4. | Изучение нового материала. Стадия осмысления | 1.Рассказ учителя: «Образование монгольской империи. Чингисхан». Основателем первого монгольского государства является Чингисхан (при рождении ему было дано имя Темучин). Он родился в 1155г на берегу р. Онон в Монголии в семье Есугей бахадура. Отец Чингисхана – Есугей бахадур, в 1155г напав на племя татар, захватил в плен их предводителя Темучина, в последующем так назвал своего сына. Когда Темучину было 9 лет его отец погиб в схватке с монгольским племенем татар (электронная презентация «Чингисхан»). В 1206 г. на курултае Темучина избрали всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином имя Чингисхан, что означает «великий хан». Курултай – это общемонгольское собрание, высший орган государственной власти (обычно курултай созывался весной или осенью). Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы». «Яса» - основной закон государства, который разработал Чингисхан. Установив жесточайшую военную дисциплину Чингизхан для удобства контроля, разделил всех подданных на 10,100,1000, 10 000 (тумены), под страхом смертной казни им было запрещено переходить в другую десятку. 2. Рассказ учителя (мотивация). Работа с картой (историческая карта «Нашествие монголов на Русь») рассказ о разделе Чингисханом монгольской империи на улусы между сыновьями, о переходе земель старшего сына Джучи к Батыю, внуку Чингисхана, о начале первого похода Батыя на Русь в 1235 г., о завоевании Волжской Булгарии в 1236 г. В 1237 г. войско Батыя двинулось к Рязанскому княжеству. Слова учителя к классу: назовите имя хана, пропущенного в схеме Групповая работа: «Фишбоун» Исходное противоречие: завоеватели, кочевые племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, разгромили самое сильное русское княжество. Учебная задача: почему монголы победили русские княжества? | 1.Слушают учителя, записывают в тетради 2.Систематизация материала ФИЗМИНУТКА (Физкультминутка перед выступлением групп Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд). Выступление групп 3. Задание учащимся. Внимательно слушать сообщения учащегося (опережающее задание) о первом походе Батыя на Русь. По ходу рассказа делать краткие тезисы и ответить на вопросы. (задание к классу по сообщению 1 учащегося). Ученик – рассказывает о первом походе Батыя на Русь. Свой рассказ сопровождает показом на карте захваченных Батыем городов. Нашествие Батыя на Русь Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов» Карта «Нашествие монголов на Русь» Вопросы: Опишите героическую оборону Козельска, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение. 4.Разноуровневые задания учащимся: работа с источником «Повесть о разорении Рязани Батыем». ТВЕРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ВЗЯТИИ МОНГОЛО-ТАТАРАМИ РЯЗАНИ В лето 6746 (1237). Послали своих послов, женщину-чародейку и двух татар с ней, к князьям рязанским в Рязань, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, каждого десятого из людей и из коней... и десятой части из всего. Князья же рязанские... и муромские, и пронские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю. Вышли они против татар на Воронеж и так ответили послам Батыя: «Когда нас всех не будет в живых, то всё это ваше будет». ...А к великому князю Юрию во Владимир послали рязанские князья своих послов, прося помощи или чтобы сам пришёл постоять за землю Русскую. Но великий князь Юрий не внял мольбе рязанских князей, сам не пошёл и не прислал помощи, хотел он сам по себе биться с татарами... Поганые же татары начали завоёвывать землю Рязанскую, и осадили Рязань, и огородили её острогом месяца декабря в шестнадцатый день. Князь же Юрий Рязанский заперся в городе с жителями, а князь Роман отступил к Коломне со своими людьми. И взяли татары приступом город двадцать первого де-кабря... убили князя Юрия Ингваревича с его княгинею, а людей умертвили... И, перебив людей, а иных забрав в плен, татары зажгли город. (вопросы по источнику). (Методы активного чтения). Вопросы и задания к документам. Какие требования выдвинули татары рязанским князьям? Как поступили рязанские князья, узнав о монгольском нашествии? О чём свидетельствует отказ владимирского князя прислать войско для отражения монгольского нашествия? Какова была судьба Рязанского княжества? | 4 мин. 1мин. 4 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. 3 мин. |