СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. «Использование алфавита при работе со словарями» 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. «Использование алфавита при работе со словарями» 2 класс.»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

Класс: 2 «А».

Тема урока: «Использование алфавита при работе со словарями».

Тип урока: урок совершенствования способов действий.

Цель урока: совершенствование способов действий при изучении «Использование алфавита при работе со словарями».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать понятие о буквах, алфавите, порядке слов в алфавите.

Формировать знания учащихся о последовательности букв в алфавите, расположение заданных слов в алфавитном порядке, применять знания алфавита при использовании словаря.

Предметные:

1. Учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке.

2. Учащиеся получат возможность научиться последовательности букв в алфавите, расположению заданных слов в алфавитном порядке, применять знания алфавита при использовании словаря.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату, осуществлять самооценку деятельности.



2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; осуществлять обобщение изученного; строить рассуждение в форме простых суждений об объекте.




3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; аргументировать свою позицию.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять итоговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов.

Учащиеся получат возможность научиться осуществлять обобщение изученного; строить рассуждение в форме простых суждений об объекте.

3.Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать свою позицию.

Воспитательные:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник.


























Характеристика этапов урока


Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)










Наглядный (демонстрация)





- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Сергеевна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.


А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу.

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

- Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

- Да, верно. Эта пословица рассказывает о том, что миру необходим солнечный свет для жизни. А человеку нужны знания.

- Значит, к чему нужно стремиться на уроке русского языка?

- Всё верно.


Приветствуют учителя.



Проверяют свою готовность к уроку.





Отвечают на вопрос

-Человеку необходимы знания, также, как и миру солнечный свет.




- К знаниям.



Р: осуществлять волевую саморегуляцию.




К: слушать и понимать речь других.


2.Актуализация опорных знаний и способов действий.




Словесный (беседа)











Словесный (беседа)










Наглядный (демонстрация)












Практический (упражнение)





Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)



- Давайте запишем число и классная работа в тетрадях.

- Не забываем про посадку, спины ровные, ноги вместе, локоть на столе. Тетрадь держим под наклонном. От предыдущей работы отступили две строчки.

- После того, как записали число и классная работа, пропишите буквосочетания до конца строки.


- Обратите внимание на экран. Вам нужно отгадать ребус.

- Какое слово загадано?

- Верно. Что такое алфавит?


- С какой буквы начинаются слово «алфавит»?
- Какая по счету эта буква в русском алфавите?


- Обратите внимание на слайд. Расположен ли данный ряд слов в алфавитном порядке? Чего не хватает в словах?

- Расскажите, как расположить слова в алфавитном порядке, если первая буква одинакова?


- Прочитаем правила в учебнике на стр.83. Верно ли вы сказали?


- Вам нужно вставить пропущенные буквы, а также расположить слова в алфавитном порядке. Если слово будет первым, ставим над ним 1, если вторым – то 2, и т.д.

- Какое будет первое слово? Второе? Давайте проверим.

Проверяет вместе с учащимся выполненное задание.


- Итак, над какой темой мы продолжим работать сегодня?


- А какая цель у нас будет поставлена на уроке?




- Давайте составим план урока. Вам нужно закончить предложения.

1. Вспомнить, что такое….

2. Научиться пользоваться…



Записывают число и классная работа.





Выполняют минутку чистописания.





- Алфавит.

- Алфавит - это буквы, расположенные в определённом порядке.

- На «А».

- Первая




- Нет, не расположены. В словах не хватает букв.


- Смотрит на вторую букву, если и вторая буква совпадает, то на третью.



- Да.







Выполняют задание.




Тема: «Использование алфавита при работе со словарями»


Продолжить изучение темы: «Использование алфавита при работе со словарями»


1. Вспомнить, что такое алфавит.

2. Научиться пользоваться алфавит при работе со словарём.


























Учащиеся научатся правильно называть буквы, распределяться слова по алфавиту, находить слова в словаре.




К: слушать и понимать речь других







К: владеть диалогической формой речи.













К: слушать и понимать речь других







Р: принимать и сохранять учебные задачи.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;



























учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;























3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.



Практический (упражнение)





Словесный (беседа)










Словесный (беседа)







Практический (упражнение)





Словесный (беседа)
























Практический (упражнение)





Словесный (беседа)











Практический (упражнение)





Словесный (беседа)




- Отложите лист с заданиями на край парты. Откройте стр. 84. Обратите внимание на упражнение 126. Нам нужно отгадать слово и узнать, что оно обозначает. Внимательно слушайте меня, и следите за текстом.

Читает загадку.


- О каком слове идёт речь?

- Что обозначит это слово?

- Сколько слогов в слове?

- На какую букву падает ударение? Отметьте это в своих тетрадях.

- Составьте предложение с этим словом. Кто хочет ответить?

- Молодцы. Я тоже придумала приложение: «Первый снег мы увидели в ноябре». Давайте запишем его.


- Ребят, а смогли бы мы выполнить данное упражнение, если бы не знали, в каком порядке расставлены буквы?

- Значит, что важно знать?



- Следующее упражнение под № 127. Вам нужно прочитать в толковом словаре учебника (на стр. 138-140) значение данных слов.

- Что обозначает слово изморозь?



- Что обозначает слово эскалатор?


- Что обозначает слово изморось?


- Вернёмся к упражнению, ответим на вопросы под словами.

- Почему слово изморозь стоит перед словом изморось в словаре?





- После какого слова дано в словаре слово эскалатор, среди этих слов? Почему?



- Теперь запишите данные слова в тетрадь в алфавитном порядке. Поставьте ударение в словах.

- Придумайте предложение с любым из этих слов.

Слушает пару учащихся с их вариантами предложения.


- Давайте запишем предложение, которые получились у меня:

«Ветки дерева слегка покрылись изморозью.»;
«Дождь опять сменился изморосью»;
«Дети часто любят кататься на эскалаторе».


Физминутка.


- Прочитайте следующее упражнение под № 128.

Читает упражнение.

- Прочитайте палиндром поэта Афанасия Фета.



- Теперь попробуйте прочитать предложение задам наперёд. Что получилось?


- Составьте палиндром самостоятельно из представленных ниже слов: кабан, баклажан, нажал, на. Обратите внимание, что начало первого слово должно быть таким же, как конец последнего слова. То есть, если мы берём первое слово «Нажал», то последнее слово должно заканчивать на «жан».

- Что получилось?

Слушает несколько вариантов, после чего выводит верный вариант на экран.

- Давайте запишем получившийся палиндром.


- Упражнение №129. Прочитайте задание.


- Какие буквы печатные, а какие рукописные?




- Какие из них прописные (заглавные, большие), а какие строчные (малые)?

Каких букв больше: прописных или строчных?


- Кто хочет правильно назвать все буквы?



- Когда в письменной речи употребляются заглавные буквы?











Учитель читает «Странички для любознательных».

- В каких двух вариантов существует буква русского алфавита?

-Из чего раньше состоял славянский алфавит?

- Кто ввёл разновидности букв?




Слушают учителя. Отгадывают.




- Ноябрь.

- Осенний месяц.


- Два слога (но-ябрь).

- На букву «я».


Отвечают.


Записывают.



- Нет.

- Важно знать, в какой последовательности расположены буквы в алфавите.






- Изморозь – похожий на иней осадок на траве, ветвях деревьев, проводах.

- Эскалатор – движущаяся лестница.

- Изморось – очень мелкий дождик.



- Потому что первые буквы в этих словах одинаковые, а буква «з» в алфавите стоит раньше, чем буква «с».


- Слово «эскалатор» среди этих слов будет последним, потому что буква «э» идёт позже буквы «и».


- Изморозь, изморось, эскалатор.



Придумывают предложение. Рассказывают.



Записывают.






Выполняют физминутку.



Слушают.


Один из учеников читает вслух, остальные слушают.


- Получилось то же самое предложение.











- Нажал кабан на баклажан.







Один из учащихся читает задание вслух, остальные следят.

- Печатные: А, б, Щ, щ, Б, Е, а

Рукописные:

- А, Щ, Б, Е.

- а, б, щ.


- Прописных.


Два-три человека произносят буквы правильно.


- В письменной речи заглавные буквы употребляются:
• При написании имён собственных (имена, фамилии, отчества, клички, название географический объектов);
• При оформлении предложения;
• В начале стихотворной строки.



- Прописная (заглавная) и строчная (малая).

- Только из заглавных букв.

- Пётр 1.






























К: владеть диалогической речью.













П: осуществлять обобщение изученного.










П: осуществлять анализ объектов.



К: аргументировать свою позицию












К: владеть диалогической речью.







К: владеть диалогической формой речи.






К: слушать и понимать речь других
















К: владеть диалогической формой речи.






К: слушать и понимать речь других





учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;












учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

























учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)

Практический (самостоятельная работа)


Наглядный (демонстрация)


Словесный (беседа)


- Возьмите листок с заданиями. Давайте теперь выполним второе задание. Вам нужно расставить в алфавитном порядке слова. Не забывайте, что, если первые буквы совпадают, смотрим на вторую букву. Цифры указываем в квадратах или над словом. Выполняем.


- Возьмите карандаш красного цвета. Сравнивая ответ с доской, отметьте неверное.





Самостоятельно выполняют.





Самопроверка.


П: осуществлять анализ объектов;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

5.Информация о домашнем задании

(Домашнее задание)

– Запишите домашнее задание.....

Стр. 83 упр. 125.

Записывают Д/З




6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты)


Наглядный (демонстрация)



Практический (упражнение)




- Достигли ли мы поставленной цели?

- Все ли задачи решили?


- Оцените свою работу. Нарисуйте у себя на листочках снизу лестницу успеха из трёх ступенек. Нарисуйте небольшой смайлик на нижней ступени, если вы вообще ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности с пониманием, и на самом верху те, кто всё понял.

- На этом наш урок заканчивается, до свидания.


Отвечают.





Оценивают свою работу на уроке.



К: владеть диалогической речью.


Р: осуществлять самооценку деятельности


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.





Приложение 1.


Задание 1.


Учит__ль, п__льто, к__рова, р__бота, кла__с.


Задание 2.




Правильный вариант: класс, корова, пальто, работа, учитель.

Правильный вариант: Азбука, Алфавит, берёза, быстро, осина, рюкзак, сахар, сентябрь, скоро, ягода.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!