СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Походы Батыя на Русь

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения (РКМ)

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Походы Батыя на Русь»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Долькина Елена Владимировна


г. Минусинск МОБУ «Лицей№7»


Учитель истории и обществознания


История


Класс 6


Походы Батыя на Русь, урок 1


Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в.


8. Цели урока / Задачи урока:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

а) рассмотрение этапов татаро-монгольских нашествий на Русь, основные направления;

б) определение причин поражения русских войск.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

а) воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере героизма русского народа и на примере его борьбы с монгольскими завоевателями;

б) воспитание уважительного и толерантного отношения к другим национальностям и народам.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствование развитию критического мышления обучающихся; развитию навыков работы с картой, текстом параграфа; умению вычленять причинно-следственные связи; работать самостоятельно, в парах, в группах; выполнять проблемные задания, анализировать, систематизировать, делать выводы.

Тип урока: Урок обобщения и усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения (РКМ)

  1. Формы работы учащихся:

Индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

  1. Необходимое оборудование: историческая карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, мультимедийный видеопроектор, презентация по теме.



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

4

5

6

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Включаются в работу.

1 мин.

2.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Слова учителя:

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: чистыми полями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными. Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.



Вопрос классу: почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? – после ответов учеников озвучивается тема - Походы Батыя на Русь

Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.

Предлагают тему урока.


3 мин.

3.

Проверка и актуализация знаний (стадия вызова).

Проблематизация (создание учителем проблемной ситуации)

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что в цивилизационном плане монголы существенно отставали от своих соседей и завоёванных ими в будущем народов. На основании этого формулируется исходное противоречие и учебная задача: почему более отсталые монголы смогли завоевать сильные государства в Азии и Европе?

Вопрос классу: скажите, а можно ли сравнить уровень развития Руси и монгольских племен?

Учащимся предлагается вспомнить последствия политической раздробленности, охарактеризовать взаимоотношения русских княжеств с кочевыми соседями.

Возможный ответ детей: монголы к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства. А Русь являлась оформленным государством.

Дети размышляют.

Примерный ответ. Раздробленность Руси, раздоры князей мешали объединить усилия в войне против врага.

2 мин.

4.

Изучение нового материала. Стадия осмысления

1.Рассказ учителя: «Образование монгольской империи. Чингисхан».

Основателем первого монгольского государства является Чингисхан (при рождении ему было дано имя Темучин). Он родился в 1155г на берегу р. Онон в Монголии в семье Есугей бахадура. Отец Чингисхана – Есугей бахадур, в 1155г напав на племя татар, захватил в плен их предводителя Темучина, в последующем так назвал своего сына. Когда Темучину было 9 лет его отец погиб в схватке с монгольским племенем татар (электронная презентация «Чингисхан»). В 1206 г. на курултае Темучина избрали всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином имя Чингисхан, что означает «великий хан». Курултай – это общемонгольское собрание, высший орган государственной власти (обычно курултай созывался весной или осенью). Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы». «Яса» - основной закон государства, который разработал Чингисхан. Установив жесточайшую военную дисциплину Чингизхан для удобства контроля, разделил всех подданных на 10,100,1000, 10 000 (тумены), под страхом смертной казни им было запрещено переходить в другую десятку.

2. Рассказ учителя (мотивация).

Работа с картой (историческая карта «Нашествие монголов на Русь») рассказ о разделе Чингисханом монгольской империи на улусы между сыновьями, о переходе земель старшего сына Джучи к Батыю, внуку Чингисхана, о начале первого похода Батыя на Русь в 1235 г., о завоевании Волжской Булгарии в 1236 г. В 1237 г. войско Батыя двинулось к Рязанскому княжеству.





Слова учителя к классу: назовите имя хана, пропущенного в схеме







Групповая работа: «Фишбоун»

Исходное противоречие: завоеватели, кочевые племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, разгромили самое сильное русское княжество.

Учебная задача: почему монголы победили русские княжества?

1.Слушают учителя, записывают в тетради







































2.Систематизация материала





ФИЗМИНУТКА (Физкультминутка перед выступлением групп Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд).

Выступление групп

3. Задание учащимся. Внимательно слушать сообщения учащегося (опережающее задание) о первом походе Батыя на Русь.

По ходу рассказа делать краткие тезисы и ответить на вопросы. (задание к классу по сообщению 1 учащегося). Ученик – рассказывает о первом походе Батыя на Русь. Свой рассказ сопровождает показом на карте захваченных Батыем городов.

Нашествие Батыя на Русь

Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов»

Карта «Нашествие монголов на Русь»

Вопросы: Опишите героическую оборону Козельска, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение.

4.Разноуровневые задания учащимся: работа с источником «Повесть о разорении Рязани Батыем».

ТВЕРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ВЗЯТИИ МОНГОЛО-ТАТАРАМИ РЯЗАНИ

В лето 6746 (1237). Послали своих послов, женщину-чародейку и двух татар с ней, к князьям рязанским в Рязань, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, каждого десятого из людей и из коней... и десятой части из всего. Князья же рязанские... и муромские, и пронские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю. Вышли они против татар на Воронеж и так ответили послам Батыя: «Когда нас всех не будет в живых, то всё это ваше будет». ...А к великому князю Юрию во Владимир послали рязанские князья своих послов, прося помощи или чтобы сам пришёл постоять за землю Русскую. Но великий князь Юрий не внял мольбе рязанских князей, сам не пошёл и не прислал помощи, хотел он сам по себе биться с татарами...

Поганые же татары начали завоёвывать землю Рязанскую, и осадили Рязань, и огородили её острогом месяца декабря в шестнадцатый день. Князь же Юрий Рязанский заперся в городе с жителями, а князь Роман отступил к Коломне со своими людьми. И взяли татары приступом город двадцать первого де-кабря... убили князя Юрия Ингваревича с его княгинею, а людей умертвили... И, перебив людей, а иных забрав в плен, татары зажгли город.

(вопросы по источнику). (Методы активного чтения).

Вопросы и задания к документам. Какие требования выдвинули татары рязанским князьям? Как поступили рязанские князья, узнав о монгольском нашествии? О чём свидетельствует отказ владимирского князя прислать войско для отражения монгольского нашествия? Какова была судьба Рязанского княжества?

4 мин.









































1мин.





4 мин.









2 мин.



3 мин.











2 мин.



























3 мин.













2 мин.

























3 мин.


5.

Применение нового знания.

Учитель: сохранение интереса к теме (предлагает учащимся расположить в хронологической последовательности события).

Обобщение полученных сведений: расположи в хронологической последовательности события.

Используя карту «Монгольское нашествие», расставьте в правильной последовательности отрывки из русских летописей.

1. ...С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых (темник — начальник над «тьмою» — десятитысячного войска). Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...

2. ...Потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошёл Всеволод, сын Юрьев, внук Всеволода, против татар, и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве...

3. ...Той же осенью пришли из восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский, и перебили оружием (всех жителей) от старца и до юного и до сосущего младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнём и всю землю их пленили...

4. ...Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили её до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли, и князя убили...

5. ...И пошли безбожные татары на (реку) Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом, и Владимиром, и с мужами своими пошёл против поганых и встретились оба (войска), и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками...

6. ...В субботу Мясопустную начали... татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки (стенобитные орудия), а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот...

1. Сколько княжеств и земель прошли монголы, вторгшись в Северо-Восточную и Южную Русь?

2.Чем монгольское войско в выгодную сторону отличалось от русского?

3.Что общего между событиями на реке Калке и вторжением Батыя на Русь?

5 мин.

6.



Итог урока


Учитель: практическое задание «Причины побед монгольских ханов» - в течение 4 минут подумайте и заполните недостающие части кластера.




















1.Заполнение кластера учащимися. Используют знания, полученные на стадии осмысления.

Ученики находят свои варианты ответов



В ходе фронтального опроса учащиеся называют свои суждения.

Заслушивание ответов (поиск ответов на поставленные вопросы)





4 мин.













2 мин.

7.

Рефлексия

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.

Организация обсуждения: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Достигли ли мы поставленной цели?


Анализируют свою деятельность по достижению цели. Делятся своими впечатлениями от работы на уроке



Я сегодня…

2 мин.

8.

Домашнее задание.




П. 18. Вопросы к параграфу.

Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору).


2 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!