СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю при подготовке к урокам литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает "»


Технологическая карта урока литературное чтение


Программа, автор(ы)

УМК «Школа России» Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.


Класс

2 класс 1 Часть 1(1 полугодие)

Раздел (содержательная линия)

«Русские писатели»

Тема урока

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

Цели урока

Формирование личностного и ценностного отношения к чтению в произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Основное содержание урока

На основе технологии формирования типа правильной читательской деятельности формирование умения анализировать литературное произведение и определение нравственного содержания понятия «уважение».

Термины и понятия

Автор, жанр, герой, портрет

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Предметные умения


Л1:обладаю развитой мотивацией учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересован в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Л2: есть рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Л3: развита сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

М1: научусь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

М2: умею планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

М3: умею грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

П1:умею читать целыми словами, выразительно

П2:понимаю заглавие произведения

П3: определяю особенности жанра

П4: даю характеристику героям произведения

П5:сумею создать свой собственный текст на основе художественного произведения

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


Русский язык

1 Учебник «Литературное чтение» 2класс

2 Классная доска

3Мультимедийный проектор

4.Компьютер

5.Портрет

6.Аудиозапись

7 Дерево

- фронтальная работа с классом;

- индивидуальная работа учащихся.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: организационный момент

Цели деятельности: проверить эмоциональную готовность к уроку

Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М3

Включение обучающихся в деятельность.

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок,

Предлагаю размышлять,

Доказывать, думать и рассуждать.

- Каждый урок для нас открытие чего- либо нового, интересного, познавательного, даже необычного.

– Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Начните со слов:

– А что необходимо чтобы все на уроке получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила класса:


Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не унывай, не мучайся –

Ведь на ошибках учатся!


Обучающиеся слушают учителя.













- На листах (у каждого он есть) пишут: « Я ожидаю…» .

-Обучающиеся называют предметные умения


-Дети проговаривают правило наизусть все вместе.


Название этапа: антиципация. Работа с текстом до чтения

Цели деятельности: формирование умения предполагать содержание по заглавию текста, фамилии автора

Планируемый результат: Л3, М1, М3,П2, П3

Учитель, организуя диалог, предлагает ответить на вопросы:

– (Портрет писателя) Вы узнали этого писателя? А что вам известно о его творчестве?





































Любимая тема писателя – это тема дети.

– (На доске) Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

-А как вы поняли значение пословицы?

-Ребята, а как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на уроке?

-Правильно, мы поговорим о уважительном, добром, внимательном, бережном, чутком отношении в семье к близким людям.


Обучающиеся рассказывают о писателе то, что они узнали на предыдущих уроках, а также дополняют самостоятельно изученным материалом (урок по творчеству Л. Н. Толстого – уже 3).

- Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

       - Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

        - Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

-  Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, уважении, почитании старших.







- Надо уважать своих родителей, любить .Родители всегда помогут….

-На листах дети записывают свои предположения:

«Я думаю....».

-














Название этапа: работа с текстом во время чтения

Цели деятельности: формирование умения смыслового чтения

Планируемый результат: Л2, Л3, М1, М3, П1, П2, П3

Мы будем слушать это произведение в записи.

Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию об этих словах?

-На сколько смысловых частей можно разделить произведение ?

- Какое это произведение по настроению?

-Почему вы так решили?

-Какие чувства вы испытали?

-Можно ли эту семью назвать дружной?

- А в конце произведения изменилось ваше отношение к родителям Миши?

- Могло ли быть такое в семье на самом деле или это авторский вымысел?

-По жанру какое это произведение?

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы по окончании урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания.

Я





















- В словаре.


Слушают произведение,

отвечают на вопросы, высказывают предположения (произведение можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».

Определяют причины поступков, анализируют поведение героев.

В листе записывают: «Я испытал…».



-Басня (Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль).

-В листе к концу урока мы запишем высказывания:

«Я задумался …».

«Я понял…».

Физминутка

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.






Название этапа: работа с текстом после чтения. Анализ образа главного героя

Цели деятельности: формирование умения анализировать текст, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.


Планируемый результат: Л3,М1, М 2, М3, П1, П2, П3,П4

- Назовите главных героев произведения.

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- А почему дед уронил и разбил чашку?

Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

- Почему он вздохнул и ничего не сказал?







-Как вы охарактеризуете невестку?

- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего родного отца?


-Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду?

-Что испытали родители после слов Миши?

-Почему они заплакали?

Получается, что Миша преподнёс им урок.

-Какие слова подойдут для характеристики Миши?

-Можно ли назвать эту историю поучительной?

-Чему она учит?

-Вернемся к началу нашего урока (пословица).

-Можно сказать, что поучение, идея в произведении именно и заложена в пословице?

-Старость не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом.










-Дед, невестка, сын, внучек.

Ребята находят ответы по тексту и зачитывают.











Ответы детей:

-Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку.

-Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена….

-Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших….

-Он равнодушный, бездушный, подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца…..


-Слова и поведение сына Миши.

-Они поняли, что когда они станут старыми, их сын может так с ними и поступить.


-Справедливый, добрый, умный.




Ребята перечитывают эту пословицу и приходят к выводу, что автор произведения хотел их научить уважительному отношению к старости.

Название этапа: рефлексия

Цели деятельности: формирование самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими

Планируемый результат: Л2, Л3

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.

Возьмите листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов: «обещаю», «постараюсь», «я хочу», « буду»…

-Видите наше дерево стало ещё краше.

-Что ты понял для себя, прочитав это произведение? (дети перечитывают свои предложения, записанные ранее и могут еще дополнить).

– Начните свои ответы со слов:

« Я задумался…»;

« Я понял…».

-Дети пишут, зачитывают и крепят листики к дереву.
















-Учащиеся конструируют предложения, осуществляют самооценку,

рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Домашнее задание

Создать свой собственный текст о своей семье.

Запишите в словарик значение слов: невестка, бранить, лоханка, слаживает.

Список использованной литературы:

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса УМК «Школа России» / Л. Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2013.

2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ .

3 Автор: Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. Издательство « Просвещение»,2013.

4. http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!