СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по роману Арта Шпигельмана "Маус". Кошки против мышей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по роману Арта Шпигельмана "Маус". Кошки против мышей»

0


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ


Предмет – литература

Класс 10 (профильный уровень)

Тема: Кошки против мышей. По роману Арта Шпигельмана «МАУС»

Цель урока: отработать навык анализа графического романа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения, умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности; обрабатывать информацию; выполнять логические операции; устанавливать связи рассуждения, относить их к известным понятиям.

Воспитание толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии национализма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

Словарь урока: фашизм, холокост, гетто

Ресурсы урока: изображения страниц комикса, фотографии героев комикса, мультимедийный проектор, текст романа «Маус»; Интернет-ресурсы: https://batenka.ru/aesthetics/reading/holocaust-comics/ .

Образовательные технологии: кейс-технология

Методы и приемы обучения: метод инцидентов, познание, беседа по содержанию текста романа, организация работы с текстом, ответы на проблемные вопросы, самоанализ.


Ход учебного занятия

Этапы



Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

предполагаемые ответы

Орг. Этап

1 мин.

Приветственное слово.

- Добрый день, ребята! С каким произведением вы познакомились дома? О чем эта книга? (о жизни во время войны). Тема урока: ретроспектива жизни человека в годы войны. По роману А.Шпигельмана «Маус».

Самоконтроль готовности учащихся к уроку

Мотивация

1 мин.

Обратите внимание на эпиграф к произведению. Прочитайте эти слова (на слайде). Прокомментируйте их.

«Евреи, несомненно, раса, но не человеческая». Адольф Гитлер

Предполагаемый ответ учащихся.

Актуализация

1 мин.

Почему мы взяли для работы именно это произведение?

В чём заключается его индивидуальность?

Что вы испытывали, читая это произведение?

За счёт чего автору удается добиться такого отношения у читателя?

Проблема: может ли текст, вписанный в картинку усилить восприятие произведения?

Тема Холокоста нашла отражение в разных видах искусства, она продолжает находиться «на повестке дня» на страницах многих литературных произведений и в кинематографе, так как психологическое потрясение и опыт пережитого невозможно забыть. Он требует переосмысления даже сегодня, в XXI столетии, и главной целью изображения трагедии становится сохранение памяти и предупреждение. В ходе данного мероприятия учащимся удалось ответить на главный вопрос: «Можно ли говорить о такой величайшей трагедии ХХ века, как Холокост, языком комикса?» 





Предполагаемый ответ учащихся.















Аналитическая

беседа

10 мин. работают с кейсами, далее по 5 мин. на выступление каждой группы

ОБЪЯСНИТЬ ЗАДАЧУ КЕЙСА (ОН УЖЕ НА СТОЛАХ- у каждого свой)



КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ № 1 «ЖИЗНЬ ВЛАДЕКА ДО И ПОСЛЕ ВОЙНЫ» - распечатки из книги этапов жизни (МОЖНО В СООТВЕТСТВИИ С ТАБЛИЦЕЙ «БЫЛО- СТАЛО»)

Было Стало

Семья - многие лишились семьи;

-не было вокруг ни одной семьи, где не потеряли бы кого-нибудь из близких;


Профессия - не стало привычного уютного дома, работы;


Положение в обществе - положение в обществе, которое обеспечивало уважение, давало доход,

теперь характеризовалось одним словом – гетто;


Материальное благополучие


Увлечения -увлечения, стали бессмысленны, да и невозможны;


Перспективы -перспективы – вымирание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КЕЙСА:

1)Проблема взаимоотношения «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чём проявляется подлинная любовь родителей к детям/детей к родителям? Почему? Как? По какой причине возникла проблема взаимоотношений отца и сына?

2)Проблема влияния войны/концлагеря на судьбу человека. Как меняется характер и поведение Владека?

3)Проблема конфликта общественных и личных интересов. В чём заключается конфликт общественных и личных интересов?

4)Сложность человеческой жизни. Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок?

КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ № 2 «МАУС» В СИМВОЛАХ» - распечатки из книги наиболее интересных символов

ВОПРОСЫ ДЛЯ КЕЙСА:

1)Как символизм в книге отражает действительность событий?

2)Какие проблемы через символизм поднимает автор?

3) Работа с распечатками комикса.

Что значит дорога в виде свастики по которой идут Владек и Аня? стр.127

Как Арт передаёт своё внутреннее состояние во время работы над комиксом? стр.201

В чём заключается задача карт, схем, зарисовок расположений бараков и быта лагерей?

КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ № 3 «КОММЕНТАРИИ НА КНИГУ» - (прилагаются):

ВОПРОСЫ ДЛЯ КЕЙСА:

1)Что побуждает людей читать книгу «Маус»?

2) Насколько актуально то, о чем пишет автор? (проблема может быть важной, злободневной, спорной, своевременной для общества, для науки, для молодежи, для современного читателя, для мирового сообщества – как это оценено в комментариях?

3) Как авторы комментариев оценивают описываемые автором книги конкретные ситуации жизни в концлагере?

-Автор затрагивает важную (нравственную, философскую, проблему культуры и искусства, воспитания, образования, исторической памяти) проблему конкретизируем.

-Автора текста волнует проблема…

-Аргументируя свою позицию, автор приводит примеры (событий, поступков и т.д.)

- В качестве доказательств автор приводит цитату

-Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?

- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста?

КОММЕНТАРИИ НА КНИГУ:

Творческий подход автора меня заинтересовал. Сюжет основан на реальных событиях. Начинается все с настоящего времени: автор приходит к своему старому отцу и пытается у него узнать про то, как они с его мамой попали в концлагерь. Отец рассказывает и перед нами появляется картинка 40-х. Таким образом на протяжении книги происходит жонглирование во времени.

Ах, да, кстати... людей в комиксе нет. Все персонажи, а вернее нации, изображены животными: нацисты - котами, евреи - мышами. Дальше моя логика дает сбой: поляки - свиньями; ну и в конце американцы - оленями.

Воспоминания отца Шпигельмана начинаются с Польши, где жила их зажиточная семья. Потом страну оккупируют немцы и начинается гонение на евреев. Основа сюжета - это попытки главного героя выбраться из этого ада. Видимо для этого автор использовал животных и нечеткую прорисовку, чтобы не вызывать ужаса.

************************

История разворачивается в двух временных отрезках.
Первый - конец 30-ых годов и годы войны. В нем рассказывается о спокойной жизни Владека-отца Арта Шпигельмана, в Польше, о годах голода и страха в гетто и об ужасах концлагеря Аушвица.
Второй- это период общения отца с сыном спустя много лет после Холокоста.
Арт расспрашивает Владека о его жизни, о знакомстве с Аней (матерью Арта), о захвате Польши немцами, о долгих месяцах концлагеря.
Он пытается найти общий язык со своим отцом, разобраться в их запутанных отношениях.
И на мой взгляд, именно это непонимания между отцом и сыном делает историю более реальной и близкой читателю.
К тому же эти отрывки показывают, каким огромным потрясением стало для Владека случившееся в прошлом и как это повлияло на его дальнейшую жизнь. Он собирал бесплатные салфетки, потому что в концлагере не было даже туалетной бумаги; не мог выкинуть еду, так как вспоминал о временах, когда есть было нечего и т. д.
Черно-белые иллюстрации романа погружают в атмосферу хаоса, абсурдности и неправильности происходящего.
Мне понравилось, как с помощью рисовки автор расставил акценты и заострил внимание читателя на деталях.
Например, когда Владек и его жена Аня сбежали из гетто, то дорога, по которой они шли, была изображена в виде нацистской свастики.

**********************

В данном произведении описана биография отца автора. Эта книга не только о войне, а также о взаимоотношениях с родителями. Она учит нас ценить настоящее время, время, когда родные рядом. Потом, потом будет поздно сожалеть о сказанном или недосказанном. Она учит нас быть терпимей, потому что нам не дано понять, через что, на самом деле проходили они.

В книге описывается история жизни евреев во времена второй мировой войны. О том, как нацисты всеми силами стирали с лица земли существование данного народа: изгнание из собственных домов, рабство, гетто, расправы, голод, газовые камеры, крематории.
Очень страшно.
Люди выживали, как могли. Но некоторые вещи так и нельзя пережить. Владек Шпигельман где-то в сознании так и остался в Аушфице, а Арт Шпигельман так и не смирился с самоубийством матери.

Безусловно "Маус" стоит прочитать, как в прочем я думаю и все книги о войне. Люди должны знать, в какую цену нам обошлась наша жизнь.

*********************

Когда читаешь на обложке книги слова о том, что данное повествование можно было сделать только в жанре комикса, они представляются обычной хвалебной рецензией, единственная цель которой состоит в том, чтобы заставить как можно большее количество людей купить книгу. Но после прочтения самой книги понимаешь, что во многом эта фраза справедлива. Да, об ужасах Холокоста и о реалиях жизни в оккупированных нацистами странах можно рассказать по-разному. Можно сделать это, используя только текст и дав пространные описания происходящего, в расчете на то, что фантазия читателя сама нарисует, как выглядит концлагерь. Но когда ты видишь на картинке комикса, что над бараками концлагеря возвышаются трубы крематория, то это впечатляет больше, чем попытки собственного воображения описать ужас жизни евреев в Аушвице, где они вынуждены постоянно видеть наиболее вероятное завершение их жизненного пути.

Комикс нарисован Артом Шпигельманом на основании записей рассказов его отца Владека и представляет читателю не только описание жизни польского еврея во время Третьего рейха, но и содержит зарисовки из жизни самого автора в послевоенное время и его взаимоотношений с отцом. Рассказ Владека начинается в 1935 году, когда антисемитские идеи еще не распространились так широко, как во время Второй Мировой войны, но уже тогда, в довоенное время евреи подвергаются все большим и большим угнетениям. Жизнь самого рассказчика еще вполне сносна, и его первым серьезным испытанием станет плен, в который он попадет после первого же боя с нацистами в 39 году.

Вернувшись из плена, Владеку предстоит серьезная борьба не только за свою жизнь, но и за жизнь своей семьи. Лишенный каких-либо доходов – принадлежавшую семье фабрику пришлось отдать «арийским управляющим» - рассказчик вынужден искать нелегальные способы предпринимательства, опасаясь периодически проводимых облав и борьбы нацистов с незаконной коммерцией. Предпринимательские способности, удача, имевшиеся в семье запасы денег и драгоценностей позволяют ему находиться на свободе, хотя и скрываясь от гестапо до 44 года, когда во время попытки бегства в Венгрию Владек с женой были схвачены и направлены в Аушвиц. В то место, где главными были газовые камеры и крематорий, а люди выступали в качестве подтверждения необходимости наличия данных инструментов уничтожения. В то место, из которого, как рассказчик предполагал, им не удастся выйти живыми.

Им это удалось. Знание языков и умение работать руками помогли Владеку выжить в, казалось, безнадежной ситуации. Владек и его жена Аня встретились после войны, у них родился еще один сын, который и нарисовал рецензируемый комикс.

Комикс весь оформлен в черно-белом цвете и весьма интересным образом представляет людей. Они нарисованы в виде зверей: так евреи изображены мышами, поляки – свиньями, а немцы – котами. Возможно, причина такого выбора в отношении евреев приведена в самой книге: в цитате из германской газеты середины 30-х годов о том, что Микки Маус – самый омерзительный из идеалов, и призывающей: «Долой еврейские карикатуры на людей». А также в словах Арта о том, что его отец словно бы представляет расистскую карикатуру на старого жадного еврея, каковые (слова) находят неоднократное подтверждение на страницах комикса.

«Маус» заслуживает множества хвалебных слов, но есть в нем и как минимум один недостаток, не связанный, правда, с работой автора – это не всегда качественно сделанный перевод. Фразы наподобие «он выжил мне жизнь тогда» добавляют небольшую ложку дегтя в замечательную книгу, без которых комиксу можно было бы смело ставить максимальную оценку.

******************************

Вы можете представить, как описать холокост в комиксе? Я тоже представляла себе с трудом. Как по мне, комиксы – это о чем-то выдуманном, мультяшном, неправдоподобном. Здесь же – начинка военных событий. Я, прочитавшая уже не одну историю о том, как страдали люди в концлагерях во время второй мировой войны, впечатлилась не на шутку.

Одно дело, когда ты получаешь информацию через текст. Мозг отказывается принимать, что все это было на самом деле. Я не могу осознать всех масштабов происходящего, действительно – это не укладывается в голове.

С другой стороны, когда ты смотришь на это через картинки, где евреи изображены мышами, немцы – кошками, поляки – свиньями и т. д., верится в это еще меньше. Но от мелких деталей, наподобие пролитого супа, невольно вздрагиваешь.

*****************************

В книге показано, как могут повести себя люди в тяжёлых обстоятельствах, какие качества они проявляют. И в этом отношении автор не идеализирует людей, он показывает их настоящими. И даже в таких ситуациях многие сохраняли человечность, старались помочь другому. В некоторых моментах мне даже хотелось плакать. Книга тяжёлая, но такую литературу важно читать.

*************************************

Конечно же когда берешь книгу в руки, самое необычное это взаимодействие темы и жанра...Сразу же всплывает вопрос- Ну как? Что можно донести об ужасной странице истории- Холокосте через комикс?...Оказывается очень многое! Стоит ли читать книгу? По моему мнению- да! Обязательно стоит! И не только потому что это единственный комикс лауреат Пулитцеровской премии. Он рассказывает о сыне, который пытается понять своего отца и о об отце, пережившем Холокост. Но ведь это не рассказ о отдельной семье, а рассказ о миллионах других людей, к которым применимы эти истории. Для меня это произведение оказалось честным и прекрасным. История о любви, ненависти, смерти и людях, которых в этом произведении и нет. Оно полно символизма, мельчайших деталей и ощущений. Впечатление производят и такие вроде бы простые рисунки. Но при всем этом такая сложная тема, рассказывается очень просто.

***************************

Подумать только: комикс о холокосте. Сомнения улетучиваются спустя всего несколько прочитанных страниц. Рассказанная иначе, эта история просто не зазвучала бы. Отрисовав биографию своего отца, автор добавляет происходящему условности. Конечно, прежде всего - это книга о сыновней любви к непростому во всех отношениях отцу. С другой стороны, это памятник жертвам холокоста. По мнению Шпигельмана, этими жертвами стали не только те кто не выжил, но и те кто пережил его и даже, в некотором роде, те кто родился после.

Почти гротескная манера рисовки больше всего напоминает грубый типографский оттиск передовицы с того света. Все же, Арт Шпигельман скорее выступает здесь как документалист, чем как художник. Отдельным преимуществом нарратива графического романа служит эффект пояснения. Книга чуть ли не наполовину состоит из уточнений. Сноски и примечания вшиты в саму ткань повествования. Таким образом Шпигельман выстраивает сложную многоплановую экспозицию. Комикс в комиксе, авторефлексия автора, воспоминания о воспоминаниях. Приемов множество, но они не выглядят украшением и вовсе не оттеняют сюжета.

Шпигельман не пытается напугать. Он будто отгораживается от памяти о Холокосте. «Маус» - редкий случай, когда отождествляешь себя не с главным героем романа (это слишком страшно), а с его автором. В какой-то момент художник признается, что совершенно осоловел от еврейского вопроса. Он не жалуется. Это такое проявление нежности к читателю у которого впереди еще треть книги о танталовых муках. Отец Арта Шпигельмана волею судьбы стал профессиональным переговорщиком. Всю книгу он только и делает, что меняется со смертью местами, выторговывая себе еще денек существования. Его сын, похоже, не считает обмен равноценным. С этим сложно не согласиться. Как сказала Француаз: мы все ненормальные.

*****************************************

Отличительной чертой комикса является то, что каждый народ представлен каким-то животным. Евреи — мыши, немцы, понятное дело, кошки, поляки — свиньи, американцы — собаки и т. д.
Книга поднимает множество вопросов и Холокост — только самый очевидный и поверхностный слой. Мы и так знаем, что "нацизм — это плохо" и лишнее напоминание о его ужасах не дадут никакого нового понимания. Я бы даже осмелился сказать, что этот роман НЕ о Холокосте, а совсем о других вещах. О них и поговорим.
1. Отношения отца с сыном. Создается впечатление, что данный комикс — попытка автора разобраться в своих личных отношениях. Герой романа Владек Шпигельман, как ни иронично, самый настоящий "типичный еврей", а потому сын его с трудом может терпеть. Он хранит чайные пакетики с завтрака, чтобы повторно заварить их в обед. Он возвращает недоеденные продукты в супермаркет (конечно, со скандалом), пытаясь вернуть за них деньги. И так далее. Не говоря уже о том, что в молодости Владек был сама предприимчивость, благодаря чему, во многом, и выжил. Такой образ легко представить в голове и легко представить, как рядом с таким человеком нелегко. Но при этом по комиксу заметно, что и сам сын тот еще подарочек, и автор это признает.
2. Вставной комикс о самоубийстве матери автора — очень сильный и, во многом, куда страшнее самого Холокоста.
3. О современном расизме. Самая сильная и центральная сцена всего комикса, на мой взгляд, это отнюдь не Освенцим — а момент, когда Арт с женой и отцом едут домой на машине и берут попутчика-негра. Что вызывает вспышку гнева у Владека. У человека, который, на минуточку, на своей шкуре знает, что такое геноцид. Когда попутчик вышел, он взорвался тирадой, что негры всегда воруют и ему пришлось следит за пакетами, чтобы тот ничего не украл. На резонное замечание, что "вы относитесь к неграм, так же как немцы к евреям" он ответил "не сравнивай еврея и негра".
Это проявлялось еще в нескольких сценах. Когда Владек с другими евреями в конце войны проезжали разрушенный почти до основания Нюрнберг кто-то из них сказал: "И хорошо, пусть немцы почувствуют то, что чувствовали евреи".
Я и сам не раз замечал существующий у евреев бытовой национализм. Ничего серьезного, конечно, но это наводит на определенные мысли — если даже люди среди народа, сильнее всех пострадавшего от нацизма, полны националистических мыслей, то что говорить об остальных? По-моему, главная тема комикса именно в этом. Мы не замечаем расистских ростков в самих себе и в окружающих. Можно сколько угодно вопить о великой победе, но нацизм/фашизм, к огромному сожалению, жив. И он ближе чем кажется.
На этом фоне смешно читать новости о том, что этот комикс пытались не допустить к продаже из-за свастики на обложке. В этом-то и проблема. При слове "фашизм" у всех в голове свастика и Гитлер, но спроси людей на улице и единицы скажут, что это такое на самом деле.

**************************

История, конечно, сильная, тяжёлая и местами невыносимая. Усиливает эффект то, что кроме текста ты видишь конкретные адские картинки. Но лично мне не хватило какого-то драматизма что ли, атмосферы страха. Звучит, конечно, цинично, но из-за формата весь сюжет передан набросками и действие развивается слишком быстро. Побежали, убили, казнили, побежали, купили, поговорили. Нет времени для размышлений, для сочувствия и сопереживания. Хочется читать дальше, чтобы узнать, как же всё-таки им удалось спастись. Возможно, это и есть главный (и, наверно, единственный) минус книги.



Предполагаемый ответ учащихся.

Итог урока. 5 мин. Составьте синквейн

«холокост», «война», «память», «жизнь»….. Очень быстро в течение 1 минуты наполните его словами по схеме:

2 прилагательных

3 глагола

Фраза их 4-х слов

Существительное (как вывод)


Человечное всегда входило в жизнь с трудом и кровью.

Насилие, меняя маски, остается главной частью человеческих взаимоотношений. История проходит через Дом души человека, через его личность, сознание, семью, судьбу.

Мы увидели пути, которыми шли люди, пережившие Холокост, спорили о красоте и подлости, о долге и страхе.

Если мы будем чаще об этом задумываться, то есть надежда на то, что сохранится любовь, интерес к судьбе чужого человека, появится тяга к сотрудничеству с другим, к Свободе, к Миру (звучит музыкальная композиция «Пианист» и на экране фотографии Владека, Анны, автора романа)




Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап. После завершения видеосъёмки урока.


РЕФЛЕКСИЯ. Аргументированные ответы (учащиеся по выбору отвечают на один из вопросов):

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

  4. Была ли польза от такого рода работы?

  5. В чем вы видите собственное приращение?

  6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

  7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

  9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

  10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?




Выставление оценок.

Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!