Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них
распознавание обособленных определений и уточнений в художественном тексте.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создание эмоционального настроя на урок, мотивировать обучающихся на работу. | На доске написаны дата и тема урока | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Актуализация знаний по теме и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | Анализ типичных ошибок предыдущей письменной работы «Обособленные обстоятельства» Он проснулся от холода, взявшего в тиски сердце, и, открыв глаза, сквозь блещущие радужным разноцветьем сле- зинки увидел холодное солнце, величественный простор безмолвной степи, свинцово-серое небо у кромки горизонта и на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. | Ставит проблемный вопрос. При каких условиях выделяются обстоятельства? Виды обособленных обстоятельств. | Получают ключевое слово. Подчеркивают грамматическую основу предложения, выделяют обособленные определения и обстоятельства. Он проснулся и увидел (однородные сказуемые- простое глагольное); Обособленные определения- взявшего в тиски сердце, рдяно- желтую, с огнистым отливом Называют виды обстоятельств: образ действия- деепричастный оборот- открыв глаза, места- у кромки горизонта |
Выявление места и причины затруднения | На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока. | | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выдвигает проблему. Каковы причины обособления? Подводит к теме урока. | Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. |
Построение плана выхода из затруднения | Практическим способом сконструировать проект будущих учебных действий. | Он задумался, глядя на синие зубцы Кавказских гор. | С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом- тема известная. | Анализируют расстановку знаков препинания в предложении, обдумывают проект будущих учебных действий. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом- тема известная. Что не знаем? При каких условиях обстоятельства будут обособляться? |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник. | Работа с учебником. Работа в парах. Составление таблицы с примерами. «Знаки препинания при уточняющих членах предложения». | Предлагает сделать работу путём поиска информации из учебника. | Поиск и выделение нужной информации, понимание Ее. Составляют таблицу: обособление уточняющих членов предложения с примерами предложений. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепить алгоритм действий | Работа по таблице Из группы зачитывают примеры предложений на выделение уточняющих членов предложения. | Предлагает рассказать об условиях обособления, опираясь на таблицу. -Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? -Почему эти члены предложения называются уточняющими? | По таблице рассказывают Сборка макета дыхательной системы. Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные. Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т. д. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Проверить уровень приобретённых знаний. | Работа в тетрадях самостоятельно, предложения с проектора. Солнце уже двинулось вниз, когда, преодолев несчастные зыби в живописном лесу, мы выехали на высокий, крутой берег реки. Речка была пустяковая. Внизу, под обрывом, через нее был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село так и называлось — Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. | Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу для самооценки. | В тетрадях выполняют работу. Проверяют работы по эталону |
Включение в систему знаний и повторение | Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий. | Укажите, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения: а) выражают различную степень уверенности; б) поясняют значение какого-либо члена предложения; в) выражают замечания о способах оформления мыслей; г) обозначают добавочное действие. Составление памятки. | Задаёт вопрос. Укажите, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения? Организует работу в группах-составление памятки обучающимися. | Ответы на вопросы учителя. Выбирают какую функцию выполняют уточняющие члены предложения. Составление памятки. Обмен мнениями |
Рефлексия учебной деятельности и самоанализ | Проверка способности самооценки, как личностный результат | Заполнение рефлексивного листа Я знал_________ Я узнал________ Я научился_______ | Выставление оценок и совместное комментирование | Оценивают свою работу на уроке |
Домашнее задание | | Запишите по одному предложению со следующими уточняющими обособленными членами: 1)с обстоятельствами места; 2) с обстоятельствами времени; 3) с обстоятельствами образа действия; 4) с обстоятельством, которое присоединяется к уточняющему слову союзом то есть. | | |