СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Окончание Смутного времени" для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по теме "Смутное время" для 7 класса. В разработке имеются задания, связанные с региональным содержанием.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Окончание Смутного времени" для 7 класса»

Житова Татьяна Ивановна МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинск


История России.

7 класс

Тема: «Окончание смутного времени».


Цель урока: на основе документов и материала из параграфа подвести итоги Смутного времени, показать роль ополчения в освобождении страны от интервентов.

Задачи урока:

Познавательные: Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

Продолжить систематизацию исто­рического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Сравнить 1 и 2 ополчение.

Регулятивные – осуществлять поиск исторической инфор­мации при работе с текстом, с картой.

Коммуникативные – излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные – формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме.

Основные даты: 1604—1618 гг. — Смутное время в России (1598-1613)

1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II

1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск

Основные понятия и термины. Земские соборы. Самозванство. Казачество, гетман.

Основные исторические персоналии. Лжедмитрий II, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, патриарх Филарет


Наглядность: карта «Россия в начале XVII века. Смутное время».


УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Под редакцией Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. М., Просвещение 2016 г.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создать мотивацию к действиям на уроке

Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя..

2

Домашнее задание.

Прокомментировать домашнее задание

§16 подготовить сообщение о подвиге Ивана Сусанина. Следующий урок будет посвящен теме «Наш край в годы Смуты»

Записывают дом.зад. в дневник.

3.

Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала

Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала





Формулирование проблемы.

1. В.Ключевский сказал, что именно бояре являются главными виновниками Смуты? Почему?

2. Почему В.Шуйскому не удалось остановить Смуту?

3. Кто поддержал восстание Болотникова И.И. и почему оно потерпело поражение?

4. Кого назвал историк Костомаров Н.И. виновниками смуты в России?

Какую цель поляки и шведы преследовали, вторгаясь на территорию России?

5. Интервенция - ? Почему в 1609 г. поляки начали открытую интервенцию?


ПОЧЕМУ ДЕНЬ 4 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ В РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК?


Отвечают на вопросы дом.зад.,










4.

Объяснение нового материала

Ход урока.



На доске выписаны основные даты.
















































































Открываем учебник на с. 21. Как называется тема нашего урока?

Дайте определение Смуты. Что из данного определения мы уже разобрали?

Продолжаем заполнять таблицу «Смутное время в России».

дата

событие

Примечание.

1609

Распад Тушинского лагеря.

-Неудача в боях со Скопиным-Шуйским.

-Уход поляков из Тушино под Смоленск к польскому королю.

-Стремление пригласить на русский престол иностранца.

Июль 1610

Приход к власти правительства Мстиславского

семибоярщина- правительство, состоящее из 7 бояр

Декабрь 1610


убийство Лжедмитрия II.


Март 1611 г.

создание 1 ополчения под руководством Ляпунова и Заруцкого

Состав:дворяне, казаки

Результат: ополчение не выполнило поставленной задачи.

Лето 1611 г.

Сдача Смоленска полякам


Осень 1611 г.

Формирование 2 ополчения Минина и Пожарского

Состав: дворяне, казаки, крестьяне, городские жители, нерусские народы Поволжья.

Февраль 1612 г.

переход ополчения в Ярославль


Июль 1612 г.

движение ополчения в сторону Москвы


22 и 24 августа 1612 г.


разгром войск гетмана Ходкевича


22 октября 1612 г.

Освобождение Китай-города


26 октября 1612 г.

Освобождение Московского кремля

Результат: Ополчение изгнало поляков из Москвы.

21 февраля 1613 г.


избрание нового царя

Окончание Смутного времени. Подвиг Ивана Сусанина.


Вспомните кого в России называли «Тушинским вором»? (Лжедмитрия II)

Почему в 1609 г. стал распадаться тушинский лагерь? Найдите в п. 1 § причины, запишите в таблицу.

Почему Лжедмитрия II продолжала поддерживать часть населения? (Единственная сила способная остановить движение поляков на Москву)


Июль 1610 – Свержение В.Шуйского. Приход к власти правительства Мстиславского (семибоярщина- правительство, состоящее из 7 бояр)

На каких условиях правительство Мстиславского заключило договор с гетманом Жолкевским? В чем суть договора? Найдите ответ на вопрос в п.2 с.22

Кто выступил против приглашения Владислава на русский престол? (часть горожан и патриарх Гермоген).

Можно ли поступок Гермогена назвать подвигом? Какова Судьба Гермогена? (умер от голода)

Какова цель посольства, возглавляемого тушинским патриархом Филаретом? Каковы результаты?


Декабрь 1610 – убийство Лжедмитрия II.


Трудные дни наступили для Российского государства…. Почему трудные?


Март 1611 г. – создание 1 ополчения под руководством Ляпунова, Заруцкого, Трубецкого в Рязани. (Найдите на карте Рязань) Назовите состав ополчения.

Восстание в Москве (рассказ учителя)

- Выполнило ли первое ополчение поставленную перед ним задачу?

Лето 1611 г. – сдача Смоленска полякам.

Осень 1611 г. – формирование 2 ополчения в Нижнем Новгороде Кузьмой Мининым и Дм. Пожарским. Определите состав ополчения.

Создание «Совета Всея Земли» - временное правительство.

Рассказ о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Февраль 1612 г. – переход ополчения в Ярославль.

Июль 1612 г. – движение ополчения в сторону Москвы. Почему? (рассказ учителя)

22 и 24 августа 1612 г. – разгром войск гетмана Ходкевича

22 октября – освобождение Китай-города

26 октября (4 ноября) 1612 г. – освобождение Кремля от поляков.


Учебник с. 26. Какое событие произошло в январе 1613 г.? (был созван Земский собор). Дайте определение, что такое Земский собор?

С какой целью его собрали? (выбрать нового царя)

Почему избрали Михаила Романова? Ведь были кандидатуры Владислава – польского королевича, Карла-Филиппа – шведского принца, сына Лжедмитрия 2- Ивана.

21 февраля 1613 г. – избрание нового царя..

Но Смута еще не завершилась. Почему? (на территории России оставались польские и шведские интервенты)

О подвиге Ивана Сусанина вы расскажете на следующем уроке.




Ищут ответы в тексте и записывают в таблицу.







































Продолжают заполнять таблицу.












Зачитывают отрывок из §


Продолжают заполнять таблицу, слушая рассказ учителя.

Состав:

Результат:

Работа с картой.










Отвечают на вопросы.








5

Закрепление материала

Решение проблемной задачи

Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?

Почему он называется День народного единства?

В каком году он стал государственным?

Формулировка вывода

6

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подвести итоги урока.

Какие еще задачи мы с вами сегодня решили на уроке?

Мы выяснили:

-почему распался тушинский лагерь.

-какую роль в освобождении Москвы сыграли 1 и 2 ополчение.

-зачем был созван Земский собор в 1613 г.

Что показалось трудным на уроке?

Оценивание.

Учащиеся участвуют в подведении итогов урока.



Дополнительный материал по теме «Наш край в годы Смуты»

Приложение 1.

«Смутой» в Русском государстве пытались воспользоваться не только скандинавские феодалы, но и западноевропейские государ­ева. Во второй половине 1612 года англий­ский капитан Томас Чемберлен представил своему королю Якову I Стюарту план порабощения Московского государства со стороны Студеного моря. Первым актом должен был стать захват Архангельска тысячей английских солдат. Этот химерический проект получил одобрение правительства Велико­британии, и 24 июля 1612 года в Архангель­ске высадилась небольшая партия иност­ранных вояк с «английскими немцами» во главе. Вслед за ней должен был прибыть от­ряд из 20 капитанов и ротмистров и 100 сол­дат. Этот грабительский поход преподносился Англией как стремление помочь России в борьбе с Польшей.

Командование второго ополчения разобра­лось в хитросплетениях новоявленных «союз­ников» и решительно отказалось от их «ус­луг», заявив представителю ландскнехтов «немчину» Якову Шаву, что «оборонимся от польских людей и сами Российским государ­ством...». Всем иноземцам было велено вер­нуться за море и больше не приходить в Московское государство, дабы убытков себе не чинить. Руководители ополчения потребо­вали от воевод северных городов не впускать иностранцев в глубь страны, чтобы они не занимались шпионажем. Архангельским вла­стям вменялось в обязанность охранять по­бережье «и смотреть накрепко, чтоб с воин­скими людьми корабли к Архангельскому го­роду не пришли и безвестно лиха не учи­нили».


  1. Какой план представил Чемберлен своему королю Якову 1 Стюарту?

  2. Какой ответ был дан англичанам руководителями 2 ополчения?

  3. Какие меры обороны Севера должны были предпринять воеводы северных городов?


Приложение 2.

В начале XVII в. на Россию обрушилась польско-шведская интервенция. Историки выделяют три периода этой экспансии: 1604 — первая половина - 1608 г.; вторая половина 1608 г. — 1612 г.; 1613 — 1619 гг. Сначала военные действия интервентов не затронули территории Поморья. Участие поморов в борьбе с иноземным нашествием выразилось лишь в поставке «даточных» людей в правительственные войска и несении тяжелых повинностей военного времени.

Второй период борьбы с иноземцами характеризовался активностью се­верного посадского населения и крестьянства в освобождении русских земель. Поморы вынужденно признали власть самозванца Лжедмитрия II. В ноябре - декабре 1608 г. против врагов поднялись жители Поморья, поддержавшие вы­ступление населения Поволжья. Центром сопротивления стала Вологда. Фор­мировались отряды на Двине, Ваге, в пермских и вятских уездах. Поморы ока­зали посильную помощь боярину, талантливому полководцу М.В. Скопину- Шуйскому, двинувшемуся после заключения договора со Швецией (28 февраля 1608 г.) к Москве. В начале 1610 г. его войско, значительную часть которого составляли ополчения поморских и северных «замосковных» уездов и горо­дов, разгромило «тушинцев» , 2 марта 1610 г. войско М.В. Скопина-Шуйского вошло в Москву.

В сентябре 1610 г. шведы начали открытую интервенцию страны, осадив город Корелу. Поморье поддержало вновь формируемое ополчение (конец 1610 - начало 1611 г.) финансами и людьми, оказало существенную помощь К. Минину и Д. Пожарскому, «Совету всея земли» в освобождении Москвы от поляков.

Период 1611 — 1619 гг. был для Поморья самым тяжелым. Шведы оккупи­ровали часть Новгородско-Псковского края, земли Заонежских и Лопских по­гостов. В феврале - марте 1611 г. они высадились на Кузовых островах в Бе­лом море, но приступить к Соловкам не решились. Осенью того же года шве­ды разорили волость Толвую в Заонежье, но были разбиты отрядами местных крестьян. В 1614 г. между соловецкими пастырями и правителями восточно-­шведских провинций было заключено перемирие.


  1. Какую помощь оказали северяне в борьбе с интервентами на первом этапе Смутного времени?

  2. С кем пришлось сражаться поморам на 2 этапе Смутного времени?

  3. Каковы успехи жителей Поморья в борьбе с интервентами?


Приложение 3.

Отброшенные от Москвы отряды поляков и бывших «тушинцев» в 1612 г. устремились на Север с целью грабежа богатых поморских городов. Один из отрядов под предводительством Бобовского 12 — 15 декабря 1612 г. штурмо­вал Каргополь, затем вышел на Северную Двину. 22 января 1613 г. отряд Я. Яр­кого разграбил Сольвычегодск, но был отброшен к Галичу. Отряд Барышпольца и Сидорки численностью в две тысячи человек в ноябре 1613 г. двинулся на реку Онегу, прошел мимо Каргополя и достиг реки Емцы, где понес серьезные потери в сражении под Емецком. 6 декабря 1613 г. поляки подошли к Холмогорам и, потерпев неудачу при осаде посадов, двинулись на реку Вагу. Основ­ная часть интервентов прошла мимо Архангельска, разорила Николо-Корельский монастырь, посады Неноксу, Луду и Уну. Потерпев поражение под Сум­ским острогом, они ушли в Заонежские погосты. Грабительские набеги поля­ков, литовцев и украинских казаков продолжались вплоть до 1619 г.



  1. Какие интервенты устремились на север в 1612 г.?

  2. Каковы успехи интервентов?

  3. Почему они не пошли к Архангельску?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!