СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Посуда у тебя дома»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока создать условия для формирования у учащихся навыков кистевой росписи на основе Хохломской.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Посуда у тебя дома»»

Технологическая карта урока «Посуда у тебя дома»



Класс: 3 класс

УМК: «Школа России» Б.М. Неменский

Предмет: Изобразительное искусство

Тема: Посуда у тебя дома.

Тип урока: Открытие нового способа действия.

Оборудование: ноутбук.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Путешествие по народным промыслам».

Цель: создать условия для формирования у учащихся навыков кистевой росписи на основе Хохломской.

Задачи. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по определению связи между формой, декором посуды (ее художественным образом), ее назначением и материалом.

Развивающая: создать условия для развития духовной и эмоциональной сферы, фантазии и воображения, способности к созданию художественного образа.

Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к народным промыслам, эстетического отношения к окружающему миру, понимания ценности труда в жизни человека, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.

Планируемые результаты.

Предметные знания, предметные действия: Понимают связь между формой, декором посуды и ее назначением.

Овладеют навыками выразительной формы посуды и ее декорирования.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: владеют навыками работы с информацией, применяют в художественной деятельности.

Коммуникативные: умеют работать в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявляют заинтересованность к культуре народов России.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Орг. момент (1мин.)

Цель. Создать благоприятную обстановку для восприятия новоо материала.

- Здравствуйте! Подравнялись, улыбнитесь друг другу подарите хорошее настроение, я надеюсь, что это настроение у нас продержится на протяжении всего урока. Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, краски, кисти).


Проверяют готовность к уроку


II Акт. знаний (2 мин)

Цель. Способствовать усвоению новых знаний учащихся.

- Обратите внимание на экран. (Слайд 1)

Русский художник Б.М. Неменский говорил:

«Создание каждой вещи – это большая работа. Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

- Как вы понимаете это выражение?

Размышляют над выражением








- Высказывают свои мнения


III Мотив. к деятельности

Сообщение темы и цели урока (2 мин)

Цель. Создать условия для мотивации учебной деятельности.

Посмотрите на предметы зрительного ряда. (на столе выставка разной посуды)

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?

У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».

Рассматривают выставку посуды.



Предполагают тему урока





Личностные:

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.


IV Работа по теме урока (35 минут)

Цель. Способствовать формированию знаний о народных промыслах









































Физминутка (2 мнуты)



























































Практическая работа

- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.

(Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике.)

- Посуда бывает разной.  А из каких материалов делают посуду? 


- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? 

 В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома. (Слайд 2 )

А бывает металлическая посуда: алюминиевая,  чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской  посуды, выполненной из золота.  Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув. Гончарные тарелки, крынки использовали в каждой крестьянской семье. А в русской печи все готовили в чугунках (чугунных горшках) или глиняной посуде. (Слайд 3)

 - Рассмотрим 2 чашки для чая. (смотрят изделия )

 Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.

-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?

- Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.

-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?

Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. (Слайд 4)

 Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.

Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).

- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?

Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А  мы сегодня познакомимся с посудой из большого торгового села Хохлома Нижнегородской губернии.

(У учащихся на партах лежат памятки, с помощью которых они знакомятся с историей возникновения Хохломы)

- Ребята, прочитайте внимательно, обратите внимание на характерные черты данной росписи и ее особенности. Народные умельцы большого торгового села Хохлома Нижнегородской губернии начали особым образом расписывать деревянные изделия. Вещи, изготовленные нижнегородскими мастерами, были так хороши, что ими пользовались даже в царских палатах.

В 12 в хохломская посуда стала очень популярной и в России, и за ее границами. В 1916 году в городе Семёнове открылась школа художественной обработки дерева. С тех пор Семёнов считается «столицей» Золотой Хохломы.

Хохломские изделия расписаны узорами из кудрявых травинок, ягод, листьев и цветов. Узоры выполняются вручную и поэтому никогда не повторяются: хоть что-то да изменит художник в следующей работе – или по-другому расположит завитки, или чуть изменит изгиб веточки.

В хохломской росписи используются только золотой, красный и черный цвета.

Старинный способ золочения деревянных изделий практически без изменений сохранился до наших дней.

- Чем знаменита Хохлома? Где зародилась Хохлома?

- В каком веке хохломская посуда была стала очень популярна?

- Какие узоры характерны для хохломской росписи? Как их выполняют?

- А какие цвета характерны для росписи?



- Я предлагаю рассмотреть схему росписи изделия и описать этапы росписи. (Слайд 5)
Выполняют
1. Тонирование поверхности золотистым цветом.
2. Прорисовка орнамента.
4. Роспись элементов орнамента.
- А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.
- Сегодня мы будем расписывать изделия.
- У вас на столах имеются заготовленные тарелочки. У них уже есть начальный фон.
Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи.
(Слайд 6).
Включаю музыку.

- На доске вы можете увидеть образцы узора, который можно использовать в своей росписи.

- Вспоминаем наш план работы над росписью. Что начинают делать первым делом народные умельцы?

- Нам необходимо сделать наброски узора, затем сделать фон, а потом украсить наш узор цветом.

Называют предметы, которые видят перед собой





- Дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.


- Дерево

















Делают выбор




Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная


- Сервиз



Знакомятся с определением







Мастер Изображения, Украшения, Постройки



- На заводах








Работают с памятками.





























- Хохлому использовали в царских палатах. Зародилась она в Нижнегородской области, в селе Хохлома.

- Для данной росписи характерны травные узоры.

- Для хохломы характерен, желтый, черный, красный и зеленый цвета.

Рассматривают схему росписи.














Получают заготовки






Рассматривают узоры





- Делают наброски узора

Предметные:

Сравнивать форму и  украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

Осознавать  нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.

















Регулятивные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
























































Личностные:

1. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

2. Воспитывать духовно-нравственные качества через приобщение к культуре русского народа.

3. Развивать доброжелательность, доверие и внимательность, готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи одноклассникам.

Познавательные:

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.


Предметные: Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.


V Подведение итогов (2 минуты)

Цель. Актуализировать полученные знания во время урока.

- Чем сегодня занимались?

- С какой росписью мы познакомились?

- В какой области зародилась хохлома?

- Показываем выставку работ.

- Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.


- Расписывали тарелки

- Хохломской

- Хохлома зародилась в Нижнегородской области


VI Рефлексия (1 минута)

Цель. Формировать умение проводить самооценку своей деятельности

Оценить свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд 7)
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты выполнил работу?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? 
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
– Как бы ты оценил свою работу?

Оценивают свои работы

Метапредметные: -Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!