Программа, автор(ы) | УМК «Школа России» Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – М.: Просвещение, 2012. |
Класс | 2 класс 1 Часть 1(1 полугодие) |
Раздел (содержательная линия) | «Русские писатели» |
Тема урока | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает |
Цели урока | Формирование личностного и ценностного отношения к чтению в произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» |
Основное содержание урока | На основе технологии формирования типа правильной читательской деятельности формирование умения анализировать литературное произведение и определение нравственного содержания понятия «уважение». |
Термины и понятия | Автор, жанр, герой, портрет |
Планируемый результат |
Личностные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Предметные умения |
Л1:обладаю развитой мотивацией учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересован в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2: есть рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Л3: развита сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости. | М1: научусь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления. М2: умею планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. М3: умею грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать ее. | П1:умею читать целыми словами, выразительно П2:понимаю заглавие произведения П3: определяю особенности жанра П4: даю характеристику героям произведения П5:сумею создать свой собственный текст на основе художественного произведения |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Русский язык | 1 Учебник «Литературное чтение» 2класс 2 Классная доска 3Мультимедийный проектор 4.Компьютер 5.Портрет 6.Аудиозапись 7 Дерево | - фронтальная работа с классом; - индивидуальная работа учащихся. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: организационный момент Цели деятельности: проверить эмоциональную готовность к уроку Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М3 |
Включение обучающихся в деятельность. Разрешите начать мне урок. Я хочу, чтобы был он вам впрок, Предлагаю размышлять, Доказывать, думать и рассуждать. - Каждый урок для нас открытие чего- либо нового, интересного, познавательного, даже необычного. – Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Начните со слов: – А что необходимо чтобы все на уроке получилось? – Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила класса: Не бойся ошибиться – Ведь ты пришёл учиться, Не унывай, не мучайся – Ведь на ошибках учатся! | Обучающиеся слушают учителя. - На листах (у каждого он есть) пишут: « Я ожидаю…» . -Обучающиеся называют предметные умения -Дети проговаривают правило наизусть все вместе. |
Название этапа: антиципация. Работа с текстом до чтения Цели деятельности: формирование умения предполагать содержание по заглавию текста, фамилии автора Планируемый результат: Л3, М1, М3,П2, П3 |
Учитель, организуя диалог, предлагает ответить на вопросы: – (Портрет писателя) Вы узнали этого писателя? А что вам известно о его творчестве? Любимая тема писателя – это тема дети. – (На доске) Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. -А как вы поняли значение пословицы? -Ребята, а как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, мы поговорим о уважительном, добром, внимательном, бережном, чутком отношении в семье к близким людям. | Обучающиеся рассказывают о писателе то, что они узнали на предыдущих уроках, а также дополняют самостоятельно изученным материалом (урок по творчеству Л. Н. Толстого – уже 3). - Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов. -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. - Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. - Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал. - Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, уважении, почитании старших. - Надо уважать своих родителей, любить .Родители всегда помогут…. -На листах дети записывают свои предположения: «Я думаю....». - :« |
Название этапа: работа с текстом во время чтения Цели деятельности: формирование умения смыслового чтения Планируемый результат: Л2, Л3, М1, М3, П1, П2, П3 |
Мы будем слушать это произведение в записи. Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию об этих словах? -На сколько смысловых частей можно разделить произведение ? - Какое это произведение по настроению? -Почему вы так решили? -Какие чувства вы испытали? -Можно ли эту семью назвать дружной? - А в конце произведения изменилось ваше отношение к родителям Миши? - Могло ли быть такое в семье на самом деле или это авторский вымысел? -По жанру какое это произведение? -Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы по окончании урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания. Я | - В словаре. Слушают произведение, отвечают на вопросы, высказывают предположения (произведение можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей». Определяют причины поступков, анализируют поведение героев. В листе записывают: «Я испытал…». -Басня (Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль). -В листе к концу урока мы запишем высказывания: «Я задумался …». «Я понял…». |
Физминутка Раз, два, три, четыре Кто живёт в нашей квартире? Раз, два, три, четыре, пять. Всех могу пересчитать. Мама, папа, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой, щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья. |
Название этапа: работа с текстом после чтения. Анализ образа главного героя Цели деятельности: формирование умения анализировать текст, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. Планируемый результат: Л3,М1, М 2, М3, П1, П2, П3,П4 |
- Назовите главных героев произведения. - Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? - Что случилось во время обеда за печкой? - А почему дед уронил и разбил чашку? Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик? - Почему он вздохнул и ничего не сказал? -Как вы охарактеризуете невестку? - Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего родного отца? -Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? -Что испытали родители после слов Миши? -Почему они заплакали? Получается, что Миша преподнёс им урок. -Какие слова подойдут для характеристики Миши? -Можно ли назвать эту историю поучительной? -Чему она учит? -Вернемся к началу нашего урока (пословица). -Можно сказать, что поучение, идея в произведении именно и заложена в пословице? -Старость не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом. | -Дед, невестка, сын, внучек. Ребята находят ответы по тексту и зачитывают. Ответы детей: -Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. -Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена…. -Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших…. -Он равнодушный, бездушный, подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца….. -Слова и поведение сына Миши. -Они поняли, что когда они станут старыми, их сын может так с ними и поступить. -Справедливый, добрый, умный. Ребята перечитывают эту пословицу и приходят к выводу, что автор произведения хотел их научить уважительному отношению к старости. |
Название этапа: рефлексия Цели деятельности: формирование самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими Планируемый результат: Л2, Л3 |
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Возьмите листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов: «обещаю», «постараюсь», «я хочу», « буду»… -Видите наше дерево стало ещё краше. -Что ты понял для себя, прочитав это произведение? (дети перечитывают свои предложения, записанные ранее и могут еще дополнить). – Начните свои ответы со слов: « Я задумался…»; « Я понял…». | -Дети пишут, зачитывают и крепят листики к дереву. -Учащиеся конструируют предложения, осуществляют самооценку, рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы, формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Домашнее задание |
Создать свой собственный текст о своей семье. Запишите в словарик значение слов: невестка, бранить, лоханка, слаживает. |
1. Учебник по литературному чтению для 2 класса УМК «Школа России» / Л. Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2013.
2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ .
3 Автор: Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. Издательство « Просвещение»,2013.
4. http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html