СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "В. Крапивин «Всадники со станции «Роса». Устное иллюстрирование"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "В. Крапивин «Всадники со станции «Роса». Устное иллюстрирование"»

Учитель Перякина Т.Н.

Дата 07.12.2020

Модуль (раздел) Курс внеурочной деятельности “Литературная гостиная”.

Раздел 5. Дети — герои книг

Тема урока: В. Крапивин «Всадники со станции «Роса». Устное иллюстрирование.

Цели ученика

Цели учителя

  • Иметь представление о жизни и творчестве писателя В.Крапивина;

  • Иметь представление о содержании повести «Всадники со станции Роса»;

  • Знать содержание понятия “устное иллюстрирование”;

  • Уметь выражать свои мысли и чувства с помощью устного иллюстрирования.


Цели учителя, обеспечивающие достижение предметных результатов:

  • Сформировать представление о жизненном и творческом пути писателя В.Крапивина, о содержании повести “Всадники со станции Роса”;

  • раскрыть сущность понятия “устное иллюстрирование”;

  • создать условия для развития эмоционального восприятия художественного текста повести “Всадники со станции Роса” через устное иллюстрирование.

Цели учителя, обеспечивающие достижение метапредметных результатов:

  • обеспечить условия для развития умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видео- и аудиоконтенте;

  • учить работать со справочной литературой, картами;

  • способствовать развитию умения строить диалогическое и монологическое высказывания;

  • умение слушать и вступать в дискуссии, участвовать в коллективном обсуждении проблем; в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие.

Цели учителя, обеспечивающие достижение личностных результатов:

  • развивать стремление к речевому совершенствованию;

  • содействовать формированию интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), творческих способностей и моральных качеств личности.

Опорные понятия

Новые понятия

Роман, повесть, трилогия, экранизация, рецензия.

Гражданская война, красноармеец, пионер.

Устное иллюстрирование. Переносное значение слова. Афоризм.

Карикатура, конники, Дон Кихот, мушкетеры, жандармы.

Оборудование: компьютер, презентация

https://www.canva.com/design/DAEPhAufvoI/GZnL0D8iz0w8vKv6LGGTlA/view?utm_content=DAEPhAufvoI&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton











Этапы урока

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение

Формы и виды работы

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа с фотографией. Краткая беседа о писателе.

Работа с обложкой книги. Толкование темы урока. Постановка целей урока.

Рассматривают материалы, отвечают

на вопросы: “Какие особенности обстановки комнаты писателя вы заметили на фотографии? О чем это может говорить? Что такое иллюстрация?”

Развитие навыка логического мышления. Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Оформление мыслей в устной форме.

Толкование темы, формулирование с помощью учителя целей урока.

Презентация , слайд 2





слайд 3

Актуализация знаний. Работа с обложкой книги.





Работа с цитатой.





Рассказ об основных событиях жизни А.Рыбакова и его книгах.

Обсуждение девиза писателя.

Рассматривают иллюстрацию, вспоминают события начала ХХ века (понятие “Гражданская война”).

Читают высказывание Крапивина, отмечают возможные черты характера писателя. Слушают учителя.

Подготовленный ученик рассказывает от имени писателя его биографию. Ученики рассматривают иллюстрации.

Развитие навыка активного слушания,

Навык построения речевого высказывания.



Высказывание своего предположения на основе работы с материалом.



Слушать и понимать речь других.

Презентация, слайд 3





слайд 4





Презентация, слайды 5-7

Первичное усвоение новых знаний. Знакомство с трилогией “Мальчик со шпагой”. Понятие “трилогия” (рассказ учителя).

Работа со слайдами.









Знакомство с деятельностью отряда “Каравелла” - детищем писателя. Рассказ учителя. Обсуждение текста клятвы.

Музыкальная пауза. Просмотр и обсуждение видеоролика. Работа с картой.

Читают, слушают учителя.





Интеллектуальная игра. Соотносят значение слова “каравелла” и свое понимание. Знакомятся со значением слов “карикатура” и “кавалерия”.



Выразительное чтение.





Смотрят видеоролик. (Прослушивание “Песни о каравеллах”). Отвечают на вопрос учителя, где их ровесники занимаются морским делом. Работают с картой России.

Просмотровое чтение, развитие навыка активного слушания.





Высказывание своего предположения, контроль и коррекция.



Умение работать со справочной литературой.



Развитие навыка активного созерцания и слушания.





Извлекать информацию из различных источников. Умение делать выводы и заключения, объяснять, доказывать.

Презентация, слайды 8-9





Презентация, слайды 10-13







Слайды 14-18









слайды 19-20

Слайды 21-22

Основное содержание повести. Работа с эпизодами.

Первичная проверка понимания.

(Понятие “Переносное значение слова”).



Беседа об иллюстрациях к повести.













(Физкультминутка)

Работа с памяткой “Алгоритм устного иллюстрирования”




Читают с остановками, выясняют непонятные слова, рассматривают и комментируют иллюстрации.

Отвечают на вопросы (Как появилась сказка о всадниках? Кто такие конники? Какую роль в повести играют “мушкетеры”?)

Отвечают на вопросы (Что такое иллюстрация? Удалось ли художнику передать достоверно то, что описано в произведении? - Хотели бы вы что-нибудь заменить в иллюстрации или добавить в нее? - Помогли ли вам иллюстрации понять характер героя (обстановку и т.д.)?

Предполагают, что такое устное иллюстрирование. С остановками читают и анализируют текст.

Развитие умения самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику основным действующим лицам произведения.

Высказывание своего предположения, корректировка.



Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение.



Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Слайды 23-36



(слайды 28,29)



Слайды 27-29



















Слайды 37-39

Первичное закрепление. Работа с фрагментом текста.



Работа с презентацией. Учитель обращает внимание, что экранизация повести не сохранилась. Устное иллюстрирование выбранного эпизода.









Беседа по отрывку.



Доп.задание. Анализ отрывка стихотворения Крапивина “Всадники”.





Доп.задание. Работа с афоризмом.

Выразительно читают отрывок из повести.



Отвечают на вопросы.

Пробуют “экранизировать эпизод”. Устно иллюстрируют текст с опорой на памятку.

Сравнивают свое представление этого эпизода с иллюстрацией художника.



Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопрос, что значат слова писателя “Будь всадником сам”?

Слушают чтение учителем, отвечают на вопрос, почему писатель неоднократно возвращается к образу всадников.

Отвечают на вопрос, о каких качествах характера может говорить этот афоризм автора.

Умение работать со справочной литературой.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Умение наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение устно иллюстрировать текст.

Понимать содержание прочитанного произведения.



Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

презентация (слайды 40-43)



Слайды 44, 45















Слайд 46





Слайд 47





Слайд 48 ,49

Подведение итогов занятия. Связные ответы на вопросы по теме занятия. Знакомство с рецензией на книгу, с идеей присвоить имя писателя воздушному судну (Обзорно).

Беседа.



Осуществление рефлексии.




Отвечают на вопрос, какие нравственные уроки повести они запомнили, как можно встретиться с ушедшим писателем, актуальна ли повесть Крапивина в наши дни.

Отвечают на вопрос «Хотел бы я иметь такого друга, как Сергей, и почему?» и подвопросы.

Оценивают свою работу на уроке, дают оценку достигнутым результатам.

Самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику основным действующим лицам произведения.

Понимать содержание и нравственный пафос произведения.

Навык построения речевого высказывания.

Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.

Слайды 50-54,











Слайды 56-59.

Информация о домашнем задании. Учитель предлагает посетить указанные ресурсы и рассказать семье о писателе Владиславе Крапивине и деле всей его жизни.


Слушают учителя. Отвечают на вопрос, появилось ли желание прочитать/прослушать книгу/ посмотреть кинофильм.

Развитие навыка активного слушания.

Развитие навыка участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свое мнение.

Слайды 55, 60.



Авторская Презентация к уроку "В.Крапивин. «Всадники со станции Роса. Устное иллюстрирование"  - можно скачать по ссылке на сайте «Мультиурок».


ПДФ-файл содержит активные ссылки, но не поддерживает аудио-  и видеофрагменты. Презентацию с фрагментами МР4 смотрите здесь:

https://www.canva.com/design/DAEPhAufvoI/GZnL0D8iz0w8vKv6LGGTlA/view?utm_content=DAEPhAufvoI&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!