Технологическая карта урока по теме "Сложение чисел с разными знаками"
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики
(Конспект урока математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»)
Магометова Хадижат Назиевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №1 с. Кизляр, Моздокский р-он, РСО – Алания.
Предмет: математика
Класс:6
Базовый учебник:«Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений», учебник под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова 20-е издание, Москва МНЕМОЗИНА 2009 г.
Тема урока:«Сложение чисел с разными знаками»
Тип урока:изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие
Организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению правила сложения чисел с разными знаками. Сформировать умение складывать числа с разными знаками.
Развивающие
Формировать познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).
Формировать регулятивные действия (целеполагание; планирование; прогнозирование).
Формировать личностные УУД (действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания).
Формировать коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Воспитательные
Воспитывать культуру общения.
Воспитывать внимательность, активность и настойчивость в достижении цели.
Прививать навыки самостоятельной работы.
Необходимое оборудование:
Учебник по математике для 6 класса, рабочие листы.
Компьютер, проектор.
Рабочие тетради по математике.
Презентация по теме урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Презентация к уроку (слайды) |
1.Организационный | Проверка готовности учащихся и классного помещения к проведению урока. | Приветствие учителя. Организация рабочего места. | Личностные. Регулятивные. | |
2. Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний) | - Как называются данные числа: 3; -4,7; -2; -3; 10; 0,15; -2,5; 6; 63; -25? - Какое ключевое понятие объединяет данные числа? | - Положительные и отрицательные числа. - Числа с разными знаками. | Познавательные. Общеучебные. | |
- Назовите как можно больше слов или выражений связанных с понятием чисел с разными знаками? - Багаж знаний по теме «Числа с разными знаками» достаточно большой. | - Модуль - Координатная прямая - Сравнение | |
- Прочтите запись: │20│,│-15│, │-7│, │4│, │3│, │-5│ - Что такое модуль числа? - Найдите модуль этих чисел. | - Модуль чисел: 20, -15, -7, 4, 3, -5 - Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). │20│= 20,│-15│= 15, │-7│= 7,│4│ = 4, │3│ = 3, │-5│ = 5 | |
- Выполните действия: 20 +(-15) -7 + 4 3+ (-5) - Как будете это выполнять? | Используя координатную прямую складывают данные числа: 20 +(-15) = 5 -7 + 4 = -3 3+ (-5) = -2 | | |
- Выполните сложение: -2009 + 31,5 - Сможете вы найти сумму этих чисел с помощью координатной прямой? - Какие могут возникнуть трудности? | - С помощью координатной прямой такой пример решить трудно. | |
3. Целеполагание. Постановка задач урока. | - Какая возникла проблема? - Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия? - Следовательно, тема нашего урока (формулируют дети) - А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться? - Значит цель нашего урока. - Каким образом мы можем выйти из затруднения? | - Как сложить числа с разными знаками не используя координатную прямую. - Сложения чисел с разными знаками. - Тема урока «Сложение чисел с разными знаками». - Складывать числа с разными знаками без координатной прямой. - Научиться складывать числа разными знаками. - Можем посмотреть правило в учебнике, можем попробовать сформулировать сами. | Регулятивные: целеполагание, планирование. | |
4. «Открытие нового знания». Первичное восприятие и усвоение нового материала. | - Вернемся к началу устной работы: 20 +(-15) = 5; -7 + 4 = -3; 3+ (-5) = -2 - Внимательно посмотрите на получившиеся результаты и попытайтесь сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовем гипотезой. - Сверим вашу гипотезу с правилом в учебнике: стр. 191. | 1.Из большего модуля вычесть меньший. 2. Поставить знак большего модуля. | Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные. | |
| -Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности: -2009 + 31,5? - Как сложить эти два числа, используя открытое вами правило? (Проговоритьправило). - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно ученым обозначили проблему, наметили цель, выдвинули гипотезу и открыли новое правило. | -2009 +31,5 = -1977,5 | . | |
5. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Применение нового знания в условиях выполнения упражнений и решения задач. | - Разберём еще один пример, используя опорную схему: 85 + (-25). - Определите, с какими знаками складываются числа? - По какому правилу можно сложить числа с разными знаками? | - С разными знаками. - Из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля. | Познавательные. Общеучебные | |
Выполните сложение чисел с разными знаками с применением правила и проговариванием вслух: 16 + (- 47); -5,6 + 2,4; 8,8 + (- 4,2); -1,75 + 8,25. | С объяснениями обучающиеся выполняют вычисления: 16 + (- 47) = - 31; -5,6 + 2,4 = - 3,2; 8,8 + (- 4,2) = 4,6; -1,75 + 8,25 = 6,5. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль и оценка. | Самостоятельная работа. Вам предлагается решить несколько примеров по вариантам. Каждому ответу соответствует буква. Если вы решили правильно, то получится слово. | Обучающиеся выполняют самостоятельную работу. | Регулятивные: сличение с образцом, самоконтроль, самооценка. | |
Проверьте свои результаты: у первого варианта получилось слово КИТАЙ, а у второго – ИНДИЯ. | Самопроверка по эталону. | |
| Историческая справка: Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как “имущество”, а отрицательные как “долг”. Затем отрицательные числа заинтересовали индийских математиков уже в 7 веке, и индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: “Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности”. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637 г.). | | Познавательные. | |
7. Рефлексия деятельности. | Итак, подведем итог урока: - какая цель была у нас сегодня на уроке? - Была ли она достигнута? - Пополнили пучок знаний новым фактом. | - Познакомились с правилом сложения чисел с разными знаками. Научились применять это правило при решении различных примеров. | Личностные: смыслообразование. | |
| - Продолжи фразы: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке мне понравилось… Для открытия нового правила мы… - Конечно размышляли. - А что эффективнее: получать готовую информацию или размышлять самим? - Спасибо за сотрудничество. | (Листы самооценки) | Регулятивные: оценка деятельности. | |
8. Домашнее задание. | 1. Выучить правило сложения чисел с разными знаками (стр. 191). 2. Составить 3 различных задачи на применение нового правила и решить их. | | | |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам.
Форма урока выбрана с учетом возрастных особенностей.
Логика урока соответствует его типу -урок первичного предъявления новых знаний.
Этапы уроков взаимосвязаны,соблюдается логическая последовательность.
В соответствии с поставленной целью и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Начало урока. Организационный момент.
Начало урока помогает нацелить и настроить учеников на предстоящую работу.
2. Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний).
Созданы условия для формирования у учащихся положительной мотивации к получению новых знаний.
3. Целеполагание. Постановка задач урока.
Создание проблемной ситуации: как сложить числа с разными знаками, не используя координатную прямую? Формулируются тема и цель урока.
4.«Открытие нового знания». Первичное восприятие и усвоение нового материала.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.
5.Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Применение нового знания в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Выявляются пробелы первичного усвоения материала, коррекция пробелов.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль и оценка.
Первичный контроль.
7.Рефлексия деятельности.
Используются листы самооценки. Такая форма помогает поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учения, у учащихся формируется самокритичность в оценке своей собственной деятельности.
8.Домашнее задание.
Домашнее задание оптимального объема с доступным инструктажем.
В соответствии с требованиями к современному уроку применялись методы:
1.Репродуктивный метод как элемент актуализации знаний,
2.Продуктивные методы- решение жизненных задач,
3.Образовательные технологии:
-проблемное обучение (велась работа над проблемой),
-технология оценивания,
-здоровьесберегающие (чередовались виды деятельности).
Считаю, что поставленная цель и задачи урока были достигнуты.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М., «Мнемозина», 2011.
2. Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. – М., «Мнемозина», 2010.
3. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., «Мнемозина», 2004
4. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов – М., «Мнемозина», 2009
5. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Серия: Методическая лаборатория. – М., «Учитель», 2013
5. Материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org
nsportal.ru
http://www.zavuch.info