Технологическая ката урока
Физика 8 кдасс.
Тема урока: «Электрическая цепь и её составные части»
Учитель:Нигматулина Н.В..
Тема предыдущего урока: «Электрический ток»
Тема следующего урока: «Ток в металлах»
Формирование понятий: Электрический ток.
Новые понятия на уроке: Электрическая цепь, схема, потребитель электроэнергии.
Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.
Задачи урока:
Образовательная - организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений посредством учебно – исследовательской работы в группе.
Развивающая – способствовать развитию умения собирать электрические цепи, чертить схемы электрических цепей, создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь; развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно – следственные связи, работать в группе, пользоваться источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.
Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке электрических цепей, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, культуры обращения с оборудованием, формирование мотивации постановкой экспериментальных заданий, познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Предметные УУД: - обучающиеся познакомятся с составными частями электрической цепи;
- научаться различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, лампочка).
- смогут правильно строить электрические цепи:
Метапредметные УУД: -примут участие в планировании деятельности на уроке;
-научаться находить информацию в тексте;
-научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
-научаться интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Личностные УУД: -сформируют умений управлять своей учебной деятельностью;
- раскроют связи теории и опыта, разовьют внимание, память, логическое и творческое мышление;
- сформируют коммуникативные навыки во время сотрудничества со сверстниками;
- смогут применять полученные знания в процессе получения образования и повседневной жизни.
Формирование умения наблюдать, делать выводы
. Формы работы: групповая
Технология смешанного обучения
Модель - Ротация станций
Преимущества данной модели:
- обеспечение дифференцированного подхода в обучении;
- возможность построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка;
- повышение ответственности учеников за собственное обучение;
- создание условий для группового взаимодействия.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Учебные задачи | Результаты деятельности ребенка |
До урока |
| Дает школьникам ссылки для домашнего задания на видеоурок по изучаемой теме, а также для ознакомления рекомендует материал параграфа 33 Делит учеников на 3 группы. Записывает их имена на доске. | Школьники смотрят материал видеоурока. https://www.youtube.com/watch?v=6yYOkW8_6Fc&t=156s https://resh.edu.ru/subject/lesson/2982/main/ Просматривают материалы параграфа, | Познакомиться с материалами урока, осмыслить его. | Обучающиеся познакомятся с материалом урока. |
| Готовит материалы для урока (перечень вопросов для беседы, лабораторное оборудование , материал по электронной тетради https://edu.skysmart. | | | |
1 этап урока | | | | |
Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего – текущего- последующего уроков. - | Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу начать наш урок со слов китайской мудрости: «Расскажи – и я забуду… Покажи – и я запомню… Дай мне возможность действовать самому – и я научусь». Я постараюсь дать вам такую возможность – действовать самим! Беру в руки лампочку. - Что нужно сделать, чтобы она загорелась? Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода. (я на демонстрационном столе выкладываю их в цепочку) -что у меня получается на столе? (цепь, цепочка) - а какую главу мы с вами изучаем? (электричество) -значит какая цепь? (электрическая) Правильно и темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь». Возьмите маршрутные листы, запишите число и тему урока- «Электрическая цепь и её составные части» ( Я записываю на доске тему урока) Целеполагание Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке? Дети отвечают: -узнать, что называется электрической цепью -научиться собирать электрические цепи -узнать, из чего состоит электрическая цепь. Проверка Д/З «Да- нет» Приложение 1 | Слушают учителя. Вступают в диалог с учителем Определяют цели и задачи урока | Определить цель и задачи урока. | Настраиваются на предстоящую работу в классе, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока |
Изучение нового материала | Учитель: Вам необходимо будет сегодня работать в группе, так что помогайте друг другу. Желаю Вам плодотворной работы. В течение урока Вам необходимо будет заполнить Маршрутный лист. (приложение2) Учитель делит класс на 3 группы. 2 группа –работает с тренажером в тетради skysmart. по ссылке (скасмарт) https://edu.skysmart.ru/student/nosenugado Учитель дает ссылку на электронный тренажер | Обучающиеся работают в электронной тетради по ссылке (скасмарт) https://edu.skysmart.ru/student/nosenugado | 1.Выявить уровень теоретических знаний обучающихся с помощью тренажера. 2. Развивать навыки работы с электронными ресурсами | Обучающиеся на телефонах выполнят задания Увидят результат своих знаний по данной теме |
1 группа работает с учителем-по теме урока Готовит вопросы для беседы с каждой группой. Вопросы могут варьироваться, в зависимости от уровня подготовленности групп (см. Приложение №3) | Отвечают на вопросы учителя | Развивать коммуникативные навыки школьников. Формировать логические навыки. Выявить уровень освоения темы занятия, корректировать уровень знаний Способствовать организации обратной связи с обучающимися. | Систематизируют изученный материал, усваивают новые термины, ликвидируют пробелы в знаниях, высказывают свое мнение по теме урока. Оценивают результаты своей деятельности |
Организует деятельность обучающихся, просит повторить инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ 3 группа – Практическая работа «Сборка простейшей эл.цепи.» Чертёж схемы эл.цепи. В ходе выполнения смешанного обучения, осуществляет ротацию станций | Выполняют практическую работу, изображают схематически электрическую цепь. | Систематизировать и предоставить изученный материал в форме схем. Способствовать развитию навыков работы обучающихся в группе. Развивать коммуникативные навыки школьников | Собирают цепь, чертят схему Оценивают результаты своей деятельности |
Обобщение изученного. Рефлексия. | Что называется эл.цепью? Из каких частей состоит эл.цепь? Вызывает обучающихся к диалогу по поставленному вопросу. Задает вопросы, направленные на рефлексию -Что нового сегодня вы узнали на уроке? Чему научились? Что для вас было трудным? Предлагает школьникам, подвести результаты своей деятельности, в маршрутных листах. | Вступают в диалог с учителем. Дают самооценку своей деятельности на уроке Подводят итоги своей работы на уроке раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения. узнать, что называется электрической цепью -научиться собирать электрические цепи -узнать, из чего состоит электрическая цепь. | 1.Сформировать представление у школьников об электрической цепи, 2. Способствовать формированию правильной самооценки своей деятельности. | -Формулируют определение эл. цепи, перечесляют из каких частей состоит эл.цепь. -Дают самооценку своей деятельности, выявляют свои проблемы. |
Постановка домашнего задания. | Обязательный уровень: § 33, упр.23(№3), выучить наизусть условные обозначения элементов электрической цепи Творческий уровень:сайт «Классная физика» папка «Азбука физики» «Электричество вокруг нас». Выбрать три самых интересных факта. | Записывают домашнее задание | | |
Дополнительное задание (если останется время)
Послушайте рассказ
Электрик Вася пришёл по вызову отремонтировать люстру. Войдя в квартиру, разулся, надел вязаные рукавицы, чтобы руки не скользили. Залез Василий на металлическую стремянку. Прохладные ступеньки приятно холодили ноги электрика. И тут он увидел, что люстра в пыли. Попросил Вася у хозяйки влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Взяв отвёртку, горе – электрик начал зачищать контакты. Работа в рукавицах показалась ему не удобной. Сбросив рукавицы, Василий пальцами начал скручивать провода. Очнулся электрик на полу…
-Назовите пять нарушений техники безопасности при работе с электричеством
Разулся, металлическую стремянку, влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Сбросив рукавицы, пальцами начал скручивать провода
Приложение №1
Проверка домашнего задания.
ФИ__________________________
«Да- нет» |
1.Электрический ток это … упорядоченное движение заряженных частиц. | |
2. Электрический ток протекает… только в твердых телах. | |
3. Является ли источником тока? Электрическая машина. | |
4. Разноименные заряды …иногда притягиваются, иногда отталкиваются | |
5. В меди электрический ток протекать может, а в резине – не может | |
6. Электрический ток направлен от – к + . | |
0 ошибок оценка «5», 1 ошибка оценка «4», 2-3 ошибки оценка «3», 4 и более оценка «2». | Оценка: |
Маршрутный лист. Приложение 2
Ф.И.____________________________________________ класс 8 дата_________________
Тема: _________________________________________________________________________
№ время | Вид деятельности для 3 группы | Оценка | Оценива-ние |
1. 8 мин | 1 станция – работа с учителем | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
2. 8 мин | 2 станция – онлайн обучение, | | (само-оценка: 0-не помогал группе; 1- частично помог; 2-существенно помог) |
3. 8 мин | 3 станция практическая работа Экспериментальное задание: «Сборка простейшей электрической цепи» Правила при работе с электрическими цепями: 1)При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, не пользуйтесь проводниками с изношенной изоляцией. 2) Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. 3) По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. 4)Цепь собирают при разомкнутом выключателе. С техникой безопасности ознакомлен(а) _______________/подпись Цель: научиться собирать электрическую цепь и чертить электрическую схему. Оборудование: источник тока, ключ, лампочка на подставке, соединительные провода. Ход работы. 1.Соберите по фотографии электрическую цепь и покажите её учителю. 2.Замкните электрическую цепь и пронаблюдайте загорание лампы. 3.(2 б)Начертите схему электрической цепи, используя условные обозначения (стр.78). схема : условные обозначения: | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
Критерии -7-9 баллов-оценка «5», 5-6 баллов - оценка «4» 3-4 балла-оценка «3» Итого: | ____ баллов | Оценка ______ |
Маршрутный лист.
Ф.И.____________________________________________ класс 8 дата_________________
Тема: _________________________________________________________________________
№ время | Вид деятельности для 2 группы | Оценка | Оценива-ние |
1. 8 мин | 1 станция – онлайн обучение, | | (само-оценка: 0-не помогал группе; 1- частично помог; 2-существенно помог) |
2. 8 мин | 2 станция практическая работа Экспериментальное задание: «Сборка простейшей электрической цепи» Правила при работе с электрическими цепями: 1)При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, не пользуйтесь проводниками с изношенной изоляцией. 2) Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. 3) По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. 4)Цепь собирают при разомкнутом выключателе. С техникой безопасности ознакомлен(а) _______________/подпись Цель: научиться собирать электрическую цепь и чертить электрическую схему. Оборудование: источник тока, ключ, лампочка на подставке, соединительные провода. Ход работы. 1.Соберите по фотографии электрическую цепь и покажите её учителю. 2.Замкните электрическую цепь и пронаблюдайте загорание лампы. 3.(2 б)Начертите схему электрической цепи, используя условные обозначения (стр.78). схема : условные обозначения: | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
3. 8 мин | 3 станция – работа с учителем | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
Критерии -7-9 баллов-оценка «5», 5-6 баллов - оценка «4» 3-4 балла-оценка «3» Итого: | ____ баллов | Оценка ______ |
Маршрутный лист.
Ф.И.____________________________________________ класс 8 дата_________________
Тема: _________________________________________________________________________
№ время | Вид деятельности для 1 группы | Оценка | Оценива-ние |
1. 8 мин | 1 станция практическая работа Экспериментальное задание: «Сборка простейшей электрической цепи» Правила при работе с электрическими цепями: 1)При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, не пользуйтесь проводниками с изношенной изоляцией. 2) Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. 3) По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. 4)Цепь собирают при разомкнутом выключателе. С техникой безопасности ознакомлен(а) _______________/подпись Цель: научиться собирать электрическую цепь и чертить электрическую схему. Оборудование: источник тока, ключ, лампочка на подставке, соединительные провода. Ход работы. 1.Соберите по фотографии электрическую цепь и покажите её учителю. 2.Замкните электрическую цепь и пронаблюдайте загорание лампы. 3.(2 б)Начертите схему электрической цепи, используя условные обозначения (стр.78). схема : условные обозначения: | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
2. 8 мин | 2 станция – работа с учителем | | (взаимо-оценка: 0-не помогал группе; 1-2- частично помог; 3-существенно помог) |
3. 8 мин | 3 станция – онлайн обучение, | | (само-оценка: 0-не помогал группе; 1- частично помог; 2-существенно помог) |
Критерии -7-9 баллов-оценка «5», 5-6 баллов - оценка «4» 3-4 балла-оценка «3» Итого: | ____ баллов | Оценка ______ |
Приложение №3
Вопросы для работы с обучающимися:
1. Из каких частей состоит электрическая цепь? |
2. Какова роль источника тока в электрической цепи? |
3. Какова роль ключа? |
4.Какова роль соединительных проводов? |
5. Какова роль электрической лампы? |
6. Какую эл.цепь называют замкнутой/разомкнутой? |
7. Электрическая схема – это |
Д ополнительное задание
8. Перед вами схемы электрических цепей с дефектами. Найдите и исправьте ошибки.
Задани 2.Вариант 1
Установите соответствие между электрическими приборами и их условными обозначениями на схемах. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИБОР УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
1..
А
)Нагревательный элемент
2..
Б)Гальванический элемент
3..
В)Электрическая лампа
4..
Г)Резистор
5..
Д)Соединение проводов
6..
Е)Батарея элементов
7
Ж)Ключ
З)Электрический звонок
8
Ответы Вариант №1.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
7 | 1 | 4 | 6 | 8 | 2 | 3 | 5 |
Задание 2 Вариант 2
Установите соответствие между электрическими приборами и их условными обозначениями на схемах. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИБОР УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
1..
А
)Нагревательный элемент
2..
Б)Гальванический элемент
3..
В
)Электрическая лампа
4..
Г)Резистор
5..
Д
)Соединение проводов
6..
Е)Батарея элементов
7
Ж
)Ключ
З)Электрический звонок
8
Ответы Вариант№2.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
5 | 3 | 8 | 2 | 6 | 4 | 7 | 1 |
Дополнительные задания
(каждая группа работает в своём темпе и не всегда заканчивают выполнение заданий одновременно, для тех кто закончил быстрее можно предложить дополнительные задания)
Задание 1
-нарисовать схему:
источник тока, 2 лампы, резистор , ключ. Поставить +, -
Задание 2
- нарисовать схему:
источник тока, лампа, 2 резистора, ключ. Поставить +, -
Задание 3
Нарисуйте схему соединения источника тока, двух лампочек и двух ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом.