Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки) Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ы. Е. Благинина | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, дидактическая игра | Учитель показывает карточки с прописными буквами: а, о, и, А, И, О, И. – Назовите буквы, написанные на карточках, покажите строчные и заглавные буквы | Называют буквы, выбирают строчные и заглавные буквы | Классифици- руют буквы по определенному критерию | Фронтальный. Устные ответы, показ букв |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Сегодня на уроке мы будем писать строчную букву ы. Что вы знаете об этой букве? – Есть слова на букву ы? – Мы спросили у совы. Призадумалась сова И переспросила: «А?» Слух хороший у совы, Но не знает слов на ы. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Принимают учебную задачу, привлекают имеющиеся знания | Фронтальный. Устные ответы |
| | Ы нужна нам или нет? Дайте, дети, мне ответ. А. Евтушенко | | | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Ухо – нос». | Левой рукой берутся за кончик носа, а правой – за противопо- ложное ухо. Отпускают, хлопают в ладоши и меняют поло- жение рук наоборот | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с буквой ы | Фронтальная. Наглядный, словесный. Беседа | – Посмотрите на букву ы. На что она похожа? 1. А бедняжка буква ы Бродит с палочкой, увы. 2. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква ы – Все мы знать ее должны. | Высказывают предположение. Рассматривают буквы. | Осуществляют сравнение, делают выводы | Фронтальный. Устные ответы |
| | – Рассмотрите образец строчной буквы ы. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Почему нет заглавной буквы ы? | – Нет слов, начинающихся на букву ы | | |
4. Знакомство с написанием буквы ы | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки. Затем пишем присоединительный элемент от середины овала до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочку с закруглением внизу – начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, ведем вверх вправо до середины рабочей строки. – Пропишите букву ы в воздухе | Слушают объяс- нение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве | Фронтальный. Наблюдение учителя |
5. Работа в «Прописи 2» (с. 9). Письмо элементов буквы ы и буквы ы. Обведение буквы ы в словах | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Рассмотрите образец строчной буквы ы. – Из каких двух элементов состоит буква? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите контур вишни. – Допишите на первой строчке элементы буквы ы. – Дома вы потренируетесь в написании буквы ы. – Обведите буквы ы в словах сыр, сын, мыши, шары | Рассматривают букву, ее элементы. Отвечают на вопросы учителя. Пишут элементы буквы, обводят контур вишни. Обводят буквы ы в словах сыр, сын | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве ы. Осуществляют письмо буквы ы в соответствии с образцом, соблюдают высоту, ширину | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
Физкультминутка | Коллективная. Практическая | Я возьму шар большой, Подниму над головой, Выгну спину – шарик кину. | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнения |
6. Слого-звуковой анализ слов (с. 9) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схему слова мыши. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? – Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? – Рассмотрите схему слова шары. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? – Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? | – Два. – Первый. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков | Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
V. Закрепление знаний | Индивидуальная. Практический, | – Какие буквы вы видите вверху? – Обведите буквы и, ы. | – и, ы. Обводят буквы. | Ориентируются на образец в процессе письма. | Индивидуальный. Письмо. Самоконтроль |
и способов действий. 1. Работа в «Прописи 2». Письмо (с. 10) | словесный. Письмо, беседа | – Для чего нужны стрелки? – На что похожа строчная буква ы? – Обведите «гребешок». – Напишите чередующиеся буквы ы, и; и, ы. – Напишите соединение букв иы, ыи. – Обведите буквы ы в словах куклы, мыши, лисы | – Показывают направление. – На яблоко с червячком. Выполняют письмо букв, соединений букв, обводят буквы в словах | Воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона | |
2. Слого-звуковой анализ слов (с. 10) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схемы – модели слов мишка и мышка. Выполните слого-звуковой анализ этих слов. – Чем отличаются слова мишка и мышка? Букву ы мы в слове слышим, Мышек отличим от мишек. Ольга Красс | Опираясь на помощь учителя, выполняют задание. – Буквами и и ы | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Фронтальный, индивидуальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – У какой буквы мы сегодня были в гостях? – Расскажите об этой букве. – Буква ы довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? – Понравилось вам в гостях у буквы ы? – Дома потренируйтесь в написании изученной буквы | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |