СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Водород как химический элемент и простое вещество. Получение водорода»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Водород как химический элемент и простое вещество. Получение водорода»»



Технологическая карта урока по теме

«Водород как химический элемент и простое вещество. Получение водорода»

Лапшина Вера Анатольевна ,

МАОУ лицей №21г. Иваново

Уроки «открытия» нового знания построен на использовании цифровых образовательных ресурсов, иллюстративных материалов интернет-ресурсов, авторской презентации учителя, и предполагает формирование представлений о водороде как о химическом элементе и простом веществе – неметалле. Использование ИКТ на данном уроке усиливают мотивацию изучения предмета, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицирует процесс обучения, делает его более интересным и познавательным.

https://www.nasa.gov/image-feature/goddard/2021/hubble-gazes-at-a-cluster-full-of-cosmic-clues

https://www.youtube.com/watch?v=Vgo-_gcQmhY

https://www.mozaweb.com/ru/Search/global?search=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4&lexikontypeid=3D

Продолжительность использования цифрового образовательного ресурса на уроке 5-7мин;

Цели урока: создать условия формирования универсальных учебных действий в процессе систематизации, развития знаний учащихся и их метапредметной интеграции материала с астрономией, физикой; продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Задачи урока:

  • изучить состав и строение молекулы водорода, физические свойства и способы получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам и способу получения (предметный результат);

  • продолжить развивать умение самостоятельно определять цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности, умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);

  • сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Уроки «открытия» нового знания


Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Цель: настрой учащихся на работу, организация внимания

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Деятельность 1. Обращает внимание учащихся на отсутствии темы урока на доске, а значит необходимости ее самостоятельного формулирования

Деятельность 1.Необходимость самостоятельной формулировки темы и задач урока

Мотивационный

Цель: сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Слайд 1. (анализ информации)

Деятельность 1. Химия - это наука … часть естествознания. Какие еще науки можно к отнести к естествознанию? В науке для просвещенного человечества существует всего три вопроса: как появилась Вселенная, как в ней зародилась жизнь и как живое научилось думать. Чтобы разобраться в столь глобальных темах, мыслить нужно масштабно, не в рамках какой-либо одной конкретной науки.

Деятельность 1.

В виде диалога с учителем отвечают на поставленные вопросы

Деятельность 2.

Чтобы понять откуда взялся строительный материал для материи элементарные частицы, надо отправиться в далекое прошлое,но ведь машины времени существуют только в фантастических фильмах…самая мощная машина времени сегодня это американский телескоп «Хаббл», который вращается на орбите более 30 лет, с помощью этого телескопа можно заглянуть на двенадцать миллиардов лет назад.

Что изображено на этих снимках

1. Гигантская спиралевидная галактика (из чего она состоиит?)

2. Примеры таких галактик: Мле́чный Путь , Галактика Андромеды , Галактика Треугольника

Деятельность 2.

Знакомяться со снимками сделанными с телескоп «Хаббл», анализируют информацию, отвечают на вопросы.


Деятельность 3. Пойманные «Хабблом» излучения, тщательно изучают астрофизики и астрохимики, которые воссоздали зарождение вселенной на основе теории Большого взрыва. Просмотр видеофрагмента: Теория Большого взрыва. Давайте подведем итог уведенному: протоны, нейтроны и электроны появились на свет в момент рождения вселенной, сразу после большого взрыва, из них сформировались атомы простых веществ –гелия и водорода, которые по-прежнему остаются самыми распространенными веществами Вселенной. А остальной набор химических элементов продолжает рождаться в звездах.

Объектом нашего изучения сегодня является простой элемент, состоящий из всего одного электрона и одного протона и не перестает удивлять нас богатством своих свойств и сложностью поведения. Какой это элемент?

Направляет детей на формулирование темы урока.

Основываясь на алгоритме ранее изученных веществ подводит учащихся к созданию плана изучения водорода, корректирует план. Химические свойства и области применения будут рассмотрены на следующем уроке.


Деятельность 3.Просмотр видео о теории Большого взрыва.

Анализируют просмотренное видео и отвечают на вопросы : протоны ,нейтроны и электроны появились на свет? Из них сформировались атомы каких простых веществ?

Формулируют тему урока.

Основываясь на алгоритме ранее изученных веществ составляют план изучения водорода:

1. Распространенность в Во Вселенной

и в земной коре.

2. История открытие водорода

3. Положение химического элемента водорода в ПС.

4. Простое вещество – водород

- состав и строение молекулы

- физические свойства

- химические свойства

- способы получения

5. Области применения



Этап формирования нового знания

Слайд 2-7. (анализ информации, самоконтроль по образцу)

Цель: Организация построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач различного типа.

Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач различного типа.

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Деятельность 1.Приступаем к изучению темы «Водород» по составленному плану.

1. Распространенность в Во Вселенной

и в земной коре. В природе водород практически всегда связан с другими элементами, чаще с кислородом (например, в воде) и углеродом (в органических соединениях), входит в состав нефти, природных газов, всех живых организмов. Свободный водород встречается в вулканических газах, но легкий газ быстро покидает атмосферу, уходя в космическое пространство.

Деятельность 2.

2. История открытие водорода

Дополнение учителем:

Русский термин «водород» предложил химик Михаил Соловьёв в 1824 году — по аналогии с «кислородом» Ломоносова.

В середине XIX века началась новая эпоха в астрономии: благодаря работам Густава Кирхгофа и Роберта Бунзена появился спектральный анализ, позволивший определять химический состав и физические параметры газа в астрономических объектах. Астрономы быстро оценили новую возможность, и 1860-е годы стали временем бурного расцвета звездной спектроскопии.

Деятельность 3.

3.Положение химического элемента водорода в ПС. Задание: Используя знания о строении атомов и зависимости строения атома от положения элемента в ПС запишите в тетрадь состав и строение атома водорода, найдите аргументы объясняющие положение водорода в главной подгруппе I группы и главной подгруппе VII группы Периодической системы. Сформулируйте вывод.














Деятельность 4.

4. Простое вещество – водород

Задание: используя знания о типах химической связи, запишите молекулярную и структурную формулу водорода, укажите тип химической связи. Дайте классификацию химической связи по плану: по полярности , по кратности, по способу перекрывания электронных облаков, по механизму образования.

С помощью программы Mozaik education организует самоконтроль выполненному заданию.

Деятельность 5.

5) Физические свойства Используя текст учебника на стр.136-137 опишите физические свойства водорода по плану:

1. Агрегатное состояние.

2. Оптические свойства: цвет, блеск, прозрачность.

3. Органолептические свойства: запах, вкус.

4. Температуры плавления и кипения.

5. Растворимость в воде.





Деятельность 6.

6). Получение водорода

1. Какие способы собирания водорода вы можете предложить, зная его химические свойства?

Как правильно сконструировать прибор для собирания водорода методом вытеснения воздуха?

Как можно обнаружить наличие в сосуде водорода?

Учитель организует проведение лабораторного опыта №19 «Получение и распознавание водорода» (стр.141 учебника) совместное обсуждение промышленных способов получения водорода, запись уравнений реакций.

15 июня 1785 года физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье хотел перелететь на шаре Ла-Манш, но шар загорелся, и Розье погиб со своим спутником Роменом. Чтобы создать водород Шарль использует реакцию серной кислоты с железными опилками. Для наполнения водородом шара диаметром менее 4 метров, изобретателям понадобилось около четырех часов, более полутонны железных опилок и около четверти тонны серной кислоты.

Ответьте на вопрос в чем причина этой страшной трагедии?

В 1991 г. Международный астрономический союз присвоил имя Пилатра де Розье кратеру на видимой стороне Луны.Кратер Пилятр ,смотрим слайд.

Вплоть до 1937 года, кода в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно ….чем?

Деятельность 1.

1. Распространенность в Во Вселенной

и в земной коре. По диаграммам и графикам представленным на слайде записывают значения в тетрадь.









Деятельность 2.

2. Откройте учебник на стр.141, прочитайте раздел «Открытие водорода» и ответьте на вопрос: кто и когда открыл водород? Обсуждение данного вопроса.











Деятельность 3.

3. Выполняют задание. Самоконтроль по образцу и корректировка ответа по необходимости. В атоме водорода имеется положительно заряженное ядро (+1), 1 протон и один электрон. Электронная формула 1s1.Водород занимает в периодической системе двойственное положение, в связи с особенностями строения атома. Наличие на внешнем и единственном энергетическом уровне одного электрона в атоме водорода делает его похожим на щелочные металлы. Водород, подобно щелочным металлам, отдает единственный электрон и проявляет степень окисления +1. (IA). Подобно атомам галогенов, водороду не хватает одного электрона до завершения внешнего энергетического уровня, поэтому он способен присоединить один электрон и проявлять степень окисления -1. (VIIA).





Деятельность 4.

4. Простое вещество – водород

Учащиеся записывают молекулярную и структурную формулу водорода, указывают тип химической связи. Н2 ; Н-Н ковалентная неполярная химическая, одинарная, сигма связь, обменный механизм образования.

С помощью программы Mozaik education осуществляют самоконтроль, выполненного задания и корректировку ответа по необходимости.





Деятельность 5.

5) Физические свойства (Примерный ответ на слайде).

Водород — бесцветный нетоксичный газ без запаха и вкуса. Молекула водорода не полярна. Поэтому силы межмолекулярного взаимодействия в газообразном водороде малы. Это проявляется в низких температурах кипения (-252,6 0С) и плавления (-259,2 0С).
Водород легче воздуха, D (по воздуху) = 0,069;  незначительно растворяется в воде (в 100 объемах H2O растворяется 2 объема  H2). 

Осуществляют самоконтроль, выполненного задания и корректировку ответа по необходимости.

Деятельность 6.

6) Получение водорода

Используя знания о способах получения газообразных веществ отвечают на вопросы:

1. Метод вытеснения воздуха и воды

2. Пробирка приемник дном вверх

3. При внесении в пробирку с водородом горящеей лучины раздается хлопок (глухой хлопок-чистый водород, «лающий» хлопок –смесь с воздухом

Учащиеся вспоминают правила ТБ, проводят лабораторный опыт и участвуют в совместном обсуждении промышленных способов получения водорода, записывают уравнения реакций. 1) в лаборатории: Zn + H2SO4 = Zn SO4 + H2 2) в промышленности водород в настоящее время получают: а) из углеводородов: СН4 = С + 2Н2 б) взаимодействием угля с водой: С + Н2О = СО + Н2 в) метана с водой: СН4 + Н2О = СО + 3Н2 г) электролизом воды: 2Н2О = 2Н2 + О2



В смеси с воздухом водород взрывоопасен и в соотношении 2:1 называется «гремучим газом».

С тех пор аэростаты заправляют гелием.

Этап первичного контроля знаний

Цель: консультирует учеников при выполнении типовых задач по новой теме.

Цель: Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Деятельность 1.

Ребята, у каждого из вас на парте тест по теме «Водород» (Приложение). Работаете самостоятельно. Выберите один правильный ответ. Ответ запишите в виде последовательности цифр. Проверим тест и поставим себе оценки. Правильные ответы на слайде. Критерии оценки на слайде: «5» - 0 ошибка «4» - 1-2- ошибки «3» - 3-4 ошибок «2» - 5.

Деятельность 1.

Учащиеся выполняют задание индивидуально проводят самоконтроль проверяют и выставляют оценки.

Этап подведения итогов урока и рефлексии

Цель: Подводит учащихся к осознанию результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала. Задачи этапа - содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, 3 формулировке выводов, определению перспектив работы над учебным материалом; дифференцировать домашнее задание, объяснить его выполнение.

Цель: Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Деятельность 1.

Обычно, чтобы подчеркнуть значимость того или иного элемента говорят, если бы его не было , то случилось бы…

Чтобы случилось если бы не было водорода…

Что случилось бы если бы водород закончился…

Деятельность 2.

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. В начале урока мы составили план изучения темы «Водород». Все ли пункты этого плана мы выполнили?

Довольны ли вы своим результатом?

Деятельность 1.

Учащиеся анализируют работу на уроке, отвечают на вопросы.





Деятельность 2.

Учащиеся анализируют работу на уроке, делают выводы.


Информация о домашнем задании

Разъясняет, предлагает задания на выбор


Запишите, пожалуйста, домашнее задание: §19, упр.1,5 стр. 142

Задания повышенной сложности выполняются пожеланию: Самый тяжелый из изотопов водорода- тритий- радиактивен. В какой элементпревращается радиактивный водород при β-распаде?


1. Субатомы водорода в технических и биологических системах [Текст] / В. К. Неволин. - Москва : ТЕХНОСФЕРА, 2019. - 123 с. : ил. - (Мир физики и техники). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94836-535-0

2. Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? Рассказы о веществе/Любовь Стрельникова; под редакцией Генриха Эрлиха.- М: Яуза-пресс, 2011.-208с.

3. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник/О.С.Габриелян. – 4-е изд.,стереотип.-М.-Дрофа,2016.-319 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!