СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Правописание частиц бы, ли, же»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний для обучающихся с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Правописание частиц бы, ли, же»»

Технологическая карта урока

Предмет, класс: русский язык, 7 класс

Автор программы: Львова C.И.

Учитель: Давыдова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 5 г. Рыбинска

Тема урока: «Правописание частиц бы, ли, же»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: знакомство с правилом написания частиц, совершенствование навыка раздельного написания частиц бы, ли, же; тренировка в различении омонимичных частиц и морфем.

Задачи:

предметные: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц;

метапредметные: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи; аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; общую культуру и кругозор учащихся

личностные:  развивать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища; умение работать в коллективе; культуру речи и общения; умение слушать

коррекционно-развивающие:

коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса);

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами);

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие зрительных восприятий;

коррекция и развитие тактильного восприятия.

Оборудование:
  • памятки;

  • карточки;

  • учебник

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля и оценки

Организационный этап.


Проверяет готовность класса к уроку.


Проверяют учебные принадлежности к уроку

Самоконтроль

Актуализация знаний


Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы продолжим разговор о частицах

-Частицы, как мы с вами уже могли убедиться на уроках – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные - филологи продолжают над этим работать.

- Что вы знаете о частице?

- Рассказать об этой части речи вам поможет «змейка» (приложение 1)

Ответ: Служебная часть речи, вносит оттенки значений, служит для образования наклонений глагола.

- Какие служебные части речи вы ещё знаете, чем они отличаются? Выполните задание на карточке. Приложение 2

- Есть ли в этом тексте предлоги? (на, с).


Работают с карточкой - «змейкой», отвечают на вопрос учителя
















Выполняют задание на карточке, работают с условными обозначениями, доказывают свою точку зрения, ставят плюсы над правильным действием

Самоконтроль

















Самопроверка

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение темы «Частицы». А вот какие частицы будут сегодня у нас в гостях, вы догадаетесь, сыграв в игру «третий лишний». Итак, какие частицы надо исключить:

1)    что за, как, бы

2)    вот, ли, вон

3)    же, неужели, разве

Правильно бы, ли, же

Работа с текстом (приложение 3)

Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.

Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.

- Какова тема текста? Рассказать о частицах

- В каких словах заключена основная мысль?

- Как писателю удалось показать значение каждой частицы – героини рассказа? Какой прием он использует?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке – о правописании частиц

Итак, частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ являются отдельными словами, поэтому писаться  с  местоимениями и наречиями они будут раздельно.

-Как вы думаете, какие варианты написания ещё существуют?

Чтение правила по учебнику. Стр. 150

Анализируют материал, строят речевое высказывание











Отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст






Формулируют и записывают тему и цель урока





Читают материалы учебника, делают выводы, отвечают на вопросы учителя

Устная проверка












Устная проверка, взаимопроверка






Письменная проверка






Взаимопроверка

Усвоение новых знаний и способов действий

- А что вызывает самое большое затруднение при правописании этих частиц?

/ Надо уметь отличать частицы с местоимениями, наречиями от союзов/

- Какие способы проверки вы знаете?

- В этом вам поможет памятка

(приложение 4)

Отвечают на вопросы, анализируют раздаточный материал

Самопроверка





Работа с памяткой, применение инструкции

Применение знаний и умений

- А теперь давайте применим наши знания на практике.

Тренировочные упражнения. Работа с карточками.

Запись и анализ предложений.

(приложение 5)

Организует практическую, коррекционную работу

Физкульминутка

Работают с карточками. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Письменная работа, работа с карточками. Применение инструкций и памятки. Взаимоконтроль

Первичное закрепление

Выполнените упр.811 ( составьте план, выпишите из 1-2 абзаца частицы со скобками).

Организует практическую, коррекционную работу


Составляют план. Работают с учебником. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Письменная самостоятельная работа. Контроль учителя

Подведение итогов. Информация о домашнем задании

- Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в слитном или раздельном написании БЫ, ЛИ, ЖЕ?

-Проверьте свои знания, выполнив тест

(Приложение 6)

Подводит итоги, обращается к целям.

- Достигли ли цели?

- Чему научились?

Частицы требуют к себе почтение, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.

-На следующем уроке мы продолжим знакомство с правильным написанием частиц

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Д/З прав стр. 150, упр. 810

Комментирует Д/З

Работают с тестом





Анализируют и оценивают результат.

Подводят итоги самостоятельно










Задают вопросы, уточняют задание

Самопроверка



Тестовые задания, взаимопроверка по образцу






Рефлексия

Организует рефлексию мотивацию своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, своего психоэмоционального состояния методом неоконченных предложений.

(Приложение 7)

Формулируют собственное мнение, строят рассуждение

Рефлексия (метод неоконченных предложений с выбором ответа).






































































































Приложение 1

Ь

Р

Е

Н

У

Ж

А

Н

Г

Л

Л

Т

Е

Т

К

Л

И

В

И

Й

А

У

С

Ч

Т

И

С

Т

О

Я

И

Г

Ж

А

И,

О

З

Й,

Д

З

Н

Н

О

Е

Ч

В

Т

Н

И

Л

А

А

Е

Л

Б

Я

Н

И

А

Н

Я

Р

К

Н

А

Н

А

О

С

Ч

Е

О

Б

Л

О

.












Ответ: Служебная часть речи, вносит оттенки значений, служит для образования наклонений глагола.

Приложение 2 Задание

Заключите использованные в тексте частицы в ромбы, а союзы в окружности.

Первая ласточка, говорят, весны не делает. Может быть, и не делает, но объявляет. Уж коли появилась ласточка, значит, всё-таки утвердилась весна!

Что такое весна? Это тепло, ручьи, цветы, птичьи песни. А начиналась весна ещё зимой, когда солнце только повернулось на лето. С этого всё и началось.

Приложение 3

Работа с текстом.

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты – осуществятся! Были же…

БЫ, ЛИ, ЖЕ… Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой. Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ или НИБУДЬ. Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твердо помнить! Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятна. А в неслужебное время… О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! Этого вы никогда не прочтете в тексте.

- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы такое сказала!

Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да и нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию. (…)

Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете! Попробуйте ни в чем не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!

(Ф.Кривин)






Приложение 4


ПАМЯТКА

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

( сочинительный, соединительный союз )

Частицу ЖЕ можно опустить

ТО (указательное местоимение) ЖЕ,

ТАК (наречие) ЖЕ



Приложение 5


Карточка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в словах.

1. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 2. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 3. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!


Приложение 6


Проверочный тест. Поставьте + или -.

1) Всякое дело надо любить, что(бы) его хорошо делать.

2) Стрелок поискал глазами, во что(бы) прицелиться.

3) Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его.

4) Мать плотно сжала губы, что(бы) они не дрожали.

5) Здесь то(же) преобладал горячий запах пилёного дерева.

6) Вода журчала, как вчера, и так(же) шептались кусты черемухи.

7) Ночью так(же) не было прохлады.

8) Вряд(ли) эта книга заинтересует читателей.

9) Бывает очень радостно, когда одна и та(же) примета сохраняется в лесах год за годом.

10) Петя засунул руки в карманы, покрутился равнодушно под окнами, затем так(же) равнодушно, что(бы) не возбуждать подозрение вышел на улицу.


Приложение 7

Ф И ученика

1. На уроке я работал…

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался…

коротким

длинным

4. За урок я …

устал

не устал

5.Моё настроение…

стало лучше

Стало хуже

6. Материал урока мне был…

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. Домашнее задание мне кажется…

лёгким

интересным

трудным

неинтересным



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!