I.Организационный момент | Приветствие, Проверка готовности учащихся к уроку. Надеюсь, что сегодняшнее наше сотрудничество будет плодотворным | Настраиваются на учебную деятельность | Формировать навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания. | Организует проверку домашнего задания. Задает вопросы. Работа с интерактивной доской. Проверка знаний формул. | Отвечают на вопросы. Записывают формулы. Заполняют таблицу. | Концентрировать знания для выполнения заданий. |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Организует беседу с учащимися. Учитель в 7 классе какой вид движения мы изучали? Учитель: в 9 классе? Учитель: а если тело движется не прямолинейно, т. е , к примеру поворачивает, разворачивается? как мы это можем назвать? Ученики высказывают свои версии (криволинейное) Учитель: запишем тему урока. | Отвечают на вопросы. Анализируют свои знания. | Развивать навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели. | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование цели. | Записывают в тетради тему урока. Участвуют в формулировании цели урока. | Формировать умения осознавать цель урока |
V. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Демонстрирует опыт с мячом. Организует обсуждение проблемного вопроса. Учитель проводит демонстрацию: катится мяч (мяч можно подтолкнуть, чтобы он катился прямо). Куда направлена сила, скорость и ускорение?( прямо); Значит тело движется прямолинейно. Учитель изменяет направление действия силы: мяч меняет направление, движется в сторону. Как направлена сила и скорость? Вывод: если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно. А если они направлены вдоль пересекающихся прямых, то тело движется криволинейно. Верно и обратное утверждение: если тело движется криволинейно, то на него действует какая- то сила, меняющая направление скорости. Если прижать к вращающемуся точильному камню конец стального прутика, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той скоростью, которой они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление движения искр совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня . По касательной движутся брызги от колес буксующего автомобиля. При движении по окружности модуль вектора скорости может меняться или оставаться постоянным, но направление вектора скорости обязательно меняется. Учитель: значит, движение по окружности- это всегда движение с ускорением. Это ускорение всегда направлено к центру. Оно называется центростремительным. ацс; ацс= V2/r Сила, под действием которой тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в каждой точке направлена по радиусу окружности к ее центру. F=mv2/r Тела могут двигаться по окружности под действием сил различной природы. Планеты, спутники –под действием силы всемирного тяготения; автомобиль поворачивает- сила трения. | Смотрят демонстрацию. Отвечают на вопросы. Обсуждают материал учебника. О сознают, что в данном случае меняется только модуль вектора скорости тела, а направление вектора скорости остается неизменным и шарик движется прямолинейно. Изучают случай криволинейного движения. Делают записи в рабочей тетради . Задают вопросы учителю. Выдвигают свои гипотезы и предположения. Изучают предложенный учителем пример. | Выражать свои мысли. Уметь делать выводы Уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует беседу по вопросам. Учитель: При каком условии тело под действием силы движется прямолинейно, а при каком –криволинейно? Как направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется такое ускорение? Опишите опыт, с помощью которого можно убедиться в том, что мгновенная скорость тела, равномерно движущегося по окружности, в любой точке окружности направлена по касательной к ней | Отвечают на вопросы Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно. А если они направлены вдоль пересекающихся прямых, то тело движется криволинейно Направлено по радиусу. Называется центростремительным. Заполняют таблицу. | Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний у умений |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Что больше всего запомнилось сегодня на уроке? Можно ли сказать, что вы понимаете условие криволинейного движения? Можете объяснить, как вычислить центростремительное ускорение? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Сможете ли вы сами объяснить данный материал? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживать цель учебной деятельности |