СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Кислоты как электролиты"(9 кл)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  учащиеся приобретают знания  о  кислотах в свете теории электролитической диссоциации

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Кислоты как электролиты"(9 кл)»


Технологическая карта урока

Предмет – химия

Учитель : Шипилова В.М.

Класс- 9

Базовый учебник __ Кузнецова Н. Е. Химия: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н.Н. Гара и др. –М.: Вентана –Граф, 2012.


Тема урока: Кислоты как электролиты

Цель урока: учащиеся приобретают знания о кислотах в свете теории электролитической диссоциации

Задачи урока: 1. Образовательные:

- раскрыть понятие о кислотах в свете ТЭД;

- обеспечить изучение общих свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации;

- продолжить формирование знаний учащихся о ряде напряжения металлов.

-продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот;

- совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами;

2. развивающие:

- развивать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи

- развивать умение обобщать и делать выводы на основе эксперимента;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки

- создание условий для развития у учащихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

3. воспитательные:

- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; работать в группе;

- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и выполнении химического эксперимента

- способствовать формированию умений управлять собой, своим поведением

Критерии достижения цели урока: ученик должен-

ЗНАТЬ:

- определение кислот как электролитов

- общие химические свойства кислот

УМЕТЬ:

- писать ионные уравнения (полные и сокращенные)

- наблюдать и делать выводы на основе эксперимента

- делать опыты с соблюдением правил техники безопасности

ВЛАДЕТЬ:

- навыками работы с таблицей растворимости

- навыками работы с рядом напряжения металлов

Тип урока: урок изучения нового материала (урок «открытия» нового знания)

Методы обучения: активные методы обучения-

- лабораторная работа в сочетании с беседой;

- работа в группах

Необходимое оборудование:__штативы с пробирками, шпатель, спиртовка, спички, зажим для пробирок, инструктивные карточки с заданиями.

Реактивы: гранулы цинка, магниевая лента, железные опилки, медь, оксид магния (крист.), оксид алюминия, оксид меди, хлорид бария (раствор), карбонат натрия (раствор), серная кислота (1:10), гидроксид натрия, сульфат меди (раствор), растворы индикаторов: метиловый оранжевый, лакмус.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

1

Организационный этап- самоопределение к деятельности
Время: 1-2 мин

 Приветствует класс, отметка в журнале об отсутствующих учениках

 Приветствуют учителя, готовятся к уроку

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Этап актуализации знаний
Время: 5- 8 мин

1. Фронтальный устный опрос класса: - что такое электролитическая диссоциация - какие вещества называются электролитами, неэлектролитами - на какие группы можно разделить электролиты по степени диссоциации, приведите примеры.

2. Предлагает выполнить задание: выбрать формулы кислот из предложенного списка веществ, дать им названия, написать уравнения их диссоциации

1. Устная фронтальная работа- ответы на вопросы учителя



2. Выбирают формулы кислот из предложенного ряда веществ (ряд: KOH, Al(OH)3, HCl, Na2O, СuS, H2SO4, Ba(NO3)2, HNO3;

Называют кислоты, записывают уравнения диссоциации

Познавательные: рефлексивные УУД; знаково-символические действия; логические УУД; анализ объектов с целью выделения признаков. регулятивные (осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

коммуникативные (владение диалогической формой речи),

3

Мотивация и целеполагание (формулировка цели урока с помощью учеников)

Время: 3-4 мин

Представление ученикам интересных фактов о кислотах: 1. Это вещество есть у каждой хозяйки на кухне. С его помощью «гасят» соду или делают вкус некоторых блюд более острым

2. Это вещество обладает великолепными вкусовыми свойствами, а также используется в парфюмерной и косметической промышленности. Максимальное ее количество содержится в лимонах

3. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников

- О каких веществах идет речь в каждом эпизоде?

-Как вы думаете, какой класс неорганических веществ мы сегодня будем изучать?

Определите цель нашего урока (на доске или на слайде ключевые слова:

Что? Какие? Как будем изучать?)

- на ваших столах вы видите оборудование и реактивы, как вы думаете, для чего они поставлены?

Записывает на доске тему урока, сформулированную учениками

Восприятие информации учителя, понимание того, о каких веществах идет рассказ.

Ответы на вопросы: -в каждом эпизоде речь идет о кислоте (называют ответы)

1-й факт- уксусная кислота,

2-й факт- лимонная кислота

3-й факт- муравьиная кислота

( дополняют друг друга)

Значит, будем изучать класс кислот - оборудование и реактивы необходимы нам для проведения эксперимента

-эксперимент поможет доказать свойства кислот

Формулируют тему и цель урока с помощью всего класса и учителя, записывают ее в тетради.


познавательные (осознанное построение речевого высказывания при формулировке познавательной цели)

коммуникативные (способность воспринимать точку зрения товарища и вести диалог, умение точно выразить свои мысли)


Регулятивные: целеполагание, планирование.


4

Этап «открытия» новых знаний
Время: 15 мин

Давайте вспомним теоретические вопросы из курса 8 класса: - какие вещества называются кислотами -какие бывают кислоты по основности и характеру кислотного остатка, приведите примеры - вспомните, с какими веществами реагируют кислоты? Направляет ход построения плана исследования свойств кислот: доказать свойства кислот можно экспериментальным путем. Я предлагаю вам разделиться для этого на 4 группы (делит класс на 4 группы (примерно по 6 человек в каждой).

1-я группа будет изучать взаимодействие серной кислоты с разными металлами,

2-я- с оксидами металлов,

3-я- с растворимыми и нерастворимыми гидроксидами

4-я- взаимодействие серной кислоты с солями и действие индикаторов на раствор кислоты

Напоминает ученикам о технике безопасности при проведении эксперимента, работе со спиртовкой, аккуратности и внимательности.

Раздает инструктивные карточки по проведению эксперимента и записи уравнений реакций. Контролирует выполнение эксперимента. Обращает внимание на условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.

Корректирует ответы учащихся.

Беседа: какой катион образуется при диссоциации кислот, дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД

Отвечают на вопросы учителя: дают определение кислотам, классифицируют их:

- по основности (одно-, двух-и трехосновные)- приводят примеры кислот

- по характеру кислотного остатка (бескислородные и кислородосодержащие)- приводят примеры кислот

выдвигают предположения- с чем могут взаимодействовать кислоты: с металлами, оксидами, гидроксидами, солями.

Делятся на 4 группы по 6 человек. Каждая группа проводит эксперимент согласно инструктивной карточке, проводит обсуждение, делает выводы и записывает уравнения проведенных реакций в свете ТЭД.

1-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с магнием, цинком, железом и медью.

2-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с оксидом магния, оксидом алюминия, оксидом меди (II)- при нагревании

3-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия и свежеполученным гидроксидом меди (II)

4-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, карбонатом натрия; изменение окраски индикаторов- метилового оранжевого и лакмуса

По окончании эксперимента ученики каждой группы записывают уравнения проведенных реакций в свете ТЭД на доске (все остальные записывают уравнения в тетради, вносят коррективы, если есть ошибки)


Отвечают на вопросы учителя:

При диссоциации кислот образуется катион водорода. Дают определение кислотам с точки зрения ТЭД: кислоты- это электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка.

Познавательные (проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку)

Регулятивные (планирование и прогнозирование результата, умение описывать свойства кислот на основе проведенного эксперимента). Самоконтроль при написании сокращенных ионных уравнений.

Коммуникативные (обмен знаниями для принятия эффективных решений в группе, умение вести полилог, способность воспринимать точку зрения товарища)


Личностные (проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы)

5

Первичное закрепление  нового материала
 Время: 4-5 мин

Предлагает подчеркнуть во всех ионных уравнениях катион водорода, который обуславливает свойства кислот и сделать вывод: чем обусловлены общие свойства кислот? Какие выводы можно сделать на основании проведенных реакций: - сформулируйте общие свойства кислот как электролитов -какие признаки позволили сделать вывод, что реакции действительно прошли до конца?

Делают вывод об общих свойствах кислот как электролитов: -взаимодействие с металлами, стоящими в ряду напряжения до Н при обычных условиях, - взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, - с гидроксидами, - с солями, -изменение окраски индикаторов. Обращают внимание на признаки протекания химических реакций (выделение газа, выпадение осадка, образование воды в ходе реакции, изменение окраски индикатора). Указывают на условия протекания реакций (нагревание).

Регулятивные (умение анализировать, выдвигать предположения, обобщать, делать выводы)



Познавательные: владение химическим языком.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли, пользуясь химическим языком.

6


Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону- 2-5 мин


Предлагает ученикам проверить, как они усвоили материал урока. Задание: из предложенных веществ выписать формулы тех веществ, с которыми будет реагировать соляная кислота.

Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция:

Предлагает каждому ученику оценить себя, исходя из пяти правильных ответов: 5 верных ответов- оценка «5», 4 верных ответа- оценка «4» и т.д.

Делают выбор и записывают формулы веществ, с которыми реагирует соляная кислота (перечень веществ записан на доске: оксид серы (IV), Ba, HNO3, АgNO3, CaCO3, Н2S, CaO, P2O5, КОН



Проверка правильности выполненного задания с его обсуждением и коррекцией ошибок. Самооценка по предложенной шкале (проверяют по эталону- на слайде или на закрытой доске правильные ответы- Ba, АgNO3, CaCO3, ,CaO, КОН.).

Регулятивные (самооценка и коррекция собственных действий, осознание качества усвоения материала).

Коммуникативные (умение участвовать в совместном обсуждении задания)

Личностные (самоопределение)


7

Рефлексия 
Время: 1-2 мин

Подведение итогов урока, вопросы классу:

 1. удалось ли нам достичь цели урока?

2.  в чем вы испытывали затруднение? 

3. какие трудности не удалось преодолеть и над чем еще необходимо работать?

Свободные ответы учащихся:

с помощью эксперимента доказали химические свойства кислот как электролитов,

продолжили работать с таблицей растворимости и рядом напряжения металлов,

формулируют выводы о собственных затруднениях

Регулятивные (оценка, самооценка, умение делать выводы) личностные (смыслообразование) коммуникативные (умение точно выражать свои мысли, позитивно относиться к процессу общения, владеть правильной монологической речью)

8

Информация о домашнем задании

Время: 1 мин

Запись на доске домашнего задания, инструктаж по его выполнению: 1. § 9 2. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций из самостоятельной работы

Благодарит учеников за работу на уроке.

Запись в тетради домашнего задания


Регулятивные (мобилизация сил)

Личностные (самоопределение)

























Приложение к уроку

Инструктивная карточка к уроку по теме: «Кислоты как электролиты»

Цель: изучение химических свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации

Оборудование и реактивы: штативы с пробирками, гранулы цинка, магниевая лента, железные опилки, медь, оксид магния (крист.), оксид алюминия, оксид меди, хлорид бария (раствор), карбонат натрия (раствор), серная кислота (1:10), гидроксид натрия, сульфат меди (раствор), растворы индикаторов: метиловый оранжевый, лакмус; шпатель, спиртовка, спички, зажим для пробирок, инструктивные карточки с заданиями.

Ход работы:

Опыт 1: Взаимодействие кислот с металлами разной активности

  1. Возьмите 4 пробирки: в одну положите гранулу цинка, во 2-ю- кусочек магниевой ленты, в 3-ю- насыпьте с помощью шпателя немного железных опилок, в 4-ю поместите кусочек медной проволоки.

  2. В каждую пробирку прилейте примерно по 2-2,5 мл разбавленной серной кислоты.

  3. Пронаблюдайте за реакциями, протекающими в пробирках, сделайте выводы о скорости протекания реакции в зависимости от активности металла.

  4. Запишите уравнения протекающих реакций.

Опыт 2: Взаимодействие кислот с оксидами.

  1. Возьмите 3 пробирки: поместите с помощью шпателя в 1-ю- немного оксида магния, во 2-ю- оксид алюминия, в 3-ю- оксид меди.

  2. В каждую пробирку прилейте примерно по 2-2,5 мл разбавленной серной кислоты.

  3. Пронаблюдайте за реакциями, протекающими в пробирках.

  4. Закрепите пробирку с оксидом меди в зажиме для пробирок. Нагрейте осторожно пробирку над спиртовкой (в верхней части пламени), соблюдая правила ТБ при нагревании веществ. Наблюдайте за изменениями, происходящими в пробирке. По окончании опыта погасите спиртовку. Аккуратно снимите зажим и поставьте пробирку в штатив.

  5. Сделайте выводы о скорости протекания реакций в зависимости от характера оксида металла и активности металла, входящего в его состав.

  6. Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Опыт 3: Взаимодействие кислот с растворимыми и нерастворимыми основаниями.

  1. Возьмите 2 пробирки: в первую налейте примерно 1,5 мл гидроксида натрия и прилейте столько же разбавленной серной кислоты.

  2. Во второй пробирке необходимо получить нерастворимый гидроксид меди (II). Для этого в пробирку налейте 2 мл сульфата меди и прилейте к нему 1,5 мл гидроксида натрия. Наблюдайте выпадение осадка синего цвета.

  3. К свежеприготовленному осадку гидроксида меди (II) прилейте 2 мл разбавленной серной кислоты.

  4. Пронаблюдайте за признаками протекающей реакции, сделайте выводы.

  5. Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Опыт 4: Взаимодействие кислот с солями и изменение окраски индикатора в кислой среде.

  1. Возьмите 2 пробирки: в 1-ю налейте 2 мл раствора хлорида бария, во 2-ю- 2 мл раствора карбоната натрия.

  2. В каждую пробирку прилейте примерно столько же разбавленной серной кислоты.

  3. Пронаблюдайте за признаками протекающих реакций, сделайте выводы.

  4. Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

  5. В две пробирки налейте по 1,5 мл серной кислоты.

  6. В 1-ю капните несколько капель лакмуса, во 2-ю- метилового оранжевого.

  7. Пронаблюдайте за изменением окраски индикаторов.

  8. Запишите в тетради уравнение диссоциации серной кислоты в две стадии.

  9. Запишите изменение окраски каждого индикатора в кислой среде.



  • В случае возникновения нестандартной ситуации обратитесь за помощью к учителю.

  • По окончании всех опытов приведите в порядок рабочее место, вымойте руки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!