Геометрия 8 класс (УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов,С.Б. Кадомцев)
Тема урока | Место урока по теме |
Признаки подобия треугольников | 6 урок в главе «Подобные треугольники», 36 урок по общей нумерации |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Урок комплексного применения ЗУН (урок «закрепления») | Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Цель урока: обобщить ЗУН по признакам подобия треугольников. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Образовательные: применять полученные знания при решении упражнений и задач. Воспитательные: воспитание чувства самоуважения у учащихся. Развивающие: развитие письменной речи, памяти, логического и пространственного мышления, внимания. | I. Личностные результаты: Адекватно оценивать свою учебную деятельность. Знание моральных норм. Проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. II. Метапредметные. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. III. Предметные. Умеют формулировать признаки подобия треугольников. Умеют работать с геометрическим текстом. |
Цель деятельности учителя | Оборудование |
Создать условия для формирования у учащихся навыков применения признаков подобия треугольников при решении задач | Доска, учебник, тетрадь, телевизор, презентация, карточки - задания |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: организация учебной деятельности - 2 мин |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока | Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. На доске слева написана пословица «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». О чем эта пословица? Как вы ее понимаете? Пусть эти слова станут запоминающимися не только на нашем уроке, но и в целом по жизни для каждого из вас. | Волевая саморегуляция. Проявляют интерес к изучению материала. Объясняют, как они понимают эту фразу. | Личностные: знание моральных норм | Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке, включение в ритм урока. |
II этап: актуализация знаний, проверка домашнего задания - 14 мин |
Актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения | Организует деятельность по актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения 1. Обсудить вопросы учащихся по домашней работе, оценить рисунки учащихся (было задано творческое задание: увеличить или уменьшить картинку). 2. Тест (зафиксировать и разобрать затруднения). 3. Кластер «Подобие треугольников». | Задают на вопросы. Выполняют тест Выполняют кластер | Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, разбор выявленных затруднений. |
III этап: постановка целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся - 5 мин |
Формулировка темы, целей урока, выявление причины затруднения | На экране телевизора показаны готовые чертежи. Ребята, какие фигуры изображены? Какая тема урока? Какие задачи перед собой поставим? | Ответы: подобные треугольники; «Признаки подобия треугольников». | Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности. Познавательные: выражать смысл ситуации в устном виде | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Сформулирована тема урока, поставлены цели и задачи урока |
IV этап: построение проекта выхода из затруднения и реализация этого проекта – 5 мин |
Построение проекта выхода из затруднения | 1. Решение задач по готовым чертежам. Сейчас вы разбиваетесь на группы по 2 человека и обдумываете решение 3-5 минут. Далее обсуждается решение задач. | Поиск решения, обсуждение решения задач. | Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Приобретение навыка выполнения задания совместно, в паре. |
V этап: выполнение заданий на закрепление - 8 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону | Решение № 562. | Совместное выполнение задания | Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Внешний контроль, самоконтроль. | Закрепление решения задачи. |
VI этап: творческое применение полученных знаний – 3 мин |
Проверить понимание изучаемого материала | Самостоятельная работа (работа по карточкам, в мини-группах). 1. Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м? Решение: Найдём синус угла, на который поднимается длинное плечо: sinα = 1,8/3 = 0,6 Угол подъема длинного плеча равен углу на который опустится короткое плечо. Пусть x — высота, на которую опустится короткое плечо, имеем: sinα = х/1, х = 0,6 Таким образом, короткое плечо опустится на 0,6 м. Ответ: 0,6. | Анализируют задачу, предлагают способы решения, оформляют общее решение в тетради. | Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). | Внешний контроль взаимоконтроль. | Выявляется уровень понимания пройденного материала |
VII этап: информация о домашнем задании – 1 мин |
Обсудить и записать домашнее задание | № 460, № 461 СПАСИБО всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание. | | Внешний контроль, самоконтроль. | Закрепление полученных знаний. |
VIII этап: рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 2 мин |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся | Организует рефлексию и самооценку. Предлагаю ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? - достигли ли цели? Выполнение синквейна по теме «Параллелограмм». Напоминаю, что самым активным сегодня на уроке оценки идут в журнал (перечислить фамилии). | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Отвечают на вопросы. Зачитывают свои синквейны. | Личностные: адекватно оценивать свою учебную деятельность. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самоконтроль. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |