СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. Урок развития речи "Каковы причины подростковой жестокости?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по подготовке 9-классников к написанию сочинения рассуждения (задание 9.3 ОГЭ).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. Урок развития речи "Каковы причины подростковой жестокости?"»

Технологическая карта урока по русскому языку 8 класс «В»

Учитель: Хиврич Наталья Григорьевна

МБОУ Матвеево – Курганская сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина

Тема. «Подготовка к сочинению – рассуждению 9.3: интерпретация фрагмента текста» Дата: 22.02.2021 г.


Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текста сочинения-рассуждения и уметь писать текст по данной теме.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста - рассуждения, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как сопереживание, отзывчивость, человечность, стремление прийти на помощь.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, памятки, словари: словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь С. И. Ожегова.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.


Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.


Коммуникативные УУД: умение строить связное монологическое высказывание на заданную тему, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.


Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, словарями, анализировать, выстраивать последовательность работы, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, словари), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.


Тип урока. Урок развития речи


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1) Приветствие учащихся, учителей. Проверка готовности к уроку.


Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л


2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой

- Что означают значки, изображенные на слайде? (Слайд 2)


Расшифровывают значения символов


Р

П


3.Целеполагание

Как вы понимаете высказывание американского писателя Джека Лондона?

(Слайд № 3)


- Сформулируйте цель нашего урока.

- Без чего невозможно написать сочинение?

Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения



Необходимо прочитать текст.

Р


Л


П

4. Работа с текстом, анализ текста

- Прочитайте текст Л.Н.Толстого (вариант 26).

- Выполните задания после текста: 6, 7, 8.






- Какова тема текста?

- Найдите предложения, которые передают отношение сверстников к Иленьке (1-й ряд). Вывод

- Найдите предложения, которые передают чувства Иленьки (2-й ряд).


- Найдите предложения, которые передают чувства самого рассказчика (3-й ряд).

- Сформулируйте основную мысль текста.

Жестокое обращение со сверстниками недопустимо.


- Прочитайте задание к сочинению 9.3.

Читают текст.Дают ответы на задания:

№6 – 125;

№ 7 – 14;

№ 8 - щеголять



Формулируют тему текста: Жестокое отношение к Иленьке.


Предложения 3, 12, 14, 19.


Предложения 5, 13, 18, 21.


Предложения 17, 19, 22 – 25.



Формулируют основную мысль текста.

Читают задание 9.3 вар. 26.

П

5. Мозговой штурм

(актуализация ведущих знаний)

- Давайте вспомним изученное.

(Слайд 4, 5)

1.Тезис. (Что это?)

Что должны с ним сделать? (Прокомментировать, т.е. дать свою оценку)

2. Аргументы. (Один из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта. Что это значит? Откуда можно взять аргумент).

Положение, определение, которое мы должны доказать.



П

Л

К

6. Словарная работа

-1. Работаем над определением слова жестокость. (Слайд 6)

- Подберите синонимы к слову жестокость (словарь). Записать в схему.

- Подберите антонимы к слову жестокость (словарь). Записать в схему.

2.

- Какой бывает жестокость? (подобрать прилагательные) (словарь). Записать в схему.

- Как проявляется жестокость? Записать в схему.

- Кто может стать объектом жестокости? Записать в схему.

- Каковы причины подростковой жестокости?

Такая схема должна получиться в результате работы. (слайд 7)

Работа со схемой.

Высказывают свои мысли.

Отвечают на вопросы, заполняют схему синонимы, антонимы,

К

Л

П

Р

7. Физкультминутка

Физкультминутка

Выполняют упражнения


 8. Включение в систему знаний (применение собранного материала на практике)










- Итак, мы собрали материал, необходимый для написания сочинения 9.3.

- А теперь с помощью дефиниции попробуем сформулировать тезис.

Дефиниция – краткое определение какого – либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.


Дефиниция (Слайд 8)

Что такое жестокость? Жестокость – это нравственное качество, которое заключается в способности человека причинять страдания другим людям или живым существам.

Комментарий (что это?) Предложения, содержащие Ваши размышления о заявленном тезисе; комментарий должен быть связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Помним, что надо дать ответ на вопрос: «Каковы причины подростковой жестокости?»

Рассуждают, работают с таблицей, используя собранный материал.












К

Л

П





К

Л





9. Напишите вступление к сочинению.

Что такое жестокость? Жестокость – это нравственное качество, которое заключается в способности человека причинять страдания другим людям или живым существам. Часто подростки совершают жестокие поступки. Каковы причины подростковой жестокости?

Выполняют письменно работу.

К

Л


10. Работа над аргументацией.

Основная часть. Аргументация.

- Как перейти к аргументам? (Слайд 9)

Найдите 1 –ый аргумент из текста (Что доказываем? Причины подростковой жестокости). В каких предложениях текста содержится ответ на вопрос?

2-ой аргумент. (Слайд 10).

- Как начать?

- Что может быть аргументом из Вашего жизненного опыта?

- Какой вывод можно сделать, прослушав эти сообщения?

- Какие примеры жестокого поведения вы можете привести из художественных произведений?

- Анатолий Марченко нашёл высказывания известных людей на данную тему. Запишем некоторые из них.




Предложения 22 -25


В. Токарева «Рождественский рассказ». Борька Крюков.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Е. Пугачев.

Швабрин. А. Платонов «Юшка».

Записывают высказывания





П

Р






К

Л

11.Напишите заключительную часть своего сочинения.

Вывод. (Слайд 11)



Страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все, поэтому мне хотелось бы, чтобы ребята поняли, что жестокость не приемлема в человеческих отношениях.


12. Проверка выполнения задания

Чтение обучающимися черновых вариантов творческих работ.

Выступления учащихся

К

Р

13. Рефлексия.   

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Чем запомнился вам урок?

- Чему вы научились?

- Что было самым трудным?

- Где вы сможете применить полученные знания?

- Продолжите предложение: «Теперь я умею и могу…»

Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе


Л

Р

П

Р



14. Итог урока. Домашнее задание

Заключительное слово учителя.

Выполнить задание 9.3 варианта 26 ОГЭ 2022

Записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!