СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Баллистическое движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой технологическую карту урока по теме  "Баллистическое движение".Урок разработан для профильного класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Баллистическое движение"»

Технологическая карта урока физики по теме "Баллистическое движение",

10-й профильный класс,

автор учебника В.А. Касьянов

Цели урока:

дидактические — создать условия для усвоения нового учебного материала, используя коллективные и групповые средства обучения, проблемное обучение и основываясь на принципе цикличности познания


образовательные - формировать понятие баллистики, баллистического движения, исследовать параметры такого движения, определить границы применимости теории.


развивающие -развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, логику, причинно-следственные связи, умение делать выводы), способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группе, паре, развитие речи), организационных навыков (работа по инструкции, самооценка);

продолжение работы по овладению методами научного исследования.


воспитательные — привитие культуры умственного труда, безопасной жизнедеятельности, формирование положительных мотивов учения.

межпредметные - связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор) и, конечно, с математикой.

Задачи: изучить баллистическое движение; подтвердить теорию на основе эксперимента; выяснить какое значение имеет баллистика в жизни человека, изготовить модели.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны
знать:

  • определение баллистического движения,

  • история баллистики,

  • связь физики с математикой

  • модель этого движения и границы ее применимости,

  • качественную зависимость дальности и высоты полета снаряда от угла   его вылета,

  • знание закона баллистического движения в координатной форме,

  • уравнения траектории тела,

  • формул для расчета основных параметров этого движения,

  • формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;

уметь:

  • приводить примеры баллистического движения,

  • использовать границы применимости модели этого движения;

  • расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту

  • решать задачи с использованием названных законов и формул.

иметь представление:

  • о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;

  • об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).

Оборудование:

  1. Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.

  2. Инструкция по технике безопасности.

  3. Проектор

  4. Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17.

Тип урока: урок мотодологической направленности.

Мотивация учебной деятельности

К изучению данной темы учащихся могут побудить:

  • интерес к примерам баллистического движения,

  • задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.

Методы обучения и деятельность учащихся:

На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала, приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);

проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);

отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);

включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);

выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).

Домашнее задание.

а) основное: § 17, вопросы на с. 71, №1 (после параграфа)
б) подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение.

Дополнительное д/з – придумать, как и с помощью каких программ можно смоделировать баллистическое движение.(если будет готово и продемонстрировать)



































Этап урока

Деятельность на уроке

1. Оргмомент (1-2 мин).





2. “Затравка” (формулировка темы урока – 4 мин).

 

 









3.Ознакомление с историей возникновения баллистики (4 мин).

 





 4.Изучение нового материала (13 мин)



 

 

 





























5. Отчеты групп (7 мин).

 

 

 



6. Работа с опорными листами (4 мин).

 

 




7. Самоконтроль (5 мин)









8.Рефлексия.

 

 

 







8. Подведение итогов урока (1 мин).


Учитель

Назначает “учетчика” фронтальных ответов, поясняет домашнее задание.



Демонстрирует планшеты с фотографиями, рисунками, схемами, стихами, являющимися иллюстрациями баллистического движения; задает вопрос на выявление общего, что объединяет все представленные движения; корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока и записывает ее на доске.

 







Дает задание: прочитать текст учебника (с. 63 – 64), выделить в нем главную мысль; корректирует ответы учащихся; заполняют схему из §17 на доске;.

 

 





Проводит эксперимент, демонстрируя движение воды из водного пистолета и движение шарика из баллистического пистолета.





















Актуализирует опорные знания учащихся из курсов математики и физики, дает задания для рабочих групп и консультирует их. Работа в группах - выполнение вывода формул для расчета времени полёта, высоты полёта, дальности полёта, координат х и у, скорости в любой момент времени; исследование дальности полета от угла.Учитель оказывает помощь по мере необходимости, затем проходит проверка результатов деятельности.



 

Корректирует ответы учащихся, дает задания классу (работать с текстом учебника, заполняет схему и опорный лист, знакомит с дополнительными материалами и оценивают работу лидеров групп).

 

 

Выделяют основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленных целей.

 

 

 



Инструктирует выполнение теста, после его заполнения учащимися информирует о правильных ответах на вопросы тестов.

 

 





Учитель начинает фразу:

Ваше мнение об уроке: …

Сегодня я узнал(а)…понял(а)…удивился(ась)…

Эта тема для понимания…





Благодарит за работу на уроке, ставит оценки.



Учащихся

Записывают домашнее задание, воспринимают пояснение учителя.

Работают в группах с раздаточным материалом, иллюстрирующим примеры баллистического движения в технике, спорте, быту; слушают и читают стихи о движении; выделяют общие черты представленных явлений, обсуждают свои гипотезы, записывают тему урока в тетрадь;



Читают текст учебника, выделяют основные смысловые части, обсуждают ответы на вопросы в парах, отвечают на вопросы учителя.

 

Выводы из наблюдений делают ребята:

1.Характер полета струи воды зависит от угла наклона и скорости вытекания воды;

2. Тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе (параболу нарисовать заранее). Это движение похоже на движение тела, которое брошено горизонтально.

3.Можно представить как сумму двух движений: равномерного прямолинейного движения вдоль оси OX и движения с ускорением свободного падения вдоль оси OY.



Работают с опорным листом, воспринимают цели, актуализируют имеющиеся знания из курсов физики и математики, в группах “проговаривают” вслух ответы..

 

 



Слушают сообщения одноклассников и пояснения к домашнему заданию, работают с текстом учебника, заполняют опорный лист.

 

 

Мысленно и вслух проговаривают основные ответы с опорой на текст раздаточного материала.

 



Применяют полученные знания, ведут записи в рабочих тетрадях, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценки в тетрадь и лист самооценки.



Учащиеся устно заканчивают фразу.



Основная литература:

  1. Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: , 1976.

  3. Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.

  4. Физика в школе. – 2001. - №5.

  5. Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!