СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме : "Линзы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме : "Линзы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме : "Линзы"»

Тема урока : «Линзы. Оптическая сила линзы».


Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и первичного закрепления)

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «линза», «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы»; формировать умение объяснять взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением.

Планируемые результаты

Предметные: научатся различать линзы по внешнему виду; определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение.

Метапредметные:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы;

регулятивные – самостоятельно формулировать познавательную задачу;

коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: способность к ориентации в меняющемся мире; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержания деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.Проверка домашнего задания

Способствует проверке домашнего задания в парах.


Задание. Угол между отраженным лучом и преломленным 100 градусов. Чему равна сумма углов падения и преломления?

Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оцениваю домашнюю работу одноклассников.

Решение. α + 100 + β =180 α + β = 180- 100 80

Уметь оценивать достижения других людей

II.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Предлагает учащимся определить загаданное слово, которое является ключевым на сегодняшнем уроке.

З-Л-Н-И-А

Предлагает найти ассоциации к слову «линза». Полученные слова и словосочетания анализируются, и делается общий вывод.

Вопрос запуска постановки учебной задачи.

- Достаточно ли у вас знаний о линзах?

Формулирует учебную задачу:

- Исследовать оптическую силу линзы.

Отгадывают задуманное слово: линза.




Составляют ассоциативный ряд к слову линза:

- Глаз, телескоп, оптика, бинокль, очки, увеличение, фотоаппарат, свет, зрение, луч.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания

III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Прочитайте тему урока.

- Как бы вы сформулировали задачи урока исходя из темы урока?

- Что бы вы изменили в предложенных мной задачах урока?

- Чему вы хотели бы научиться?

Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока:

- Усвоить смысл понятий «линза», «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы»;

- научиться объяснять взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу

IV.Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Насколько тема урока важна для меня?

- Что от меня ожидают родители и учитель?

- Что необходимо делать на уроке?

- Почему я буду прикладывать все усилия, чтобы достигнуть целей урока?

Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности.

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации

V. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Организовать обсуждение проблемных вопросов:

- Как можно управлять световыми пучками?

- Как изменить направление светового луча?


Объясняет учащимся:

Виды линз. Линзами называют прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Линзы бывают двух видов – выпуклые и вогнутые.

Линза, у которой края намного тоньше, чем середина, является выпуклой.

Линза, у которой края толще, чем середина, является вогнутой.

Оптический центр линзы. Главное фокусное расстояние.

Всякий луч, проходящий через центр линзы, не изменяет своего направления, то есть не преломляется линзой. Поэтому данную точку называют оптическим центром линзы, а всякую прямую, проходящую через центр, - оптической осью линзы.

Световые лучи можно пропускать через линзу в двух направлениях. Поэтому линза имеет два главных фокуса, симметричных относительно центра линзы. Расстояние от оптического центра линзы до одного из главных фокусов называют главным фокусным расстоянием линзы, и его обозначают буквой F.

Оптическая сила линзы. Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы обозначается буквой D.

Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле: D=

За единицу оптической силы принята диоптрия (дптр).

1 диоптрия – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м. Если фокусное расстояние линзы меньше 1 м, то оптическая сила будет больше 1 дптр.

В случае, когда фокусное расстояние больше 1 м, ее оптическая сила меньше 1 дптр.

Поскольку у рассеивающей линзы фокус мнимый, то условились считать ее фокусное расстояние отрицательной величиной. Тогда и оптическая сила рассеивающей линзы будет отрицательной.

Оптическую силу собирающей линзы условились считать положительной величиной.



Обсуждают проблемные вопросы.

Предлагают свои идеи.

Строят предположения.

Осознают потребность в получении дополнительной информации.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают учителю вопросы.

Заполняют таблицу.

Понятия

Понимаю (+)/не понимаю(-)

Могу объяснить(+)/затрудняюсь объяснить (-)

Линза



Выпуклая линза



Вогнутая линза



Фокус линзы



Фокусное расстояние линзы



Мнимый фокус



Рассеивающая линза



Оптическая сила линзы



Диоптрия





Выражать свои мысли в соответствии с задачей

VI.Закрепление изученного материала

Организовывает беседу по вопросам.

- Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?

- Какую величину называют оптической силой линзы?

- Как называется единица оптической силы?

Отвечают на вопросы.

- Линза, у которой более выпуклые поверхности, имеет более короткое фокусное расстояние, так как сильнее преломляет свет.

- Оптической силой линзы называют величину, обратную ее фокусному расстоянию.

- Единица измерения оптической силы – диоптрия.

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

VII. Решение заданий

Задание. Оптическая сила линзы – 1,6 дптр. Каково фокусное расстояние этой линзы? Можно ли с ее помощью получить действительное изображение?

Самостоятельно решают задания.

Решения:

Оптическая сила и фокусное расстояние – взаимообратные величины.

D= , значит F = 1/1,6 = 0,625 м

Знак «минус» значения оптической силы говорит о том, что линза рассеивающая, значит действительное изображение с ее помощью получить нельзя.




Развивать умение самостоятельно принимать решения

VIII.Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

- Было интересно …

- Мне было сложно понять …

- Я задумался (-ась) над …

- У меня появилось желание …

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

IX. Домашнее задание

§68 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание в тетрадь

Формировать навыки самоорганизации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!