это - безграничные просторы,  светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других – тундра и непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних  это - кладовая полезных ископаемых, для других это - полгода зима и холодное лето.

Какие вы заметили противоречия в прочитанных предложениях?

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, выявляют противоречия.

  1. Формулирование проблемы

Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает?

Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблемы «Есть  ли необходимость в освоении Севера?» 

3.Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Обучающиеся предлагают  версии решения проблемы

За освоение

Против освоения


4. Актуализация знаний

Что мы знаем о природных условиях Европейского Севера?

Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему?

Вспоминают материал, изученный в 8 классе параграф 46 «Северные безлесные зоны»

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

5.Поиск решения проблемы

Решить проблему  мы сможем при выполнении проектной работы «Визитная карточка Европейского Севера»

Учитель предлагает разделиться на группы и предлагает визуальный ряд слайдов из презентации, при этом обучающиеся выделяют исторические, природные, экономические, культурные аспекты образа Европейского Севера и делают вывод об уникальности этого района.

Выполняют проектную работу в группах и создают визитную карточку Европейского Севера, используя рубрику  «Читаем  карту» (с. 102—103 учебника), физическую карту Европейского Севера (рис. 16 на с. 104 учебника), карту «Районы России» (с. 234 Приложения учебника), определяют состав и особенности географического положения района. Затем они работают с контурной картой: наносят границы района, подписывают субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, и т. д. (задание 11 на с. 29 тренажера). Состав района и главные черты его географического положения школьники показывают схематично.

Затем учащиеся в процессе групповой работы определяют особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера. Первая группа — особенности рельефа и полезных ископаемых, их влияние на развитие промышленности; вторая группа — климатические особенности территории и их влияние на жизнь и быт человека; третья группа — размещение природных зон и их влияние на хозяйственную деятельность, быт людей.

Результаты групповой работы обсуждаются сразу после ее выполнения. При обсуждении каждая группа готовит другим группам по два вопроса, на которые дается развернутый, обстоятельный ответ, и два вопроса, на которые предполагается однозначный и краткий ответ.

6.Применение новых знаний, вывод

Почему при сложных природных условиях Европейский Север осваивается?

Какие природные условия Севера затрудняют развитие района?

Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района?

Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природный ресурсов

Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота.

Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными

Вывод: наличие природных ресурсов способствует освоению Европейского Севера, а сложные климатические условия затрудняют его освоение.

7.Домашнее задание

Читать § 24, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Работа в к/к – состав Европейского Севера.

 Вопросы на опережение: 1. слабая заселенность Европейского Севера это географическая или историческая причина? Ответ аргументируйте.

                                       2. Подготовьте сообщения о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.



География

Технологическая карта урока «Европейский Север: освоение территории и население»

Тема урока: Европейский Север: освоение территории и население

Тип урока: урок – изучение нового материала и создание кластера население, культура и быт Европейского  Севера.

Цель урока: познакомить обучающихся с историей освоения Европейского Севера, численностью и динамикой численности населения, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения

Задачи урока:

- Выявить особенности заселения Европейского Севера.

- Определить особенности населения, культуры и быта народов Европейского Севера.

- Выяснить специфику городов района.

- Совершенствовать навыки работы с картами атласа.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • уметь проводить сопоставительный анализ тематических физико- географических карт и карт населения,

  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности,

  • анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры населения,

  • формулировать выводы, составлять описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт,

  • решать практические и познавательные задачи, используя различные показатели, характеризующие население.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),

  • проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме

  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации,

  • работать по индивидуально сформированному алгоритму,

  • проводить сравнение по выработанным критериям,

  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности,

  • работать в группе и индивидуально.

Личностные

  • принять правила поведения на уроке

  •  осознание особенностей населения,  Европейского Севера, его культуры и быта

  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов  

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

Ценностный компонент урока: значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

  Сегодня на уроке мы будем знакомиться  с численностью и динамикой численности населения Европейского Севера, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. Вы получили разноуровневое домашнее задание и мы с удовольствием прослушаем ваши сообщения, доклады, презентации.

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.

  1. Формулирование проблемы

         

    Человек и его хозяйственная деятельность – мощный фактор воздействия на географическую оболочку Земли. Природа Европейского Севера, изученная на прошлом уроке, подвергается воздействию антропогенного фактора.

Учитель предлагает исследовать карты атласа «Политико-административную России», «Плотность населения» и «Народы России» и сформулировать тему урока.

    Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблем - «Особенности заселения территории ЕС», «Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей», «Особенности городов Европейского Севера», «Виды деятельности человека на Европейском Севере».

3. Актуализация знаний

Что мы знаем о современном заселении Европейского Севера?

Что необходимо узнать о проблемах населения Европейского Севера, чтобы решить проблему населения Европейского Севера?

Обучающиеся анализируют прослушанные сообщения, доклады и презентации и делают выводы.

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

                                                                                   4. Поиск решения проблемы

 Первичное изучение нового материала организуется на основе работы с сайтом Федеральной службы        государственной статистики        (раздел «Население») http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ 

 Учитель делит класс на рабочие группы, каждой из которых предлагается подобрать официальную статистику по субъектам Федерации, входящими в состав района, и сформулировать тематический сравнительный вывод о специфике населения в пределах рассматриваемых территорий. Для систематизации собираемой статистики школьникам можно предложить заполнить таблицу.

        В рамках предложенного задания группы обучающихся выбирают статистический показатель (формулируют его название), выбирают его значение и заносят в таблицу. После заполнения данных по регионам необходимо рассчитать значение каждого показателя для всей территории района (это актуально с той точки зрения, что официальная статистика даётся по Федеральным округам, а не по комплексным районам). После завершения заполнения таблицы статистическими показателями каждая группа формулирует вывод и заносит его в соответствующую графу. В заключение работы каждая из групп презентует свой набор выбранных показателей и оглашает вывод. Фронтально обсуждаются результаты исследования и формируется наиболее полный список показателей, характеризующих население района.

   

 

Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей? (стр. 108 учебника)

Найдите особенности городов Европейского Севера. Используйте текст на с. 108—110 учебника, дополнительную справочную литературу, энциклопедии «Города России».

Группы выполняют исследовательскую работу по субъектам Федерации

Название субъекта Федерации

Числ. и состав населения

Естественный прирост населения

Миграции

Республика Коми




Республика Карелия




Ненецкий автономный

Округ




Архангельская область




Вологодская область




Мурманская область




Итого по району




Вывод




Народ

Языковая семья

Место проживания

Традиционные занятия






Город

Год возникновения

Число жителей

Чем известен






5. Применение новых знаний, вывод

Как люди заселяли и осваивали  Европейский Север?

Какие народы живут в этом районе?

Каковы особенности городов Европейского Севера?

Выводы:  

  1. Большинство населения Европейского Севера – потомки древних русских переселенцев. Другие народы – карелы, ненцы, саамы, коми.

  1. В заселении и освоении Европейского Севера русскими переселенцами были периоды подъема и спада, во многом зависящие от исторических событий.

  1. Самые большие города Европейского Севера – морские порты, группа городов связана с горнодобывающей или лесообрабатывающей промышленностью. Особое мепсто занимают древние русские города.

6.Домашнее задание

Читать § 25, устно отвечать на вопросы 2 – 6.

Задание по желанию: «Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов составьте рекламный проспект»

 

География 9 класс

Технологическая карта урока «Европейский Север: хозяйство»

Тема урока: Европейский Север: хозяйство

Тип урока: урок – изучение нового материала и подготовка к защите проекта «Особенности населения и хозяйства одного из районов Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития района».

Цель урока: познакомить обучающихся с факторами развития и особенностями хозяйства, ведущими отраслями промышленности: металлургией, топливной промышленностью, лесной промышленностью, химической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством, сферой услуг.

Задачи урока:

 - Определить отрасли специализации Европейского Севера.

 - Установить особенности современного развития хозяйства района.

 

Планируемые результаты урока

Предметные

  • уметь проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт;

  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов;

  • анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру;

  • формулировать выводы, составлять таблицы, диаграммы, графики, описания, характеристики, отражающие особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт, определять район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы, населения и хозяйства;

  • определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий, анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты);

  • проводить анализ и обобщение тематического материала представленного в текстовой, картографической и графической форме;

  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации;

  • работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям;

  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности;

  • работать в группе и индивидуально;

  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;

  • умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение.

Личностные

  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке;

  •  осознание особенностей хозяйства и уязвимости природы Европейского Севера;

  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;

  • научиться аргументированно  высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев  География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013,  атлас «Дрофа» 2016 год

ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов  

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

http://mirznanii.com/a/307552/kharakteristika-evropeyskogo-severa-rossii 

Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся в хозяйственном отношении регион.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

  В домашнем задании вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов представьте рекламный проспект.

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: туристические маршруты по Европейскому Северу. Они объясняют, какие маршруты и почему, предлагают туристам?

  1. Формулирование проблемы

         

Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?

Европейский Север  является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?

Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

Проблемный вопрос:

В чем заключается специфика хозяйства Европейского Севера?

Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

 Обучающиеся с помощью учебника или предыдущих записей в  рабочих тетрадях вспоминают, план ЭГХ района.

  • ЭГП района.

  • Природные условия и ресурсы.

  • Население. Города.

  • Хозяйство. Отрасли специализации  района.

  • Проблемы и перспективы развития района.

Далее обучающиеся приходят к выводу, что сегодня на уроке им необходимо выявить отрасли хозяйственной специализации Европейского Севера  и особенности их размещения.

3. Актуализация знаний

Вспомним из курса 8 – 9 класса.

- Что такое природные ресурсы?

- Какими  видами  природных ресурсов располагает  данный район?

- Что такое отрасль хозяйства?

- Назвать отрасли  промышленности.

- Что такое отрасль специализации района?

- Как определить ее?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Виды природных ресурсов – исчерпаемые   (возобновимые и невозобновимые)  и неисчерпаемые.

Отрасль специализации – это те виды  (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.

К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.

К – коэффициент  специализации;

П – доля продукции района,  в общем  производстве  страны ( по данной отрасли);

Н – доля населения района в общем населении страны.

Высказывают предположения,  что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

                                                                                   4. Поиск решения проблемы

Какие отрасли  специализации  и почему сформировались на территории Европейского Севера?

Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей  хозяйства  района.

 - Определить отрасли специализации

 -  Какова география отраслей специализации?

Используем карты атласа по географии для 9 класса и материалы сайтов

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ 

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ 

Задание 1 группе:

Определить сырье топливной промышленности, центры топливной промышленности  и их размещение?

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и  их размещение?

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?

Задание 5 группе

Какое место занимает сельское хозяйство в экономике Европейского Севера?

Обучающиеся, используя карту географического атласа «Дрофа» на стр. 26, определяют отрасли хозяйственной специализации и делятся на группы.

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

Продукт 1 группы

Вид полезного ископаемого

Центры топливной промышленности

- Каменный уголь

- Воркута

- Инта

( Печорский каменноугольный бассейн)

- Нефть

- Усинск

- Ухта (НПЗ)

- Природный газ

- Вуктыл

- Войвож

-Василковское

-Южно-Тамбейское

-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

Продукт 2 группы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- железная руда

- каменный уголь

- Оленегорск

- Ковдор

-Костомукша

-Воркута

-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).

- г.Череповец

«Северная магнитка»

Металлургический комбинат полного цикла.

Продукт 3 группы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- Медные руды

- Никелевые  руды

- Алюминиевые руды

- г. Никель

- г. Никель

- Тимшерское

- Иксинское

-Мончегорск

- Кандалакша,

- Надвоицы

Производство алюминия – энергоёмкое производство

( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

Продукт 4 группы

Вид природного ресурса

Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.

 - лес  (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)

- рыба

- Архангельск - лесной порт  страны,

- Сыктывкар,

- Новодвинск,

- Коряжма.

Порты:

-Мурманск,

-Архангельск,

-Петрозаводск,

-Нарьян – Мар.

Продукт 5 группы

Сельское хозяйство Европейского Севера развито слабо.

Европейский Север состоит из трёх сельскохозяйственных районов:

  1. Оленеводческо-промысловый, занимающий побережье Северного Ледовитого океана (тундра и лесотундра), с развитым оленеводством, охотой, промыслом тюленей и рыболовством;

  2. Лесопромысловый, охватывающий Карелию, большую часть Архангельской области и юг республики Коми (тайга), где выделяются лесное хозяйство, молочное животноводство в долинах рек и очагами земледелия (рожь, ячмень, овёс, лён, овощеводство и картофелеводство);

  3. Льно - животноводческий, расположенный на самом юге Европейского Севера — в Вологодской области (южная часть тайги). Это главный сельскохозяйственный район Европейского Севера. Здесь получило развитие - молочное скотоводство, свиноводство, выращивание ржи, овса, ячменя, льна, картофеля, овощей.

Вокруг крупных городов (Архангельск, Череповец, Вологда, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Мончегорск) сложился пригородный тип сельского хозяйства с интенсивным молочным скотоводством, свиноводством, тепличным хозяйством.

  1. Применение новых знаний, выводы

Как сложилась специализация  Европейского Севера?

Европейский Север - главная топливно-энергетическая и лесная база западной экономической зоны.

Отраслями специализации являются:

  • Добыча нефти, газа, угля, торфа в Печорском бассейне.

  • Черная и цветная металлургия (Костомукшский горно-обогатительный комбинат, Мончегорский медно-никелевый, Волховский алюминиевый, Череповецкий металлургический комбинаты).

  • Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Котлас).

  • Гидроэнергетика Карелии и Кольского полуострова.

  • Рыбная промышленность (Мурманск).

  • На Европейском Севере расположена база военно-морского флота

  • Северодвинск — центр производства атомных подводных лодок, в Плесецке расположен космодром.

  • Железные дороги имеют меридиональное направление. Крупный транспортный узел — Череповец.

Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.

6.Домашнее задание

Читать § 26, устно отвечать на вопросы 1 – 6.

Вспомните, что такое ТПК?  Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера и в чем их особенности? Заполнить таблицу.

По желанию - создать презентацию «Загадки Европейского Севера»

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы



Отрасли  хозяйства






География 9 класс

Технологическая карта урока «Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона»

Тема урока: Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона

Тип урока: урок – обобщение пройденного материала и защита проекта «Особенности хозяйства одного из районов Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития этого района».

Цель урока: мотивировать обучающихся на поиск проблем в районах Европейского Севера и путей их решения, выявить основные направления развития региона.

Задачи урока:

 - Определить основные проблемы  Европейского Севера.

 - Установить пути решения проблем в регионе.

 - Наметить  перспективы развития Европейского Севера.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • умеют определять отрасли специализации района и выделять ТПК Европейского Севера;

  • умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера;

  • умеют определять основные проблемы в  регионе,  предлагают пути решения  проблем.

Метапредметные

  • решают проблемные задачи,  высказывают суждения, подтверждая их фактами

  • классифицируют информацию по заданным признакам;

  • Планируют свою деятельность под руководством учителя;

  • выявляют  причинно – следственные связи;

  • выслушивают и объективно оценивают другого;

  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;

  • умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение

Личностные

  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке

  •  осознание особенностей хозяйства и хрупкости природы Европейского Севера.

  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!