№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учеников. Психологический настрой. Доброе утро, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хорошее настроение. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настроились на урок. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе! | Ученики улыбнулись, настроились на урок | Л1 Л2 Р1 |
2 | Актуализация знаний | Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлых уроках. Вспомним, как называют науку и ученых, которые занимаются изучением растений Правильно, таким образом, мы выяснили, что растения являются частью живой природы. Вы напомнили друг другу тему прошлых уроков и знаний, которые вы получали, проведем небольшой тест и проверим себя и своих друзей в том, что вы поняли и запомнили о размножении и развитии растений. Затем проверим работу в парах друг у друга (СЛАЙД 1) Дети выполняют тест(3мин, проверка 2 мин) критерии оценок: без ошибок «5», 1-2 –«4», больше –грустный смайлик | Дают фронтально ответы на вопросы учителя: о цветах, растениях, о группах растений, питании, дыхании, размножении и развитии растений ученые ботаники занимаются наукой ботаникой ученики индивидуально выполняют тест в малых группах(парами) проверяют работы друг у друга. С помощью цветных карандашей зеленого, синего, красного цвета, дети показывают рефлексию своего теста | Л1 П2 К1 К2 Р3 К3 К4 |
3 | Этап постановки проблемы | Итак, выполняя тест, вы вспомнили, что растения – это часть природы, которая развивается и размножается. А для чего же нужны растения? Какое значение они имеют в природе, в жизни человека, животных? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь схемой, которую вы заполнили на стр 44 рабочей тетради. (СЛАЙД 2) Верно, ребята, растения очень важны в жизни человека и животных. А, чтобы свою жизнь сделать более комфортной, изобильной, человек может брать в природе столько растений, сколько ему пожелается. Вы со мною согласны? | Дети работают фронтально, дают развернутые ответы о значении растений питание, жилье, строительный материал, предметы быта, одежда, красота, лекарство. нельзя брать много, растения гибнут и не успевают появиться новые, исчезают. | Л1 Л2 П1 П2 К1 К2 |
4 | Постановка учебной задачи. | Да, действительно, ребята, из-за неразумного, неограниченного использования растений человеком, многих растений стало очень мало, а многие и совсем исчезли, поэтому людям нужно задуматься об этом и научиться бережно обращаться с растениями. Об этом нам сегодня и предстоит поговорить на уроке. Тогда давайте назовем тему нашего сегодняшнего урока. Кто-то сможет ее сформулировать? (СЛАЙД 3) | Дети высказывают свои предположения, мнения охрана растений, бережное отношение к растениям, правила, которыми должны пользоваться люди, чтобы стать друзьями природы. | Л1 Л2 П1 П2 Р1 К1 |
5 | Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Посмотрите, ребята, как много разнообразных растений есть на Земле. Они делают нашу планету, каждый ее уголок, незабываемо красивым. И будет очень грустно и печально, если человек не сохранит, не сбережет эту красоту не только для себя, но и для будущих поколений. А как, какими поступками, человек причиняет вред растениям? Посмотрим фильм, а затем, обсудим в группах и обменяемся сообщениями. Задание группам: используя текс учебника на стр 82-83 и условные знаки из задания №2 стр.47 раб. тетр ., содержание фильма составьте рассказ(сообщение) об одной из четырех причин гибели растений из-за деятельности человека, а затем один представитель от каждой команды, защитит свою работу. Для помощи в составлении рассказа используйте и карточку с условным обозначением, которая есть на рабочем столе у каждой группы. (СЛАЙД 4) | Фронтальный просмотр фильма. Выполнение заданий в группах Дети используя текст учебника с опорой на условные знаки из рабочей тетради и на рисунки карточки готовят сообщения в группах. Один из участников группы делает сообщение вслух, другие его дополняют. | П1 П3 К1 К2 К3 Р1 Р2 |
6 | Первичное закрепление | Давайте послушаем сообщения, подготовленные в группах, и закрепим знания о причинах гибели растений | Ответы детей: человек наносит вред растениям, когда вырубает леса, для строительства новых домов, заводов, фабрик, распахивает поля, для новых городов… Когда выпасает стада домашних животных, проезжает по полянам в лесу или на лугах на автомобилях, тракторах Когда слишком много собирает лекарственных трав в природе в тех местах, где их растет мало или тогда, когда травы только цветут, не успевая дать потомство. Когда люди напрасно рвут цветы для того чтобы сделать венки или принести домой в букетах, природные цветы быстро вянут и люди их просто выбрасывают. | Л1 Л2 Л3 П2 Р3 К2 К3 |
7 | Физкультминутка | Сейчас я предлагаю вам встать, немного отдохнуть и взбодриться. Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась, раз –росой она умылась, два- на месте покружилась, три нагнулась и присела, на четыре- полетела, над поляной покружилась и с ромашкой подружилась! | Выполняют физические упражнения, соответствующие тексту стихотворения | Р1 |
8 | Включение в систему новых знаний и применение их на практике с учетом собственного опыта | Мы назвали причина гибели растений. Скажите, а люди могут как- то помочь растениям, сохранить их, помочь увеличиться? Правильно, а еще люди стали создавать такие природные территории, где посещение( нахождение) людей ограничено или совсем запрещено, там растения находятся в своих естественных условиях, под охраной. Кто-то вспомнит, как называются такие места? (СЛАЙД 5) Все верно, заповедники устраивают там, где растут растения, которых в природе стало мало. Такие растения занесены в специальную книгу- «Красную книгу». В заповедниках специальные люди- лесничие, ученые следят за тем, чтобы растения размножались. Вход посторонним людям в такие места запрещен. Еще на природных территориях создаются заказники. Это такие места, куда доступ людей ограничен на определенное время, н-р пока растения цветут, чтобы не мешать растениям отцвести и дать потомство. Еще с целью охраны растений создаются национальные парки, там люди могут находиться, только соблюдая определенные условия. Н-р, не разводить костры, гулять только по специальным тропинкам, отдыхать на специально оборудованных местах. На территории нашей республики Бурятия тоже есть 3 заповедника, 2 национальных парка. Посмотрите их на карте. В них взяты под охрану растения, которые занесены в Красную книгу Бурятии, но эти растения еще можно встретить и в нашей местности. (СЛАЙД 6) | Ответы детей: люди могут не рвать цветы в природе, а только ими любоваться, собирать лекарственные растения, только в тех местах, где их много растет, а если растений становится мало, то их надо перестать собирать, рвать, а нужно наоборот высаживать, высаживать растения (деревья) у домов, в скверах, парках, озеленять улицы городов. Ответы детей: заповедники | Л1 Л2 П1 П2 Р1 Р2 Р3 К1 К2 К3 |
9 | Самостоятельная работа | Посмотрите на слайд , встречал ли кто-то из вас похожие цветы на поляне у нашей речки, в наших лесах? Сравните рисунки цветов на слайде и на 48 стр. в раб. тетр. Найдите похожие растения, прочитайте их названия, отметьте номер. (СЛАЙД 7) Теперь, когда вы будете в лесу или на лугу нашей местности, я думаю, вы вспомните о нашем сегодняшнем разговоре и не станете бесполезно только для забавы срывать или топтать эти цветы. | Дети работают в группах: сравнивают иллюстрацию цветов с рисунком в рабочей тетради, находят цветы, растущие в нашей местности, отмечают название, раскрашивают | П1 П2 Л2 Л3 Р1 Р2 Р3 К4 |
10 | Применение полученных знаний. | Итак, ребята, наш урок подходит к концу, но я бы хотела узнать, готовы ли вы стать настоящими друзьями природы и растений в частности? Предлагаю вам посмотреть на иллюстрации улиц, которые лежат у вас на столах. Нравятся ли они вам? Чего в них не хватает? Я с вами полностью согласна, поэтому предлагаю вам поухаживать за этими улицами, озеленить их. Напоминаю вам, что это коллективная работа, обсудите проект и приступайте к работе, время ограничено (Слайд 8) | Ответы детей: они скучные, не интересные, на них нет растений Дети дополняют рисунок улиц карандашом изображением аллей деревьев, клумб с цветами | Л1 Л2 Л3 П2 Р1 Р2 К4 |
11 | Домашнее задание | На стр 48 раб тетр есть условные знаки друзей растений, расшифруйте их. Для помощи посмотрите статью учебника стр 84, не забудьте про задание под № 2 | Записывают домашнее задание | |
12 | Рефлексия | Довольны ли своей работой на сегодняшнем уроке? А как оцените работу своих друзей –одноклассников. Вам помогут это сделать карточки с условными знаками: солнышко- все отлично, прямоугольник –понравилось, но были затруднения, тучка- скучал, ничего не запомнил. Спасибо за урок! (СЛАЙД 9) | Оценивают себя Дают оценку собственной работе Слушают учителя | Р2 Р3 |