СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Начало правления Ивана Грозного".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока № 1 по теме "Начало правления Ивана Грозного" для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Начало правления Ивана Грозного".»

Житова Татьяна Ивановна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска


История России.

7 класс

Тема: «Начало правления Ивана IV».


Цель урока: Дать представление о начальном периоде правления Ивана Грозного и о факторах, повлиявших на становление его личности.

Задачи урока:

Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой.

Объяснять причин и значение принятия Иваном IV царского титула.

Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия

Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения.

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV.


Познавательные. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, систематизировать материал в таблицу, формулировать и обосновывать выводы).

Регулятивные – формирование уважительного отношения к истории своего Отечества. Владеть базовыми знаниями о закономерностях российской истории.

Коммуникативные – работать в группах, излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные – формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме; первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества.

Основные даты: 1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

1538—1547 гг. — период боярского правления

1547 г. — принятие Иваном IV царского титула

1549 г. — первый Земский собор

Основные понятия и термины. Избранная рада. Реформы. Сословно-представительная монархия. Земские соборы.

Основные исторические персоналии.

Государственные и военные деятели: Елена Глинская. А. Ф. Адашев, Иван IV Грозный, Сильвестр (Медведев). Протопоп Сильвестр. А.М. Курбский.


Наглядность: карта «Русское государство в 16 в».


УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Под редакцией Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. М., Просвещение 2016 г.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создать мотивацию к действиям на уроке

Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя..

2


Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала

Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала

Проверка дом.зад. из § 5 Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в начале XVI века и какие из них удалось решить?

Оцените политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству. Что было главной целью их действий.

Покажите на карте территории, которые отошли к России в первой четверти XVIвека.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы..

3

Объяснение нового материала.



Формулирование проблемы.

К концу урока, приведите аргументы, доказывающие, что в начальный период правления Ивана Грозного в России стала складываться сословно-представительная монархия.

Осмысление поставленной задачи.



Ход урока.

1.Таблица.

дата

событие

значение

1533-1538

Правление Е.Глинской

Заключила в темницу Юрия Дмитровского

Расправилась с удельным князем Андреем Старицким

Провела реформы: денежную, ввела единые меры веса и длины для всего государства.

Воевала с Литвой 1534-1537 гг., отстояла Себеж и Заволочье.

1538-1547

Боярское правление

Борьба за власть между боярами

1547

Венчание на царство

Значительно укрепило верховную власть, уравняло Ивана IV с византийским императором и ордынским ханом.

Поднимало международный авторитет России.

1547

Московское восстание

Причины: злоупотребления, беззаконие, взяточничество бояр. Ухудшение положения широких слоев населения. Пожар в Москве.

Последствия: начало проведения реформ.

1547

Избранная рада

Круг талантливых государственных деятелей. Занимавшихся разработкой реформ. Адашев А.Ф.,

Сильвестр, И.М.Висковатый, А.Курбский и др.

1549

Земский собор

Первое собрание представителей для русских земель, созванное для обсуждения преобразований в стране.

Василий III оставил сыну единое Российское государство и проблемы на юго-восточных рубежах, которые предстояло ему решить. Но в 1533 г. его сыну исполнилось всего 3 года. Перед своей смертью Василий назначил опекунский совет, состоящий из влиятельных бояр, которые должны были приобщить его к государственным делам и к самостоятельному правлению к 15 годам.

Задания для 1 группы. Прочитать п.1§ 6 ответить на вопрос: Что сделала Е.Глинская, для удержания престола за своим малолетним сыном и дальнейшей централизации государства. Что сделали бояре-опекуны? Ответы запишите в таблицу.

Задания для 2 группы. Прочитать пункт 2 и представленный отрывок об Иване IV. Что повлияло на формирование личности Ивана IV, что сделало его жестоким, подозрительным и мнительным?

Задания для 3 группы. Каких 3 важных события произошли в 1547 г.? Есть ли разница в понятиях «Государь Всея Руси» и «Царь». Сформулируйте ответ и запишите в таблицу. Запишите причины и последствия 2 события 1547 г. О каком 3 событии идет речь?


Задания для 4 группы. Земский собор. Прочитать документ на с. 50. Платонов С.Ф. «О земском соборе». Какие выводы вы сделали, исходя из содержания текста. Какие слои общества представлены на соборе? Можно ли Земский собор назвать собором примирения. Почему без этого примирения нельзя было начать реформы в стране?

Работа в группах. Каждая группа получает задание.

По ходу проверки работы обучающиеся составляют хронологическую таблицу.



4

Закрепление материала

Решение проблемной задачи

Ответ на проблемный вопрос.

Дайте определение понятию «сословно-представительная монархия».

Сформулируйте общий вывод к уроку.

С реформами Избранной рады мы познакомимся на следующем уроке.

Формулировка вывода. 5 мин.

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подвести итоги урока, выявить затруднения, возникшие у учащихся.

-Достигли ли целей, которые поставили перед собой?

-Что показалось трудным на уроке?

Учащиеся участвуют в подведении итогов урока.

6

Домашнее задание

Прокомментировать домашнее задание

§ 6 до реформ Ивана IV. Поработать с документами на с. 48. Подготовить сообщение об одном из деятелей Избранной рады. (использовать ресурсы интернета или литературу)

Запись дом.зад.

























Первое послание Ивана Грозного Курбскому.



Когда же суждено было по божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное, остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами — никто нам не помогал; осталась нам надежда только на бога, и на пречистую богородицу, и на всех всятых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца и воевод перебили! Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделяли. …. Тем временем князь Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе. А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея, и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; и на церковь руку подняли; свергнув с престола митрополита Даниила, послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. Нас же с единородным братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет — ни как родитель, ни как опекун, и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бесчестные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначили не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. …. А о казне наших дядей что говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так или иначе, и делали..








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!