Технологическая карта урока физики по теме "Баллистическое движение",
10-й профильный класс,
автор учебника В.А. Касьянов
Цели урока:
дидактические — создать условия для усвоения нового учебного материала, используя коллективные и групповые средства обучения, проблемное обучение и основываясь на принципе цикличности познания
образовательные - формировать понятие баллистики, баллистического движения, исследовать параметры такого движения, определить границы применимости теории.
развивающие -развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, логику, причинно-следственные связи, умение делать выводы), способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группе, паре, развитие речи), организационных навыков (работа по инструкции, самооценка);
продолжение работы по овладению методами научного исследования.
воспитательные — привитие культуры умственного труда, безопасной жизнедеятельности, формирование положительных мотивов учения.
межпредметные - связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор) и, конечно, с математикой.
Задачи: изучить баллистическое движение; подтвердить теорию на основе эксперимента; выяснить какое значение имеет баллистика в жизни человека, изготовить модели.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
определение баллистического движения,
история баллистики,
связь физики с математикой
модель этого движения и границы ее применимости,
качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
знание закона баллистического движения в координатной форме,
уравнения траектории тела,
формул для расчета основных параметров этого движения,
формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;
уметь:
приводить примеры баллистического движения,
использовать границы применимости модели этого движения;
расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту
решать задачи с использованием названных законов и формул.
иметь представление:
о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).
Оборудование:
Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.
Инструкция по технике безопасности.
Проектор
Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17.
Тип урока: урок мотодологической направленности.
Мотивация учебной деятельности
К изучению данной темы учащихся могут побудить:
интерес к примерам баллистического движения,
задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Методы обучения и деятельность учащихся:
На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала, приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);
проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);
отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);
выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).
Домашнее задание.
а) основное: § 17, вопросы на с. 71, №1 (после параграфа)
б) подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение.
Дополнительное д/з – придумать, как и с помощью каких программ можно смоделировать баллистическое движение.(если будет готово и продемонстрировать)
Этап урока | Деятельность на уроке |
1. Оргмомент (1-2 мин). 2. “Затравка” (формулировка темы урока – 4 мин). 3.Ознакомление с историей возникновения баллистики (4 мин). 4.Изучение нового материала (13 мин) 5. Отчеты групп (7 мин). 6. Работа с опорными листами (4 мин). 7. Самоконтроль (5 мин) 8.Рефлексия. 8. Подведение итогов урока (1 мин). | Учитель Назначает “учетчика” фронтальных ответов, поясняет домашнее задание. Демонстрирует планшеты с фотографиями, рисунками, схемами, стихами, являющимися иллюстрациями баллистического движения; задает вопрос на выявление общего, что объединяет все представленные движения; корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока и записывает ее на доске. Дает задание: прочитать текст учебника (с. 63 – 64), выделить в нем главную мысль; корректирует ответы учащихся; заполняют схему из §17 на доске;. Проводит эксперимент, демонстрируя движение воды из водного пистолета и движение шарика из баллистического пистолета. Актуализирует опорные знания учащихся из курсов математики и физики, дает задания для рабочих групп и консультирует их. Работа в группах - выполнение вывода формул для расчета времени полёта, высоты полёта, дальности полёта, координат х и у, скорости в любой момент времени; исследование дальности полета от угла.Учитель оказывает помощь по мере необходимости, затем проходит проверка результатов деятельности. Корректирует ответы учащихся, дает задания классу (работать с текстом учебника, заполняет схему и опорный лист, знакомит с дополнительными материалами и оценивают работу лидеров групп). Выделяют основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленных целей. Инструктирует выполнение теста, после его заполнения учащимися информирует о правильных ответах на вопросы тестов. Учитель начинает фразу: Ваше мнение об уроке: … Сегодня я узнал(а)…понял(а)…удивился(ась)… Эта тема для понимания… Благодарит за работу на уроке, ставит оценки. | Учащихся Записывают домашнее задание, воспринимают пояснение учителя. Работают в группах с раздаточным материалом, иллюстрирующим примеры баллистического движения в технике, спорте, быту; слушают и читают стихи о движении; выделяют общие черты представленных явлений, обсуждают свои гипотезы, записывают тему урока в тетрадь; Читают текст учебника, выделяют основные смысловые части, обсуждают ответы на вопросы в парах, отвечают на вопросы учителя. Выводы из наблюдений делают ребята: 1.Характер полета струи воды зависит от угла наклона и скорости вытекания воды; 2. Тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе (параболу нарисовать заранее). Это движение похоже на движение тела, которое брошено горизонтально. 3.Можно представить как сумму двух движений: равномерного прямолинейного движения вдоль оси OX и движения с ускорением свободного падения вдоль оси OY. Работают с опорным листом, воспринимают цели, актуализируют имеющиеся знания из курсов физики и математики, в группах “проговаривают” вслух ответы.. Слушают сообщения одноклассников и пояснения к домашнему заданию, работают с текстом учебника, заполняют опорный лист. Мысленно и вслух проговаривают основные ответы с опорой на текст раздаточного материала. Применяют полученные знания, ведут записи в рабочих тетрадях, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценки в тетрадь и лист самооценки. Учащиеся устно заканчивают фразу. |
Основная литература:
Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.
Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: , 1976.
Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.
Физика в школе. – 2001. - №5.
Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.