IV. Физкультминутка | Практическая работа Диалог с учителем о том, как можно обнаружить воздух. Просмотр слайдов. Работа с таблицей. Наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление. Беседа « Свойства воздуха» Практическое задание Фиксация результатов опыта в таблицу. Беседа «Роль воздуха для существования жизни на Земле». Просмотр слайда с комментариями учителя Поиск ответа на вопрос № 3. Работа по карточке. Физкультминутка Беседа « Состав воздуха» Просмотр слайда 10 с комментариями учителя: Слайд 11 Практическая работа в тетради. Работа со схемой. Бесед « Значение чистого воздуха» Источники загрязнения» Дети ведут диалог с учителем. Работа с фотоиллюстрациями учебника, с. 48 Просмотр слайда 12 с комментариями учителя: Беседа «Пути охраны воздуха» Работа со слайдом 13 Решение экологических задач. Работа с таблицей. Слайд 14 Таблица Хочу узнать Узнал | Опыт №1 Слайд 5 - Что наблюдаем? - О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания. - Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист. Закончите вывод: Воздух можно …… Воздух можно осязать, когда он движется. - Как убедиться в этом? Слайд 6 2 ступень – свойства воздуха - Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. 1. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Через стену мы видим соседний класс? – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? – О каком свойстве воздуха это говорит? - Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы. 2. – Посмотрите на доску. Какого она цвета? – А какого цвета воздух? – Верно, это еще одно физическое свойство воздуха. 3. - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? – Чистый воздух не пахнет. Слайд 7 - Какие свойства есть у воздуха? 3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле. - Прочитайте статью, ответьте на вопросы: - что такое атмосфера - какое значение для жизни имеет атмосфера Слайд 8 Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода. - Что нового узнали об атмосфере? - Как называется воздушная оболочка Земли? Слайд 9 3.Значение воздуха для жизни на Земле? Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот Руки вниз, на пояс, вверх, Ждут открытия нас всех Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ. Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему? Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере. 4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания. -Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха. Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород. - Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания? 5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана. - К нам пришла телеграмма. «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города Перечислите основные источники загрязнения воздуха. - Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень. Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым. Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу! - Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. Карточка 1. - Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? Карточка 2. - Какой способ охраны воздуха указан в задачах? - Сделайте вывод. | Опыт №1 При помощи соломинки дуют в сосуд с водой. - При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух) Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку). -услышать ( в таблицу записываем «можно услышать») Опыт №2 ( проводят ученики) Учащиеся машут друг на друга тетрадями. (в таблицу записываем «можно осязать») Слайд 3 - Нет. – Нет. – Да. - Воздух прозрачен, Таблица: Хочу узнать Узнал Как обнаружить воздух? Можно увидеть Можно осязать Можно услышать Воздух прозрачен. – Зеленая – Он бесцветен. -Да - Нет. Хочу узнать Узнал Как обнаружить воздух? Можно увидеть Можно осязать Можно услышать Прозрачен Бесцветен Не имеет запаха -Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло. (ответы в графу «Узнал») Таблица Слайд 9 Хочу узнать Узнал Атмосфера защищает: - от метеоритов. - от перегрева и от холода - от губительных солнечных лучей. Воздух - это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Хочу узнать Узнал Выполнение задания в рабочей тетради «Окружающий мир» 1 часть Заполнение схемы состава воздуха. Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором) Работа в группах. Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн) - установка очистных сооружений. Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг) - озеленение окружающей среды. Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. Таблица Хочу узнать Узнал Как обнаружить воздух? Можно увидеть Можно осязать Можно услышать Прозрачен Бесцветен Не имеет запаха Атмосфера защищает: - от метеоритов. - от перегрева и от холода - от губительных солнечных лучей. Из чего состоит воздух? Азот Кислород (нужен для дыхания) Углекислый газ Отношение человека к воздуху Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. | Предметные: - изучить свойства воздуха и его состав Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; стремиться хорошо учиться. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска наобходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, что и кто поможет освоить новые знания; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) |