СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Охрана растений. Правила друзей растений" 3 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока. изучение новой темы с элементами проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Охрана растений. Правила друзей растений" 3 класс УМК "Школа России"»

Открытый урок

по окружающему миру в 3 классе

«Охрана растений»

3 «а» класс

   

 учитель начальных классов,

 Николаева Любовь Ивановна

2022г

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Охрана растений. Правила друзей природы»

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.

Цель: раскрыть понятие влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир природы, обозначить экологическую проблему исчезающих видов растений, познакомить с правилами поведения людей в природе

Личностные УУД: 

Л1: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л3: развитие умения работать в группах.

Познавательные УУД:

П1: развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2: развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

П3: развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

Регулятивные УУД:

Р1: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

Р2: формировать умения оценивать свою деятельность;

Р3: формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

К1: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

К2: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

К3: формирование умения взаимодействовать в группах на основе диалога;

К4: формирование умения работать в группах в процессе обучения;

Планируемые результаты:  учащиеся получат возможность познакомиться с тем, как человек, его хозяйственная деятельность, влияют на растительный мир природы, получат возможность научиться составлять правила бережного отношения к растениям













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Доброе утро, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хорошее настроение. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настроились на урок. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!

Ученики улыбнулись, настроились на урок

Л1

Л2

Р1

2

Актуализация знаний

  Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлых уроках.


Вспомним, как называют науку и ученых, которые занимаются изучением растений



Правильно, таким образом, мы выяснили, что растения являются частью живой природы.




Вы напомнили друг другу тему прошлых уроков и знаний, которые вы получали, проведем небольшой тест и проверим себя и своих друзей в том, что вы поняли и запомнили о размножении и развитии растений. Затем проверим работу в парах друг у друга (СЛАЙД 1)



Дети выполняют тест(3мин, проверка 2 мин) критерии оценок: без ошибок «5», 1-2 –«4», больше –грустный смайлик





Дают фронтально ответы на вопросы учителя:

о цветах, растениях, о группах растений, питании, дыхании, размножении и развитии растений


ученые ботаники занимаются наукой ботаникой





ученики индивидуально выполняют тест в малых группах(парами) проверяют работы друг у друга.

С помощью цветных карандашей зеленого, синего, красного цвета, дети показывают рефлексию своего теста

Л1

П2

К1

К2












Р3

К3

К4




3

Этап постановки проблемы

Итак, выполняя тест, вы вспомнили, что растения – это часть природы, которая развивается и размножается. А для чего же нужны растения? Какое значение они имеют в природе, в жизни человека, животных? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь схемой, которую вы заполнили на стр 44 рабочей тетради. (СЛАЙД 2)

Верно, ребята, растения очень важны в жизни человека и животных. А, чтобы свою жизнь сделать более комфортной, изобильной, человек может брать в природе столько растений, сколько ему пожелается. Вы со мною согласны?

Дети работают фронтально, дают развернутые ответы о значении растений питание, жилье, строительный материал, предметы быта, одежда, красота, лекарство.


нельзя брать много, растения гибнут и не успевают появиться новые, исчезают.


Л1

Л2

П1

П2

К1

К2




4

Постановка учебной задачи.

Да, действительно, ребята, из-за неразумного, неограниченного использования растений человеком, многих растений стало очень мало, а многие и совсем исчезли, поэтому людям нужно задуматься об этом и научиться бережно обращаться с растениями. Об этом нам сегодня и предстоит поговорить на уроке. Тогда давайте назовем тему нашего сегодняшнего урока. Кто-то сможет ее сформулировать?

(СЛАЙД 3)

Дети высказывают

свои предположения, мнения


охрана растений, бережное отношение к растениям, правила, которыми должны пользоваться люди, чтобы стать друзьями природы.

Л1

Л2

П1

П2

Р1

К1

5

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Посмотрите, ребята, как много разнообразных растений есть на Земле. Они делают нашу планету, каждый ее уголок, незабываемо красивым. И будет очень грустно и печально, если человек не сохранит, не сбережет эту красоту не только для себя, но и для будущих поколений. А как, какими поступками, человек причиняет вред растениям?

Посмотрим фильм, а затем, обсудим в группах и обменяемся сообщениями.

Задание группам: используя текс учебника на стр 82-83 и условные знаки из задания №2 стр.47 раб. тетр ., содержание фильма составьте рассказ(сообщение) об одной из четырех причин гибели растений из-за деятельности человека, а затем один представитель от каждой команды, защитит свою работу.

Для помощи в составлении рассказа используйте и карточку с условным обозначением, которая есть на рабочем столе у каждой группы. (СЛАЙД 4)


Фронтальный просмотр фильма.

Выполнение заданий в группах







Дети используя текст учебника с опорой на условные знаки из рабочей тетради и на рисунки карточки готовят сообщения в группах. Один из участников группы делает сообщение вслух, другие его дополняют.


П1

П3

К1

К2

К3

Р1

Р2

6

Первичное закрепление

Давайте послушаем сообщения, подготовленные в группах, и закрепим знания о причинах гибели растений

Ответы детей: человек наносит вред растениям, когда вырубает леса, для строительства новых домов, заводов, фабрик, распахивает поля, для новых городов…

Когда выпасает стада домашних животных, проезжает по полянам в лесу или на лугах на автомобилях, тракторах

Когда слишком много собирает лекарственных трав в природе в тех местах, где их растет мало или тогда, когда травы только цветут, не успевая дать потомство.

Когда люди напрасно рвут цветы для того чтобы сделать венки или принести домой в букетах, природные цветы быстро вянут и люди их просто выбрасывают.


Л1

Л2

Л3

П2

Р3

К2

К3

7

Физкультминутка

Сейчас я предлагаю вам встать, немного отдохнуть и взбодриться.

Утром бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

раз –росой она умылась,

два- на месте покружилась,

три нагнулась и присела,

на четыре- полетела,

над поляной покружилась

и с ромашкой подружилась!



Выполняют физические упражнения, соответствующие тексту стихотворения


Р1

8

Включение в систему новых знаний и применение их на практике с учетом собственного опыта






Мы назвали причина гибели растений. Скажите, а люди могут как- то помочь растениям, сохранить их, помочь увеличиться?




Правильно, а еще люди стали создавать такие природные территории, где посещение( нахождение) людей ограничено или совсем запрещено, там растения находятся в своих естественных условиях, под охраной. Кто-то вспомнит, как называются такие места?

(СЛАЙД 5)







Все верно, заповедники устраивают там, где растут растения, которых в природе стало мало. Такие растения занесены в специальную книгу- «Красную книгу». В заповедниках специальные люди- лесничие, ученые следят за тем, чтобы растения размножались. Вход посторонним людям в такие места запрещен.

Еще на природных территориях создаются заказники. Это такие места, куда доступ людей ограничен на определенное время, н-р пока растения цветут, чтобы не мешать растениям отцвести и дать потомство.

Еще с целью охраны растений создаются национальные парки, там люди могут находиться, только соблюдая определенные условия. Н-р, не разводить костры, гулять только по специальным тропинкам, отдыхать на специально оборудованных местах.

На территории нашей республики Бурятия тоже есть 3 заповедника, 2 национальных парка. Посмотрите их на карте. В них взяты под охрану растения, которые занесены в Красную книгу Бурятии, но эти растения еще можно встретить и в нашей местности. (СЛАЙД 6)

Ответы детей:

люди могут не рвать цветы в природе, а только ими любоваться, собирать лекарственные растения, только в тех местах, где их много растет, а если растений становится мало, то их надо перестать собирать, рвать, а нужно наоборот высаживать, высаживать растения (деревья) у домов, в скверах, парках, озеленять улицы городов.

Ответы детей: заповедники

Л1

Л2

П1

П2

Р1

Р2

Р3

К1

К2

К3

9

Самостоятельная работа










Посмотрите на слайд , встречал ли кто-то из вас похожие цветы на поляне у нашей речки, в наших лесах? Сравните рисунки цветов на слайде и на 48 стр. в раб. тетр. Найдите похожие растения, прочитайте их названия, отметьте номер. (СЛАЙД 7)



Теперь, когда вы будете в лесу или на лугу нашей местности, я думаю, вы вспомните о нашем сегодняшнем разговоре и не станете бесполезно только для забавы срывать или топтать эти цветы.


Дети работают в группах: сравнивают иллюстрацию цветов с рисунком в рабочей тетради, находят цветы, растущие в нашей местности, отмечают название, раскрашивают

П1

П2

Л2

Л3

Р1

Р2

Р3

К4

10

Применение полученных знаний.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, но я бы хотела узнать, готовы ли вы стать настоящими друзьями природы и растений в частности? Предлагаю вам посмотреть на иллюстрации улиц, которые лежат у вас на столах. Нравятся ли они вам? Чего в них не хватает?


Я с вами полностью согласна, поэтому предлагаю вам поухаживать за этими улицами, озеленить их. Напоминаю вам, что это коллективная работа, обсудите проект и приступайте к работе, время ограничено (Слайд 8)


Ответы детей:

они скучные, не интересные, на них нет растений






Дети дополняют рисунок улиц карандашом изображением аллей деревьев, клумб с цветами



Л1

Л2

Л3

П2

Р1

Р2

К4

11

Домашнее задание

На стр 48 раб тетр есть условные знаки друзей растений, расшифруйте их. Для помощи посмотрите статью учебника стр 84, не забудьте про задание под № 2

Записывают домашнее задание


12

Рефлексия

Довольны ли своей работой на сегодняшнем уроке? А как оцените работу своих друзей –одноклассников.

Вам помогут это сделать карточки с условными знаками: солнышко- все отлично, прямоугольник –понравилось, но были затруднения, тучка- скучал, ничего не запомнил.

Спасибо за урок! (СЛАЙД 9)





Оценивают себя

Дают оценку собственной работе

Слушают учителя

Р2

Р3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!