Деятельность 3. Пойманные «Хабблом» излучения, тщательно изучают астрофизики и астрохимики, которые воссоздали зарождение вселенной на основе теории Большого взрыва. Просмотр видеофрагмента: Теория Большого взрыва. Давайте подведем итог уведенному: протоны, нейтроны и электроны появились на свет в момент рождения вселенной, сразу после большого взрыва, из них сформировались атомы простых веществ –гелия и водорода, которые по-прежнему остаются самыми распространенными веществами Вселенной. А остальной набор химических элементов продолжает рождаться в звездах. Объектом нашего изучения сегодня является простой элемент, состоящий из всего одного электрона и одного протона и не перестает удивлять нас богатством своих свойств и сложностью поведения. Какой это элемент? Направляет детей на формулирование темы урока. Основываясь на алгоритме ранее изученных веществ подводит учащихся к созданию плана изучения водорода, корректирует план. Химические свойства и области применения будут рассмотрены на следующем уроке. | Деятельность 3.Просмотр видео о теории Большого взрыва. Анализируют просмотренное видео и отвечают на вопросы : протоны ,нейтроны и электроны появились на свет? Из них сформировались атомы каких простых веществ? Формулируют тему урока. Основываясь на алгоритме ранее изученных веществ составляют план изучения водорода: 1. Распространенность в Во Вселенной и в земной коре. 2. История открытие водорода 3. Положение химического элемента водорода в ПС. 4. Простое вещество – водород - состав и строение молекулы - физические свойства - химические свойства - способы получения 5. Области применения |
Деятельность 1.Приступаем к изучению темы «Водород» по составленному плану. 1. Распространенность в Во Вселенной и в земной коре. В природе водород практически всегда связан с другими элементами, чаще с кислородом (например, в воде) и углеродом (в органических соединениях), входит в состав нефти, природных газов, всех живых организмов. Свободный водород встречается в вулканических газах, но легкий газ быстро покидает атмосферу, уходя в космическое пространство. Деятельность 2. 2. История открытие водорода Дополнение учителем: Русский термин «водород» предложил химик Михаил Соловьёв в 1824 году — по аналогии с «кислородом» Ломоносова. В середине XIX века началась новая эпоха в астрономии: благодаря работам Густава Кирхгофа и Роберта Бунзена появился спектральный анализ, позволивший определять химический состав и физические параметры газа в астрономических объектах. Астрономы быстро оценили новую возможность, и 1860-е годы стали временем бурного расцвета звездной спектроскопии. Деятельность 3. 3.Положение химического элемента водорода в ПС. Задание: Используя знания о строении атомов и зависимости строения атома от положения элемента в ПС запишите в тетрадь состав и строение атома водорода, найдите аргументы объясняющие положение водорода в главной подгруппе I группы и главной подгруппе VII группы Периодической системы. Сформулируйте вывод. Деятельность 4. 4. Простое вещество – водород Задание: используя знания о типах химической связи, запишите молекулярную и структурную формулу водорода, укажите тип химической связи. Дайте классификацию химической связи по плану: по полярности , по кратности, по способу перекрывания электронных облаков, по механизму образования. С помощью программы Mozaik education организует самоконтроль выполненному заданию. Деятельность 5. 5) Физические свойства Используя текст учебника на стр.136-137 опишите физические свойства водорода по плану: 1. Агрегатное состояние. 2. Оптические свойства: цвет, блеск, прозрачность. 3. Органолептические свойства: запах, вкус. 4. Температуры плавления и кипения. 5. Растворимость в воде. Деятельность 6. 6). Получение водорода 1. Какие способы собирания водорода вы можете предложить, зная его химические свойства? Как правильно сконструировать прибор для собирания водорода методом вытеснения воздуха? Как можно обнаружить наличие в сосуде водорода? Учитель организует проведение лабораторного опыта №19 «Получение и распознавание водорода» (стр.141 учебника) совместное обсуждение промышленных способов получения водорода, запись уравнений реакций. 15 июня 1785 года физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье хотел перелететь на шаре Ла-Манш, но шар загорелся, и Розье погиб со своим спутником Роменом. Чтобы создать водород Шарль использует реакцию серной кислоты с железными опилками. Для наполнения водородом шара диаметром менее 4 метров, изобретателям понадобилось около четырех часов, более полутонны железных опилок и около четверти тонны серной кислоты. Ответьте на вопрос в чем причина этой страшной трагедии? В 1991 г. Международный астрономический союз присвоил имя Пилатра де Розье кратеру на видимой стороне Луны.Кратер Пилятр ,смотрим слайд. Вплоть до 1937 года, кода в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно ….чем? | Деятельность 1. 1. Распространенность в Во Вселенной и в земной коре. По диаграммам и графикам представленным на слайде записывают значения в тетрадь. Деятельность 2. 2. Откройте учебник на стр.141, прочитайте раздел «Открытие водорода» и ответьте на вопрос: кто и когда открыл водород? Обсуждение данного вопроса. Деятельность 3. 3. Выполняют задание. Самоконтроль по образцу и корректировка ответа по необходимости. В атоме водорода имеется положительно заряженное ядро (+1), 1 протон и один электрон. Электронная формула 1s1.Водород занимает в периодической системе двойственное положение, в связи с особенностями строения атома. Наличие на внешнем и единственном энергетическом уровне одного электрона в атоме водорода делает его похожим на щелочные металлы. Водород, подобно щелочным металлам, отдает единственный электрон и проявляет степень окисления +1. (IA). Подобно атомам галогенов, водороду не хватает одного электрона до завершения внешнего энергетического уровня, поэтому он способен присоединить один электрон и проявлять степень окисления -1. (VIIA). Деятельность 4. 4. Простое вещество – водород Учащиеся записывают молекулярную и структурную формулу водорода, указывают тип химической связи. Н2 ; Н-Н ковалентная неполярная химическая, одинарная, сигма связь, обменный механизм образования. С помощью программы Mozaik education осуществляют самоконтроль, выполненного задания и корректировку ответа по необходимости. Деятельность 5. 5) Физические свойства (Примерный ответ на слайде). Водород — бесцветный нетоксичный газ без запаха и вкуса. Молекула водорода не полярна. Поэтому силы межмолекулярного взаимодействия в газообразном водороде малы. Это проявляется в низких температурах кипения (-252,6 0С) и плавления (-259,2 0С). Водород легче воздуха, D (по воздуху) = 0,069; незначительно растворяется в воде (в 100 объемах H2O растворяется 2 объема H2). Осуществляют самоконтроль, выполненного задания и корректировку ответа по необходимости. Деятельность 6. 6) Получение водорода Используя знания о способах получения газообразных веществ отвечают на вопросы: 1. Метод вытеснения воздуха и воды 2. Пробирка приемник дном вверх 3. При внесении в пробирку с водородом горящеей лучины раздается хлопок (глухой хлопок-чистый водород, «лающий» хлопок –смесь с воздухом Учащиеся вспоминают правила ТБ, проводят лабораторный опыт и участвуют в совместном обсуждении промышленных способов получения водорода, записывают уравнения реакций. 1) в лаборатории: Zn + H2SO4 = Zn SO4 + H2 2) в промышленности водород в настоящее время получают: а) из углеводородов: СН4 = С + 2Н2 б) взаимодействием угля с водой: С + Н2О = СО + Н2 в) метана с водой: СН4 + Н2О = СО + 3Н2 г) электролизом воды: 2Н2О = 2Н2 + О2 В смеси с воздухом водород взрывоопасен и в соотношении 2:1 называется «гремучим газом». С тех пор аэростаты заправляют гелием. |
Деятельность 1. Обычно, чтобы подчеркнуть значимость того или иного элемента говорят, если бы его не было , то случилось бы… Чтобы случилось если бы не было водорода… Что случилось бы если бы водород закончился… Деятельность 2. Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. В начале урока мы составили план изучения темы «Водород». Все ли пункты этого плана мы выполнили? Довольны ли вы своим результатом? | Деятельность 1. Учащиеся анализируют работу на уроке, отвечают на вопросы. Деятельность 2. Учащиеся анализируют работу на уроке, делают выводы. |