СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по предмету "Альтернативная коммуникация» /индивидуальное обучение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по предмету "Альтернативная коммуникация» /индивидуальное обучение.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5».











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

5 класс, индивидуальное обучение.




Родде Наталья Юрьевна,

учитель ГБОУ АО «СКОШ №5»






2023г


АННОТАЦИЯ.

В работе представлена технологическая карта индивидуального урока с учеником 5 класса по формированию навыков альтернативной коммуникации. Данный материал будет полезен учителям индивидуального обучения и учителям начальных классов, работающим по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).


Технологии: игровая, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая, развивающего обучения.

Тема: Стихотворение «День и ночь» (автор П. Соловьева). Соотнесение изображения, жестов и символов.

Цель: выбор графических символов с опорой на иллюстрации.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в использовании жестов и символов, обозначающих знакомый предмет;

  • упражнять в узнавании графического изображения знакомых символов.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие на основе соотнесения изображения и его символа;

  • развивать зрительно-моторную координацию;

  • развивать понимание и активность речи.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к совместной деятельности;

  • стимулировать самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитывать навыки общения, взаимодействия.


Методы и приемы: словесные (беседа); наглядные (показ, демонстрация, работа с иллюстрациями); практические (выполнение заданий, практических действий)

Личностные БУД

-Осознание себя как «Я»

-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности

Коммуникативные БУД

-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации;

-Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, символы, вокализация);

Регулятивные БУД

-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов;

-Формирование умения выполнять действия по подражанию и по образцу

Познавательные БУД

-Понимание слов, обозначающих изображение на иллюстрациях


Оборудование: знакомые символы (на липучках), фото детей, иллюстрация «Весна», дидактический материал для работы с карточками-символами (ламинированные листы со стихотворными строками и соответствующими иллюстрациями), коврограф, массажные кочки, кольца, тактильные подушечки (красные и синие), зеркало, музыкальное сопровождение.










Этап урока


Содержание педагогической деятельности


Планируемые результаты



Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент


Приветствует ученика, используя жест-приветствие:

- Даня, здравствуй!

Обращает внимание на камеру и другого педагога:

-Поздоровайся с Ольгой Николаевной


Используя соответствующие жесты, педагог задает вопросы:

-Даня, ты пришел заниматься?

Настроение хорошее? Ты готов работать?

Значит, начинаем:


Здоровается с каждым педагогом, используя жест и вокализируя






Отвечает на вопросы, повторяя за педагогом необходимые жесты


Овладение умением вступать в контакт, односложно отвечать на вопросы, используя альтернативные средства коммуникации

Актуализация знаний.



-Посмотри на фотографии и скажи, кто будет заниматься и играть. Где Даня?

Обращает внимание на карточки-символы, называет действия и выполняет соответствующие жесты:

- Мы на занятии внимательно смотрим, слушаем и много говорим.

-Какое время года?

- Возьми карточку «весна» и прикрепи ее на доску.

При необходимости исправляет и дополняет ответ ученика:

-Зима закончилась, наступила весна



Подходит к столу, находит свою фотографию и закрепляет ее на доске.










Повторяет жесты-действия,


Самостоятельно жестом показывает время года, закрепляет символьное изображение на доску при помощи магнита.


Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого), желание выполнять инструкции педагога;

Повторение и уточнение жестов, обозначающих деятельность на уроке

Разминка перед зеркалом


/Упражнения для мышц шеи,

плечевого пояса, и рук

Сидя перед зеркалом, очень медленно показывает ученику движения, проговаривая и контролируя правильность их выполнения:

- Поднимаем прямые руки вверх и тянемся за ними;

- не опуская рук, поворачиваем туловище то в одну, то в другую;

-встряхнули руки;

- положили правую руку на левое ухо и наклоняем голову к правому плечу;

- поменяли руку, наклоняем голову к левому плечу

-положили руки на затылок, наклонили голову и посмотрели вниз;

не убирая рук, подняли голову и посмотрели вверх;

- берем палочку и катаем ее между ладонями;

- катаем палочку сначала на одной, потом на другой ладони.


Хвалит ученика:

- Даня, отлично! Убери, пожалуйста, палочки на место.

Благодарит, используя жест «спасибо»

Садится перед зеркалом

В очень медленном темпе выполняет упражнения по подражанию (каждое движение 2-3 раза):

Поднимает прямые руки, тянется вверх


повороты туловища в стороны;


встряхивающие движения рук;


наклоны головы;



выполняет движения с палочкой, меняя положение рук




по просьбе педагога убирает палочки в коробку.

Формирование умения выполнять действие по подражанию;

снятие мышечного напряжения,

Выкладывание сенсорной дорожки

П оказывает на сенсорную дорожку, выложенную на столе:

-Даня, посмотри, у меня на столе красная дорожка, выложи такую же синюю.


Контролирует, при необходимости оказывает направляющую помощь

Смотрит на образец,

п одходит к полке с массажным материалом, берет нужные фигуры синего цвета и выставляет предметы в той же последовательности

Формирование умения выполнять задание по образцу

Упражнение на развитие ручной моторики и координации движений

Под ритмичную музыку называет и показывает выполняемое движение, сообщая о смене положения рук и контролируя правильность и четкость их выполнения:

на кочке – раскрытые ладони,

в кольце – кулачки,

на сенсорную подушку ставим ладонь на ребро.

После окончания упражнения хвалит ученика, просит его убрать материалы на место.


Выполняет ритмичные движения руками (одноименные и разноименные), меняя их положение по сигналу педагога





По просьбе педагога убирает массажный материал на место


Формирование учебного поведения: переключаемость внимания, выполнение простой знакомой инструкции, использование по назначению учебных материалов

Сообщение темы урока.

Раскладывает на столе карточки-символы и листы с иллюстрированными строками

-








Сегодня мы с тобой будем «читать», работать с нашими картинками-карточками.


Садится за стол


Работа с карточками-символами

Задает наводящие вопросы, подводя ребенка к ответу; показывает и озвучивает каждый символ; вместе с учеником выполняет каждый жест.

Дает ученику возможность самостоятельного выбора, поддерживает, задает уточняющие вопросы; добивается вокализации и выполнения жестов учеником.


После выкладывания всех символов, вместе с учеником показывает соответствующие жесты и проговаривает полностью каждую строку.


1 строка: Ночь зимой – как черный кот

-Какое время суток на картинке, день или ночь? Найди карточку, где нарисована ночь и приклей ее на место.

- Какое время года? Покажи руками. Возьми карточку «зима», поставь ее на место.

- Кто это? Кот. Поставь на место карточку «кот»

- Что ты написал?

- Давай вместе «скажем руками»


2 строка: День - как серенькая мышь

- На кого похож день? Кто это? Мышь

- Где карточка «мышь»? Поставь ее на свое место

-Где карточка «день»?

- Что ты написал?


3 строка: Но весна, весна идет, ярко звонко каплет с крыш.

- Где картинка «весна» (жест) возьми и приклей

- Весна «идет», где карточка «идет»?

- Начинают таять сосульки. Где карточка, на которой тают сосульки?

- Что ты написал?


-Молодец, Даня, ты справился!

С помощью педагога рассматривает каждую иллюстрацию, по возможности, вокализирует, находит ее символьное изображение, выкладывает на место;

выполняет соответствующий жест

Формирование учебных навыков: узнавание изображения на картинке; понимание слов, обозначающих название предмета/объекта, соотнесение слова, жеста и изображения /символа; ориентирование на строке, соблюдение определенной последовательности



Закрепление материала


- Давай повесим наши картинки на доску и расскажем вместе, что у нас получилось

Вместе вывешивают картинки на коврограф:


- Смотрим на картинки и говорим вместе со мной

Показывает и называет каждую карточку-символ


- А теперь давай расскажем руками:

Произносит текст, выполняя жестами каждое изображенное слово.



Помогает закрепить листы на коврограф



Совместно с педагогом обращает внимание на каждый символ, по возможности вокализируя




С опорой на иллюстрации и движения педагога выполняет необходимые жесты


Формирование учебных навыков: сосредоточенность и переключаемость внимания, направленность взгляда, выполнение жестов с опорой на наглядность

Подведение итогов

Хвалит ученика, обращая внимание на выполненную работу:

- Даня, ты сегодня молодец!

Посмотри, сколько карточек ты узнал и назвал!


Повторяет жест «молодец»


Овладение умением поддерживать и завершать контакт, используя альтернативные средства коммуникации

Прощание

- На улице день, вы скоро пойдете гулять, значит, мы с тобой заканчиваем наш урок.

- Что мы скажем друг другу и Ольге Николаевне?

Ждет от ученика самостоятельного выполнения жеста – прощания, после чего сама показывает его и говорит:

- До свидания, Даня!


Повторяет соответствующие жесты




Самостоятельно выполняет жест «до свидания»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!