СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру (3 класс) на тему "Солнце, растения и мы с вами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная карта урока. Упор в данном уроке сделан на формирование коммуникативных ууд. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру (3 класс) на тему "Солнце, растения и мы с вами"»

Учитель: Крикун Виктория Евгеньевна

Тема: «Солнце, растения и мы с вами».

Класс: 3 «Б»

Цель: формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы, влияние солнца на жизнь живых организмов.

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание роли человека в окружающей среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающийся научится:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

  1. Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающийся научится:

  • уважительно относиться к природе нашей страны и показывать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;

  • осознавать целостность окружающего мира;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, опыт).

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебники, рабочие тетради, пластилин, цветные карандаши

Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, презентация, схема, дерево для рефлексии.









Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Здравствуйте!

Присаживайтесь.


- Ребята, какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет. Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течении всего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас все получится.

Здравствуйте!

Присаживаются за парты.



- Улыбаются друг другу.



Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы познакомились с царством растений и узнали на какие группы их делят ученые ботаники. Давайте вспомним их.


Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

*У них есть цветки и плоды.



- Водоросли


- Мох


- Папоротники.


- Относится к хвойным растениям.

- Это цветковое растение.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Прочитайте, эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти слова?

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда?

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Какие слова у вас получились?

– Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

Солнце Растения Человек

– Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную схему.

– Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

-Откройте учебник на с.74, прочитайте тему урока «Солнце, растения и мы с вами».

Прогнозирование целей урока учащимися

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)


Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.

Человек бы умер…


- отгадки: солнце, растения, человек.











Живая и неживая природа

Живую (растения, человек) и неживую (Солнце)


КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Первичное усвоение новых знаний

-А как дышат растения?

- Давайте послушаем ваши версии.

-А как же питаются растения? ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями и в конце урока ответить на этот вопрос.

1.Дыхание растений

- Действительно ребята, растения – живые существа, значит они дышат и питаются.

- А как же они дышат, давайте рассмотрим схему «дыхание растений» на странице 75. Обсудите с соседом па парте. РАБОТА В ПАРАХ

- А как это происходит у человека?

при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся.

Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя.

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.



3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74.

Учитель:

– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?


Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…

- При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

- У человека происходит также. Он из воздуха поглощает частицы кислорода, а выделяет углекислый газ.


Личностные:

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Физкультминутка

Когда я назову живую природу вы будите хлопать в ладоши, неживую природу – топать ногами.

Солнце, камень, медведь, воды, ромашка, грибы, лиса, воздух, горы, дуб, звезды, небо, бабочка, щука, песок.



Первичная проверка понимания

1.Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)

- Заполните самостоятельно пропуски.

Проверь себя. Рабочая тетрадь с.43 №2

2. Работа в группах. Моделирование

— На основе схем учебника изготовьте модели, показываю­щие дыхание и питание растений. Вылепите из пластилина дерево, шарики красного цвета — кислород, шарики белого цвета - углекислый газ, лепешечки желтого цвета - крах­мал и сахар.

(Учащиеся лепят из пластилина модели.)





Работают в группах









Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


Этап первичного закрепления

— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества?

— Как дышат растения?

— Как питаются растения?

— Почему люди и животные не могли бы жить без растений?


Они обра­зуются на свету из углекислого газа и воды при питании ра­стений.

- Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.

- Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

- Растения улавливают энергию солнца, запасают эту энергию в питательных веществах, а потом как бы передают нам эту энергию. Или растение вырабатывают в питательных веществах кислород и выделяют его в воздух, а без кислорода животные и люди не могут жить...

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

Работа с деревом.

Зеленое яблоко. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтое яблоко. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красное яблоко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Ребята в зависимости от результата своей работы на уроке поднимают руки.

Регулятивные:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: с.74-77 читать, р.т. с.42-43 ( 1,3)

Записывают домашнее задание в дневники.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!