Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. Урок развития речи "Каковы причины подростковой жестокости?"»
Технологическая карта урока по русскому языку 8 класс «В»
Учитель: Хиврич Наталья Григорьевна
МБОУ Матвеево – Курганская сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина
Тема. «Подготовка к сочинению – рассуждению 9.3: интерпретация фрагмента текста» Дата: 22.02.2021 г.
Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текста сочинения-рассуждения и уметь писать текст по данной теме.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста - рассуждения, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как сопереживание, отзывчивость, человечность, стремление прийти на помощь.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, памятки, словари: словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь С. И. Ожегова.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить связное монологическое высказывание на заданную тему, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, словарями, анализировать, выстраивать последовательность работы, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, словари), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Тип урока. Урок развития речи
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1) Приветствие учащихся, учителей. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Л |
2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой | - Что означают значки, изображенные на слайде? (Слайд 2) | Расшифровывают значения символов | Р П |
3.Целеполагание | Как вы понимаете высказывание американского писателя Джека Лондона? (Слайд № 3) - Сформулируйте цель нашего урока. - Без чего невозможно написать сочинение? | Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения Необходимо прочитать текст. | Р Л П |
4. Работа с текстом, анализ текста | - Прочитайте текст Л.Н.Толстого (вариант 26). - Выполните задания после текста: 6, 7, 8. - Какова тема текста? - Найдите предложения, которые передают отношение сверстников к Иленьке (1-й ряд). Вывод - Найдите предложения, которые передают чувства Иленьки (2-й ряд). - Найдите предложения, которые передают чувства самого рассказчика (3-й ряд). - Сформулируйте основную мысль текста. Жестокое обращение со сверстниками недопустимо. - Прочитайте задание к сочинению 9.3. | Читают текст.Дают ответы на задания: №6 – 125; № 7 – 14; № 8 - щеголять Формулируют тему текста: Жестокое отношение к Иленьке. Предложения 3, 12, 14, 19. Предложения 5, 13, 18, 21. Предложения 17, 19, 22 – 25. Формулируют основную мысль текста. Читают задание 9.3 вар. 26. | П |
5. Мозговой штурм (актуализация ведущих знаний) | - Давайте вспомним изученное. (Слайд 4, 5) 1.Тезис. (Что это?) Что должны с ним сделать? (Прокомментировать, т.е. дать свою оценку) 2. Аргументы. (Один из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта. Что это значит? Откуда можно взять аргумент). | Положение, определение, которое мы должны доказать. | П Л К |
6. Словарная работа | -1. Работаем над определением слова жестокость. (Слайд 6) - Подберите синонимы к слову жестокость (словарь). Записать в схему. - Подберите антонимы к слову жестокость (словарь). Записать в схему. 2. - Какой бывает жестокость? (подобрать прилагательные) (словарь). Записать в схему. - Как проявляется жестокость? Записать в схему. - Кто может стать объектом жестокости? Записать в схему. - Каковы причины подростковой жестокости? Такая схема должна получиться в результате работы. (слайд 7) | Работа со схемой. Высказывают свои мысли. Отвечают на вопросы, заполняют схему синонимы, антонимы, | К Л П Р |
7. Физкультминутка | Физкультминутка | Выполняют упражнения | |
8. Включение в систему знаний (применение собранного материала на практике) | - Итак, мы собрали материал, необходимый для написания сочинения 9.3. - А теперь с помощью дефиниции попробуем сформулировать тезис. Дефиниция – краткое определение какого – либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова. Дефиниция (Слайд 8) Что такое жестокость? Жестокость – это нравственное качество, которое заключается в способности человека причинять страдания другим людям или живым существам. Комментарий (что это?) Предложения, содержащие Ваши размышления о заявленном тезисе; комментарий должен быть связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. Помним, что надо дать ответ на вопрос: «Каковы причины подростковой жестокости?» | Рассуждают, работают с таблицей, используя собранный материал. | К Л П К Л |
9. Напишите вступление к сочинению. | Что такое жестокость? Жестокость – это нравственное качество, которое заключается в способности человека причинять страдания другим людям или живым существам. Часто подростки совершают жестокие поступки. Каковы причины подростковой жестокости? | Выполняют письменно работу. | К Л |
10. Работа над аргументацией. | Основная часть. Аргументация. - Как перейти к аргументам? (Слайд 9) Найдите 1 –ый аргумент из текста (Что доказываем? Причины подростковой жестокости). В каких предложениях текста содержится ответ на вопрос? 2-ой аргумент. (Слайд 10). - Как начать? - Что может быть аргументом из Вашего жизненного опыта? - Какой вывод можно сделать, прослушав эти сообщения? - Какие примеры жестокого поведения вы можете привести из художественных произведений? - Анатолий Марченко нашёл высказывания известных людей на данную тему. Запишем некоторые из них. | Предложения 22 -25 В. Токарева «Рождественский рассказ». Борька Крюков. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Е. Пугачев. Швабрин. А. Платонов «Юшка». Записывают высказывания | П Р К Л |
11.Напишите заключительную часть своего сочинения. | Вывод. (Слайд 11) | Страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все, поэтому мне хотелось бы, чтобы ребята поняли, что жестокость не приемлема в человеческих отношениях. | |
12. Проверка выполнения задания | Чтение обучающимися черновых вариантов творческих работ. | Выступления учащихся | К Р |
13. Рефлексия. | - О чём мы сегодня говорили на уроке? - Чем запомнился вам урок? - Чему вы научились? - Что было самым трудным? - Где вы сможете применить полученные знания? - Продолжите предложение: «Теперь я умею и могу…» | Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; дают оценку своей работе | Л Р П Р |
14. Итог урока. Домашнее задание | Заключительное слово учителя. Выполнить задание 9.3 варианта 26 ОГЭ 2022 | Записывают домашнее задание. | |