Предмет/класс | Русский язык, 2 класс |
Учитель | Шагимарданова Р.Р., учитель начальных классов МАОУ «Политехнический лицей» имени Героя Советского Союза И.И. Стрельникова, первая квалификационная категория |
Тема | Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
УМК | УМК «Школа 2100» Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. |
Тип урока | ОНЗ. Урок разработан в технологии деятельностного метода |
Формы организации познавательной деятельности | Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Цель урока | Развитие умения ставить вопросы к словам, которые называют признаки предмета. |
Задачи урока | Познакомить с ролью имен прилагательных в речи; показать связь между именами прилагательными и существительными; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах. |
Дидактическая структура урока. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. Физминутка . 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 10. Домашнее задание. |
Оборудование и материалы | Компьютер, мультимедиа проектор, карточки с домашним заданием, карточки с загадками, листочки с деформированным текстом, магниты зеленые и желтые для рефлексии, |
Используемые образовательные ресурсы | Печатные: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык: Учебник для 2 класса, изд. Баласс Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс, изд. Баласс Рабочая программа «Школа 2100» по русскому языку, 1-4 класс ЭОРы, ЦОРы: Презентация к уроку созданная учителем Богомоловой Г.Г.. в программе Micrsoft Offce Power Point. Физминутка Ссылки на использованные интернет - ресурсы: Шаблон презентации http://pedsovet.su/load/393-1-0-37764 Кластер «Внешность человека» trendautoparts.com |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационные технологии; - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов; - личностно-ориентированное обучение; - групповая технология; - здоровьесверегающие технологии; - элементы технологии развития критического мышления; - исследовательская деятельность. |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Звучит музыка (шум леса, пение птиц). - Что мы слышим? (Красивое пение птиц, шум леса и т.д.) - Мы все любим красивое, потому что мы добрые, умные, трудолюбивые, и сами можем творить красоту. Мин. чистописания. - Откройте тетради по чистописанию: д, дд, ддд, дддд (с проговариванием). - Оцените свою работу. На полях поставьте соответствующий кружок. Девиз урока. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ»). Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке. Составим план: Повторение. Пробное действие. Выясним, что мы не знаем. Найдем способ справиться с затруднением. Потренируемся. Оценим свой труд. - Все настроены на интересную работу? Готовы к открытию новых знаний? | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) -умение слушать и понимать речь других (К). -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового) Орфографическая минутка. Язык, карандаш, погода, ребята, хороший, артист, собака, мороз. Придумайте задание. (Поставить ударение, объяснить и обозначить орфограммы.) Задание на пробное действие -Найдите лишнее слово. Почему? Докажите. -Задайте вопрос к каждому слову и определите часть речи. -У всех ли слов вы смогли определить часть речи? -Какое слово вызвало у вас затруднение? - Попробуйте заполнить таблицу, которая лежит перед вами на парте: Часть речи. | | Что обозначает? | | На какие вопросы отвечает? | | Пример | | У кого нет результата? Что теперь вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.) | -Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П) -Представлять информацию в виде таблицы. (П) -Выявлять сущность, особенности объектов. (П) -На основе анализа объектов делать выводы. (П) -Обобщать и классифицировать по признакам. (П) - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р). |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Какое задание вы должны были выполнить? - Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (мы не знаем, какая часть речи отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие?) - Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем) Молодцы, вы смогли определить своё затруднение. | - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р) -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р) - Развиваем умение слушать и понимать других.(К) - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) - Оформлять свои мысли в устной форме.(К) - постановка и формулирование проблемы (П); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения. | Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? -Какую цель мы поставим на уроке? Определим цели нашего урока. ( На доске слова - помощники) Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….) - Для достижения цели вам поможет план: - Посмотрите в таблицу, на какие вопросы мы должны ответить. Какая это часть речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? - Ответив на эти вопросы, сможем ли мы привести примеры слов и правильно задать к ним вопросы? | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). - построение речевых высказываний (П); - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);- постановка и формулирование проблемы (П); |
5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания | На экране написаны слова: Небо, сладкая, холодный , голубое, карандаши, ягода, ветер , цветные. - Прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают. Запишем их в столбик. что? небо что? ягода что? ветер что? карандаши - Что обозначают имена сущ. (ПРЕДМЕТ) -Придумайте задание к остальным словам. (Найти пару, составить словосочетание) что? небо голубое что? ягода сладкая что? ветер холодный что? карандаши цветные Запишем в тетрадь. Задайте вопрос от имени существительного к подобранным по смыслу словам . что? небо голубое какое? что? ягода сладкая какая? что? ветер холодный какой? что? карандаши цветные какие? Что называют слова, подобранные к именам существительным (описывают цвет, вкус, признак предмета). Как вы думаете, что обозначают подобранные к именам существительным слова? (признаки) Работа по учебнику стр. 52. Заполнение таблицы. - А какие важные признаки предметов вы знаете? Вкус Цвет Запах Внешний вид Ширина Высота Качество -Слова, называющие признаки предметов, «раскрашивают» текст; помогают лучше представить картину, нарисованную словами; украшают и раскрашивают предметы, которые прилагаются к нему. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Как вы думаете, называется эта часть речи? (имя прилагательное). Заполнение таблицы. Теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов? Выполните эту работу. - Вы справились с затруднением? Поиграем: Я буду называть имена существительные, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные Дом (какой?), трава (какая?), арбузы (какие?), море (какое?) - Где в жизни пригодятся нам прилагательные? -Чтобы закрепить полученные знания, что нужно сделать? (Потренироваться) | развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). - Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П). - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - построение логической цепи рассуждений (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - построение речевых высказываний (П); |
Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью | Давайте немного отдохнем, снимем усталость и напряжение. Как только зазвучит музыка, повторяйте движения за сказочными героями. Но есть два условия: во-первых, нельзя мешать другим ученикам, а во-вторых, как только музыка стихнет, вы все сразу должны сесть на свои места. (Презентация «Музыкальная физминутка») | - установка на здоровый образ жизни (Л); |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях, формирование навыка употребления имен прилагательных в речи. | Работа в парах. -Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре? (Памятка на доске) Памятка «Правила работы в парах»: Работать должны оба Один говорит, другой слушает Если не понял – переспроси Своё несогласие высказывай вежливо | На доске текст. Прочитайте текст. Докажите, что это текст. Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев. - Представьте картину, которая нарисована словами этого текста. - Понравился ли вам текст? (он «скучный»). - Почему? (нет слов, которые «раскрашивают, оживят» текст). Посмотрите на иллюстрацию (картина на доске), как природа разукрасила парк осенью. - У вас на парте лежит лист с таким же текстом. Обсудите в паре, какие имена прилагательные можно вставить. Задайте вопросы к именам прилагательным. Дополните текст, чтобы он стал красивым. Наступила ____________осень. Светит __________солнышко. В парке лежит ___________ковёр из____________ листьев. - Зачитаем тексты, которые у вас получились. – Стал ли текст «живым»? Благодаря чему он изменился? –Сделайте вывод, какова роль имен прилагательных в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней.) | - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) - Оформлять свои мысли в устной форме.(К) - Умение работать в паре.(К) - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. | - Попробуем применить знания на практике. На экране слайд с незаконченными предложениями. -Используя имена прилагательные, распространите предложение. __________ветер срывает ______листья с _________деревьев. Слова для справок: золотые, холодный, высоких. - Докажите правильность выполнения задания. - У кого возникло затруднение при выполнении задания? - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - У кого задания не вызвали затруднений? - Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? - К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать,) | - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - построение логической цепи рассуждений (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - построение речевых высказываний (П); |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, | Работа в группах Вы должны разгадать загадку и найти в ней имена прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией. 1 группа 1. Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри: Красный, красный он внутри. 2 группа Красный нос в землю врос, А зелёный хвост – снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос 3 группа Непоседа пестрая – птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая 4 группа Хитрая плутовка – рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её ….. 5 группа Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? - Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.) – Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество.) – На какой вопрос они отвечают? (какой? какая? ...) П. Такие слова называются именами прилагательными. – Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают? Чтение правила в рамке по учебнику и сравнение его с собственными выводами детей. | - поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - управление поведением партнера (К); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - умение структурировать знания (П); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: сознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске. Продолжите мои предложения: - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Оцените свою деятельность на уроке, используя Лесенку успеха и магниты : Зелёный - Я молодец! Жёлтый – Мне надо постараться. | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); |
10. Домашнее задание. Цель: употребление имен прилагательных в речи. | Я предлагаю вам на выбор 3 варианта домашнего задания: Сочиним сказку. ПАУЧОК. Жил-был паучок. Он был совсем один и очень горевал, что у него нет друзей. Однажды он решил пойти и найти себе друзей. Была весна. … Продолжите сказку, используя как можно больше имен прилагательных. Расскажите, что могло произойти с паучком. Кластер «Опиши внешность человека». (друга, маму, папу, бабушку и т.д.) Выпиши из словаря в конце учебника имена прилагательные. Спасибо за работу на уроке. | - планирование учебного сотрудничества (К) -построение речевых высказываний (П); |